Интегрированный урок (изо, окружающий мир). Животное коренных народов Севера - северный олень
план-конспект урока (2 класс)

Познакомить учащихся 2 класса с особенностями северного оленя – домашнего животного эвенков; обобщить и углубить их знания о значении оленя в жизни народов севера; вызвать желание учащихся самостоятельно изобразить оленя;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr_urok._severnyy_olen.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Северный олень.

Интегрированный урок по предметам «Окружающий мир»,

«Изобразительное искусство»

Цель: дать представление об олене как домашнем животном эвенков.

Задачи: образовательные: познакомить учащихся 2 класса с особенностями северного оленя – домашнего животного эвенков; обобщить и углубить их знания о значении оленя в жизни народов севера; вызвать желание учащихся самостоятельно изобразить оленя;

Развивающие: развивать умение слушать учителя, память, воображение, мышление; развивать умения и навыки работы с пластилином и красками;

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к изучению родного края, чувство уважения к своему народу, способствовать эстетическому воспитанию.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: формировать понимания выразительных возможностей изображения, понимание связи с окружающим пространством; систематизировать формирование познавательной активности, совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний анатомическом строении, цветовой окраске; общее и индивидуальное в строении тела животных.

Метапредметные: понимают поставленную задачу занятия, отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на занятии; вступают в речевое общение.

Личностные: имеют положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют интерес и уважение к культуре других народов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: записи на доске: «Вот он – северный олень!»; пословицы: «Олень есть – жизнь есть», «Олени – наши друзья», «Олени – наше богатство»; фонограмма песни; бумага (лист А3), простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, салфетка, стаканчик-непроливайка, пластилин, доска для лепки, стеки, компьютер, проектор.

Иллюстрации: олень, олень в упряжке с нартами, национальная одежда, чум; хищные звери: медведь, рысь, волк, росомаха; гербарный образец ягеля; «Книга для чтения во 2 классе школ Крайнего Севера», автор А.С. Жулёва.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  1. Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целей урока.

- Каких животных называют дикими? Приведите примеры.

Каких животных называют домашними? Приведите примеры.

Для чего разводят домашних животных? Приведите примеры.

- Отгадайте загадку.

Рогатый коняшка,

То на воле, то в упряжке.               (олень)

Олень – дикое или домашнее животное?

Олени есть дикие, а есть домашние. Многие северные народы, и конечно эвенки, занимаются оленеводством, т.е. разведением оленей.

  1. Тема нашего урока – «Cеверный олень».

Вы узнаете о врагах оленя, о значении оленя для народов Севера, а во второй части урока вы попробуете изобразить оленя с помощью карандашей, красок и пластилина.

II. Основная часть

1. Окружающий мир. Знакомство с особенностями оленя.

- В наших краях обитает северный олень (показ иллюстрации оленя). 

У оленя стройное тело, длинные, тонкие, но сильные ноги. На ногах крепкие копыта. На голове оленей красивые ветвистые рога. Осенью рога отпадают, а весной вырастают новые.

Как вы думаете, есть ли у оленя враги?

На оленя могут напасть хищные животные: медведь, волк, росомаха, рысь (показ иллюстрации названных хищных животных). Но олени чуткие животные и умеют быстро бегать, даже по снегу. Не любят олени комаров и мошек, поэтому летними днями они почти всегда на стойбище, где для них есть дом, в котором люди разводят дымокур.

Чем питаются олени? Олени едят ягель, траву и грибы. Летом корм найти просто, а зимой оленям приходится выкапывать глубокие ямы в снегу, чтобы добраться до ягеля. У эвенков есть летнее и зимнее стойбища. Летом олени пасутся в одном месте и съедают весь корм, зимой – в другом.

Для чего разводят оленей? Что получают от них?

Работа с текстом (текст у каждого ученика).

Учащиеся читают по очереди:

- Олень – главное богатство народов Севера.

Олень – это транспорт. Оленя запрягают в нарты.

Олень – это пища. Мясо оленя употребляют в пищу в сыром и вареном виде.

Олень – это одежда.

Чумы также покрывали оленьими шкурами. Вместо матрасов и одеял были оленьи шкуры.

2. Рассказ учителя о значении оленя и отношении к нему.

- Олень кормит людей, одевает, перевозит.

Раньше, когда все эвенки жили в лесу, почти у каждой семьи было свое стадо оленей. Оленей в стаде было несколько десятков или даже сотен, но хозяин знал каждого из них.

А ещё у каждого члена семьи был свой олень. Дети любили своих оленей, заботились о них, угощали хлебом, сахаром. Оленята привыкали к людям и не боялись. Дети вашего возраста учились запрягать оленей в упряжку и управлять ими. Вы помните, как называется длинный шест, которым погоняют оленей? Правильно. Хорей. Но оленей не били, а слегка прикасались к ним хореем, указывая, куда ехать. «Олени – наши друзья» - так говорили эвенки.

О красоте северного оленя нам споёт (ФИО учащегося).

Песня «Друг ты мой - олень»

Друг ты мой - олень,                          Зарябит в глазах,

Белоснежный бок.                           Задымится след.

Статен, круторог,                           Не ворчи метель –

Легок, быстроног.                           Нам преграды нет.

Я возьму хорей,                              Я возьму хорей,

Сяду в нарды - «Хей!»                   Сяду в нарды - «Хей!»

И олень рванёт,                               И олень рванёт,

Через снег и лёд.                             Через снег и лёд.

  1. Физкультминутка.
  2. Рисование оленя по представлению, лепка фигуры оленя из пластилина.

- Сейчас вы разделитесь на 2 группы. Первая будет рисовать оленя, вторая – лепить фигурку оленя из пластилина.

5. Самостоятельная работа

6. Обобщающая беседа.

- Сегодня на уроке мы говорили об олене – домашнем животном эвенков.

Опишите внешность северного оленя.

Расскажите, чем питается северный олень? Есть ли враги у оленя? Какое значение имеет олень для народов Севера?

III. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

- Посмотрите на ваши работы. Вот он, северный олень! Такой прекрасный и такой непохожий у каждого из вас.

 IV. Домашнее задание

Выучить песню «Друг ты мой - олень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 1 классе(математика, музейная педагогика) Северо Кавказская железная дорога объединяет народы Северного Кавказа. Сложение и вычитание в пределах 20"

Задачи:– создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти,...

Интегрированный урок по окружающему миру "Животные родного края"

Интегрированный урок изучения нового материала с применением игровых технологий....

Коренные народы Севера

дидактический материал по краеведению (курс "Мы - дети природы" 3 класс)...

Образовательный предметный модуль 2 класс. Жизнь и быт коренных народов Севера

       Цель данного образовательного модуля: формирование у учащихся целостных преставлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, ...

Интегрированный урок (физкультура +окружающий мир) • Животные твоего края. • Подвижная игра «Быстро шагай» 4 класс

Дидактическая цель урока : Создать условия для  расширения знаний учащихся  о повадках, особенностях передвижения животных родного края, оценивания их силы и ловкости, привития бережного отн...

Спортивные национальные игры коренных народов Севера

Работа состоит из четырех основных разделов: введения, теоретической части, практической части и заключения.Целью исследования  является: знакомство и изучение традиционных  национальных спо...

Сценарий классного часа "Солдаты земли Сахалинской" (из числа коренных народов Севера)

Сценарий классного часа "Солдаты земли Сахалинской" (из числа коренных народов Севера) для 5 - 8 классов...