Моя педагогическая система
статья на тему

 УМК РО Л. В. Занкова  позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, который предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsistema.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

С 2001 года работаю по системе развивающего обучения по программе Л.В. Занкова.

Являюсь членом Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель моей педагогической деятельности:

- создать образовательную развивающую среду для формирования ключевых компетенций  

  учащихся.

Задачи:

- оптимальное общее  развитие личности каждого учащегося

- достижение образовательных результатов учащихся, сформулированных как ключевые  

  компетенции

- сохранение здоровья учащихся

УМК Л.В. Занкова способствует реализации поставленной цели и задач. В него входят следующие учебные пособия:

Математика-1,2,3,4 (автор Аргинская И.И.);

Русский язык-1,2,3.4 (автор Полякова А.В.)

Мы и окружающий мир-1,2,3,4 (автор Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)

Литературное чтение-1,2,3,4 (автор Чуракова Н.А.)

1 класс. Умные руки (автор Цирулик Н.А.)  

2 класс  Уроки творчества  (автор Цирулик Н.А.)

3 класс. Творческая мастерская (автор Проснякова Т.И.)

4 класс. Творческая мастерская (автор Проснякова Т.И.)

Соблюдаю основные дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова:

  • обучение на высоком уровне  трудности;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • быстрый темп изучения учебного материала;
  • осознание процесса учения учащимися;
  • достижение наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых.

Данный УМК позволяет мне реализовать компетентностный подход в обучении, который предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Эти умения должны позволить действовать в новых, неопределённых ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Таким образом, основным результатом деятельности учителя становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способы деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Ключевые компетенции – это наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (2004 г) зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:

- познавательную деятельность

- информационно-коммуникативную деятельность

- рефлексивную деятельность.

Можно выделить следующие группы ключевых компетенций учащихся:

-Коммуникативные

-Информационные

-Исследовательские

      -Проектные

-Организационные

-Умение учиться

-Личностные

Принципиально меняется и позиция учителя.

Компетентностную модель современного учителя представляю из следующих элементов:

- ценности,  принципы и цели

- профессиональные качества

- ключевые компетенции

- педагогические методы, способы и технологии

- профессиональные позиции

Своими ценностями считаю:

- свобода учащегося быть самим собой

- помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными

- индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям

- чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций.

Обладаю профессиональными  качествами:

- доброжелательно и заинтересованно отношусь к учащимся

-  способна к критике и рефлексии

- понимаю других людей, имеющих другие ценности, интересы и способности

- открыта для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу

-  делюсь с учащимися своими мыслями и чувствами

- демонстрирую компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к диалогу

- демонстрирую увлечённость своим предметом

Ключевые компетенции учителя:

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребёнка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовывать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

Владею основными компетенциями современного учителя:

  • Умение учиться вместе с учениками
  • Умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений\компетенций)
  • Умение мотивировать учащихся, включая из в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции
  • Умение «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Умение занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности
  • Умение подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владение проектным мышлением и умение организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владение исследовательским мышлением, умение организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и умение организовать её у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Умение вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем.
  • Владение компьютерными технологиями и использование их в учебном процессе.

Педагогические методы, формы и технологии

Создавая для учащихся развивающую образовательную среду, свою педагогическую деятельность строю в соответствии с принципами технологии деятельностного подхода, использую проектную деятельность, игровые, здоровьесберегающие технологии, технологию уровневой дифференциации, информационные технологии.

В своей педагогической деятельности предпочтение отдаю деятельностным методам: частично-поисковый, наблюдение, создание проблемных ситуаций. Использую разнообразные формы организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, дифференцированную, работу в группах и парах, интерактивные формы в виде учебных игр «Школа разведки», «Карусель», «Суета», «Иду в гости». Интерактивные формы организации учебного процесса позволяют сочетать три вида активности учащихся: познавательную, социальную, физическую.

Профессиональные позиции учителя:

Выступаю в таких профессиональных позициях учителя, как организатор деятельности, консультант, партнёр, эксперт.

На уроках использую такие образовательные ситуации:

  • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности
  • Осуществление учащимися самостоятельного выбора (уровня сложности заданий, форм и способов работы)
  • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат)
  • Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем, распределение обязанностей, планирование, оценка и рефлексивное обсуждение результатов)
  • Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование современных педагогических технологий, описанных методов и форм позволяет обеспечить обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся.

Анализ уровня мотивации показывает положительную динамику в её развитии. Так в 1 классе у 75% учащихся высокий и хороший уровень мотивации. Во 2 классе с высоким и хорошим уровнем мотивации 80% учащихся, в 3 классе этот показатель составляет 76%, а уже в 4 классе – 80%.

В 3 классе внутренняя мотивация сформирована у 67 % учащихся, внешняя отрицательная мотивация – у 16,6% , к 4 классу  - у 76, 8% учащихся внутренняя мотивация и лишь у 6,6% внешняя отрицательная.

По результатам анкетирования самым важным в школе учащиеся считают уроки, учителя. Сравнивая результаты анкетирования о рейтинге предметов, наблюдается положительная динамика в развитии учебно-познавательных интересов учащихся. Так, на первые места ими выдвинуты такие предметы, как математика, русский язык, литература, окружающий мир.

Положительным результатом  в формировании информационных и проектных компетенций считаю тот факт, что дети регулярно используют дополнительную литературу при подготовке домашних заданий, особенно по окружающему миру: книги о животных и растениях, о жизни людей, энциклопедии, ресурсы Интернет. Ребята с большим желанием готовят индивидуальные сообщения, работают над проектами, сочиняют. Успешным стал долгосрочный проект «Жизнь цвета радуги», который был представлен на Всероссийском конкурсе «Мы – занковцы!» (2 место). Результатом в формировании исследовательских компетенций стало участие ребят в школьной научно-практической конференции. Ребята были отмечены грамотами школы.

Ребята активно участвуют в районных конкурсах, занимают призовые места.

По итогам обучения в 4 классе закончили учебный год на «4» и «5» 65% учащихся.

Анализ уровня заболеваемости показывает положительную динамику: в 1 классе – 7,85 дней на 1 ребёнка, во 2 классе – 11,29 дн., в 3 классе – 3,8 дн., в 4 классе – 3,4 дн. В классе высокий уровень индекса здоровья и индекса психологического благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья как педагогическая система и партнёр школы"

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский...

Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника

В данной статье рассматривается вопрос об особенности  содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию...

Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова

Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова. Мне  хочется напомнить старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы ...

Педагогическая система Марии Монтессори

Много десятков лет имя Марии Монтессори (1870-1952), которая являлась психиатром и психологом, опытным детским врачом и философом, неутомимым ученым-исследователем и страстным подвижником новейших гум...

педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущ...

Эссе" Моя педагогическая система"

Эссе участвовало в Шестом Всероссийском конкурсе педагогических эссе «Взгляд».                                   ...