Интегрированный урок (изо, окружающий мир). Животное коренных народов Севера - северный олень
план-конспект урока (2 класс)
Познакомить учащихся 2 класса с особенностями северного оленя – домашнего животного эвенков; обобщить и углубить их знания о значении оленя в жизни народов севера; вызвать желание учащихся самостоятельно изобразить оленя;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Северный олень.
Интегрированный урок по предметам «Окружающий мир»,
«Изобразительное искусство»
Цель: дать представление об олене как домашнем животном эвенков.
Задачи: образовательные: познакомить учащихся 2 класса с особенностями северного оленя – домашнего животного эвенков; обобщить и углубить их знания о значении оленя в жизни народов севера; вызвать желание учащихся самостоятельно изобразить оленя;
Развивающие: развивать умение слушать учителя, память, воображение, мышление; развивать умения и навыки работы с пластилином и красками;
Воспитательные: формировать положительную мотивацию к изучению родного края, чувство уважения к своему народу, способствовать эстетическому воспитанию.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: формировать понимания выразительных возможностей изображения, понимание связи с окружающим пространством; систематизировать формирование познавательной активности, совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний анатомическом строении, цветовой окраске; общее и индивидуальное в строении тела животных.
Метапредметные: понимают поставленную задачу занятия, отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на занятии; вступают в речевое общение.
Личностные: имеют положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют интерес и уважение к культуре других народов.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: записи на доске: «Вот он – северный олень!»; пословицы: «Олень есть – жизнь есть», «Олени – наши друзья», «Олени – наше богатство»; фонограмма песни; бумага (лист А3), простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, салфетка, стаканчик-непроливайка, пластилин, доска для лепки, стеки, компьютер, проектор.
Иллюстрации: олень, олень в упряжке с нартами, национальная одежда, чум; хищные звери: медведь, рысь, волк, росомаха; гербарный образец ягеля; «Книга для чтения во 2 классе школ Крайнего Севера», автор А.С. Жулёва.
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целей урока.
- Каких животных называют дикими? Приведите примеры.
Каких животных называют домашними? Приведите примеры.
Для чего разводят домашних животных? Приведите примеры.
- Отгадайте загадку.
Рогатый коняшка,
То на воле, то в упряжке. (олень)
Олень – дикое или домашнее животное?
Олени есть дикие, а есть домашние. Многие северные народы, и конечно эвенки, занимаются оленеводством, т.е. разведением оленей.
- Тема нашего урока – «Cеверный олень».
Вы узнаете о врагах оленя, о значении оленя для народов Севера, а во второй части урока вы попробуете изобразить оленя с помощью карандашей, красок и пластилина.
II. Основная часть
1. Окружающий мир. Знакомство с особенностями оленя.
- В наших краях обитает северный олень (показ иллюстрации оленя).
У оленя стройное тело, длинные, тонкие, но сильные ноги. На ногах крепкие копыта. На голове оленей красивые ветвистые рога. Осенью рога отпадают, а весной вырастают новые.
Как вы думаете, есть ли у оленя враги?
На оленя могут напасть хищные животные: медведь, волк, росомаха, рысь (показ иллюстрации названных хищных животных). Но олени чуткие животные и умеют быстро бегать, даже по снегу. Не любят олени комаров и мошек, поэтому летними днями они почти всегда на стойбище, где для них есть дом, в котором люди разводят дымокур.
Чем питаются олени? Олени едят ягель, траву и грибы. Летом корм найти просто, а зимой оленям приходится выкапывать глубокие ямы в снегу, чтобы добраться до ягеля. У эвенков есть летнее и зимнее стойбища. Летом олени пасутся в одном месте и съедают весь корм, зимой – в другом.
Для чего разводят оленей? Что получают от них?
Работа с текстом (текст у каждого ученика).
Учащиеся читают по очереди:
- Олень – главное богатство народов Севера.
Олень – это транспорт. Оленя запрягают в нарты.
Олень – это пища. Мясо оленя употребляют в пищу в сыром и вареном виде.
Олень – это одежда.
Чумы также покрывали оленьими шкурами. Вместо матрасов и одеял были оленьи шкуры.
2. Рассказ учителя о значении оленя и отношении к нему.
- Олень кормит людей, одевает, перевозит.
Раньше, когда все эвенки жили в лесу, почти у каждой семьи было свое стадо оленей. Оленей в стаде было несколько десятков или даже сотен, но хозяин знал каждого из них.
А ещё у каждого члена семьи был свой олень. Дети любили своих оленей, заботились о них, угощали хлебом, сахаром. Оленята привыкали к людям и не боялись. Дети вашего возраста учились запрягать оленей в упряжку и управлять ими. Вы помните, как называется длинный шест, которым погоняют оленей? Правильно. Хорей. Но оленей не били, а слегка прикасались к ним хореем, указывая, куда ехать. «Олени – наши друзья» - так говорили эвенки.
О красоте северного оленя нам споёт (ФИО учащегося).
Песня «Друг ты мой - олень»
Друг ты мой - олень, Зарябит в глазах,
Белоснежный бок. Задымится след.
Статен, круторог, Не ворчи метель –
Легок, быстроног. Нам преграды нет.
Я возьму хорей, Я возьму хорей,
Сяду в нарды - «Хей!» Сяду в нарды - «Хей!»
И олень рванёт, И олень рванёт,
Через снег и лёд. Через снег и лёд.
- Физкультминутка.
- Рисование оленя по представлению, лепка фигуры оленя из пластилина.
- Сейчас вы разделитесь на 2 группы. Первая будет рисовать оленя, вторая – лепить фигурку оленя из пластилина.
5. Самостоятельная работа
6. Обобщающая беседа.
- Сегодня на уроке мы говорили об олене – домашнем животном эвенков.
Опишите внешность северного оленя.
Расскажите, чем питается северный олень? Есть ли враги у оленя? Какое значение имеет олень для народов Севера?
III. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
- Посмотрите на ваши работы. Вот он, северный олень! Такой прекрасный и такой непохожий у каждого из вас.
IV. Домашнее задание
Выучить песню «Друг ты мой - олень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 1 классе(математика, музейная педагогика) Северо Кавказская железная дорога объединяет народы Северного Кавказа. Сложение и вычитание в пределах 20"
Задачи:– создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/28/picture-809261-1472399606.jpg)
Интегрированный урок по окружающему миру "Животные родного края"
Интегрированный урок изучения нового материала с применением игровых технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/12/picture-1174078-1570868030.jpg)
Образовательный предметный модуль 2 класс. Жизнь и быт коренных народов Севера
Цель данного образовательного модуля: формирование у учащихся целостных преставлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/27/picture-1293669-1606507097.jpg)
Интегрированный урок (физкультура +окружающий мир) • Животные твоего края. • Подвижная игра «Быстро шагай» 4 класс
Дидактическая цель урока : Создать условия для расширения знаний учащихся о повадках, особенностях передвижения животных родного края, оценивания их силы и ловкости, привития бережного отн...
Спортивные национальные игры коренных народов Севера
Работа состоит из четырех основных разделов: введения, теоретической части, практической части и заключения.Целью исследования является: знакомство и изучение традиционных национальных спо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/18/picture-244761-1366274972.jpg)
Сценарий классного часа "Солдаты земли Сахалинской" (из числа коренных народов Севера)
Сценарий классного часа "Солдаты земли Сахалинской" (из числа коренных народов Севера) для 5 - 8 классов...