Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
статья по теме

Елена Анатольевна Саватюгина

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе.

Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проблемы ухудшения состояния здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной беспокойства как государственных организаций, так и общества. Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. Это касается как физического, так и психического, социального аспектов здоровья.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования, т.к. период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков.

И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, может ли система образования беспристрастно относится к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Здоровье - это такая составляющая процесса формирования личности, без который не мыслится сегодня образование в его содержательной и практико-ориентированной сути.

Все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, содержание образовательных программ, условия осуществления учебно-воспитательного процесса, уровень педагогической культуры учителей и родителей - все это имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.

Понятие «здоровьесберегающая технология» появилось в образовании в последние 6-7 лет и не являясь самостоятельной педагогической технологией, выступает в роли качественной характеристики любой из них.

Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил.

Интересную технологию обучения на основе двигательной активности, решающую часть проблем по сбережению здоровья детей, разработал доктор медицинских наук, профессор  и врач В. Ф. Базарный. Академией медицинских наук методика признана научным открытием и рекомендована к использованию.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав:

1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя должно быть – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того,что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем:

- включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности.

- проявлением и тренировкой познавательной активности.

- показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психологического состояния (психологического здоровья), а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

1 этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы)

2 этап: ученики формулируют и задают вопросы

3 этап: ученики отвечают на вопросы.

Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок организованный на основе принципов здоровьесбережения не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Виды физкультминуток:

  1. Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  2. Упражнения, корректирующие осанку;
  3. Дыхательная гимнастика;
  4. Упражнения для кистей рук;
  5. Гимнастика для глаз;
  6. Гимнастика для слуха.

В процессе исследований доктора медицинских наук В. Базарного был проведен следующий эксперимент.

В одном классе в середине каждого урока все учащиеся на протяжении недели выполняли общую физкультминутку продолжительностью по 3 минуты. В параллельном классе учащиеся не выполняли никаких физминуток. Однако все они трижды за урок (через каждые 10 мин.) переводились из положения сидя в положение свободного стояния продолжительностью в одну минуту. Т.о., продолжительность выполнения физминуток и прибывание в позе свободного стояния были равны и составляла по три минуты на каждом уроке. Принципиальная же разница состояла в том, что дети первой группы поднимались один раз за урок, а дети второй группы – трижды. В конце и начале учебной недели в обоих классах все дети обследовались на предмет их утомления. Анализ полученных данных выявил, что утомленность тех детей, которые выполняли на уроке общую физминутку, к концу недели была достоверно выше по сравнению с теми которых просто за урок трижды поднимали в положение свободного стояния.

Этот эксперимент показал, что в возникновении и поддержании утомления школьников является поддержание телесно-мышечной системы в однообразной статически-напряженной позе.

Полученные данные явились основанием для рекомендации внедрения в учебный процесс методики периодически меняющихся динамических поз.

Режим динамических поз (без использования конторок) осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10-12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно оказалось поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо, когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.

В целом, предложенный В.Ф. Базарным режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности.

Как видно из эксперимента В.Ф. Базарного режим динамических поз заменяет первые три типа физкультминуток приведенных выше.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуется:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме  школьного урока и использовать гимнастику для глаз:

- использование схемы зрительно-двигательных траекторий предложенной В. Базарным, оптимальным местом для нанесения которой является потолок (это можно увидеть в моем классе);

- работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры и т. д .(размер от 1 до 3  см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть  нужный звук и т. д.;

- рисование носом;

- раскрашивание (предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом. Но закончить нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.)

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют дыхательную гимнастику:

- дыхательная медитация (Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка…Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.)

- «Каша кипит» ( Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых»)

- «Ветерок» ( Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть « ворсинку» (подул нежный ветерок.)

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи.фф

Одним из подходов в формировании здорового климата в коллективе является мониторинг психологического состояния учеников. Для этих целей служит календарь настроений. Данный календарь заполняется самими детьми после прихода в школу и является своеобразным индикатором настроения ребенка в начале занятий. Информация о настроении ребенка в утренний период используется, как для обучения детей следить за психологическим состоянием друзей и стараться выправить их плохое настроение, т.е. для формирования коллектива, так и учителем (психологом) как индикатор психологического климата в семье и школе.

Снижение психологических нагрузок в начальный период обучения, в соответствии с выводами, сделанными В. Базарным, достигается за счет введения в начале обучения письму карандашом. Данный подход к началу обучения письму способствует снятию стресса ребенка от сделанных ошибок в процессе изучения написания букв и цифр, поскольку ошибки в написании сделанные карандашом легко исправляются и не вызывают у ребенка негативных реакций от постоянного напоминания, т.е. у ребенка формируются только положительные реакции на успех в обучении.

Учитывая тот факт, что в доступной нам литературе мы не встретили специальных исследований, касающихся анализа влияния на формирование психомоторного стереотипа, в т. ч. на функциональное состояние, развитие и здоровье детей процесса овладения ими навыками письма (в т. ч. дифференцированно — посредством перьевой и шариковой ручками), такое исследование было выполнено нами совместно с Л. П. Уфимцевой и В. А. Гуровым (1983—1990). Актуальность же проведения исследовании в такой ориентации вытекала из следующих соображений.

Во-первых, изучение этого влияния на функциональное состояние и последующее развитие детей важно было оценить на начальном этапе овладевания графическими моторными навыками. Последнее связано с тем, что именно на данном этапе под воздействием письма как тонко координаторного вида произвольной деятельности формируются устойчивые психомоторные стереотипы, которые как известно, могут быть сообразны природе раскрепощения психомоторной сферы ребенка и, наоборот, направлены на их закрепощение.

Что же касается изучения влияния на психомоторную сферу ребенка дифференцированно-шариковой и перьевой ручки, то между ними, на наш взгляд, имеется коренное отличие в основах психомоторной "механики". В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, т. е. при безотрывном письме, усилию придан режим пролонгированной мышечно-тонической напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.

Исследование заключалось в следующем. Одна из подготовительных групп детского дошкольного учреждения в течение учебного года осваивала каллиграфическое импульсно-нажимное письмо на основе перьевой ручки со стальным остроконечным пером (типа "звездочка"). Другая группа осваивала безотрывное письмо шариковой ручкой — письмо с пролонгированным во времени усилием (напряжением).

Дети занимались по общей программе (2 раза в неделю по 30 минут).
Всего под наблюдением находилось 54 ребенка в возрасте 5—6 лет.
В динамике оценивались следующие показатели: состояние функций зрения, качество зрительно-ручной координации, состояние сердечно-сосудистой системы, уровень психомоторного напряжения. Последнее оценивали по электрокожной проводимости, а также уровню психомоторного напряжения, которое соответствовало степени моторной скованности и склонения детей в процессе выполнения стандартной письменной пробы.

Анализ полученных данных позволил выявить следующее. Во-первых, следует согласиться с утверждением Н. А. Бернштейна (194/) о том, что из всех видов произвольных действий акт письма представляется наиболее сложным и трудоемким. В частности, на начальном этапе овладения навыками письма практически у всех детей наблюдалась чрезмерная напряженность и скованность различных телесных мышечных групп: живота, спины, верхнего плечевого пояса, шеи, кисти. При этом, чем в большей степени старались дети, тем в большей степени их моторная система приходила в состояние сковывающих все и вся тонических спазмов, тем в большей степени они склонялись и тем скорее у них возникали явления утомления и падения психомоторных способностей.

Необходимо подчеркнуть, что на начальных этапах обучения принципиальной разницы в уровне напряженности детей в зависимости от характера пишущего инструмента не выявлено. В частности, зрительно-рабочая дистанция (степень склонения детей) у тех и у других составляла в среднем в пределах 13—19 см. При этом мы видели, как с первых письменных движений головы детей буквально "ныряли" к листу бумаги, а мышцы туловища, шеи, спины, живота, кисти сразу же приходили в своеобразное состояние тетануса (крайняя степень мышечного сокращения). Только что гибкое тело, шея, рука, кисть вдруг превращались в судорожно-оцепененную затвердевшую "мумию". При этом некоторые дети с такой силой сжимали кончик ручки, что вскоре у них немели пальцы. Некоторые дети от напряжения настолько "замирали", что их дыхание либо приостанавливалось, либо становилось поверхностным, прерывистым с совершенно извращенным ритмом.

При целенаправленном опросе некоторые дети жаловались на боли в области шеи, плеча и даже сердца!?

И закрыть на все это глаза (как это упорно делает педагогика) - значит направленно ввести детей, как метко подметил один из видных специалистов в области здоровья детей -проф. Р. И. Айзман, в ситуацию "школьного шока" (1992). И это значит сознательно создать такую педагогическую ситуацию, при которой, как отмечает ак. Г. Н. Сердюковская, "на усталость жаловались 80% шестилеток...". "А в итоге,— продолжает автор, — ...к концу учебного года у каждого четвертого ребенка врачи отмечали изменения в сердечно-сосудистой системе и повышенную нервную возбудимость".
Это значит осознанно создать такую ситуацию, при которой, как отмечают ленинградские ученые, "99,7% всех подростков, ежегодно заканчивающих школу, страдают теми или иными заболеваниями. И начинается все это не. с экологического неблагополучия, не с политической и экономической нестабильности, а "...с самого начала, с первого класса" (Ж-л "Здоровье", № 11, 1991 г.).

Воистину, безрассудство мира взрослых к своим детям, к новому поколению народа не имеет границ!

Определенную часть ответа на причины возникновения вышеописанной ситуации с детьми дает сравнительный анализ динамики уровня психомоторного напряжения в процессе овладения безотрывным письмом с постоянным усилием шариковой ручкой и импульсно-нажимным письмом - перьевой.

В частности, спустя 1 учебный год занятий оказалось, что письмо шариковой ручкой способствовало формированию и закрепощению чрезвычайно устойчивого мышечно-напряженного-"письменного" стереотипа. Последнее проявилось в том, что дети, несмотря на сформированный графический автоматизм в большей степени напрягали мышцы, сжимались и склонялись над тетрадью при использовании шариковой ручки.

У детей же, овладевших навыками перьевого письма, сопровождаемого ритмом усилий и расслаблений, напряженно-тонический динамический стереотип был выражен значительно в меньшей степени. Не случайно и то, что в процессе письма шариковой ручкой у детей более быстро нарастали признаки утомления, а также в большей степени понижалась электрокожная проводимость.

При письме же перьевой ручкой электрокожная проводимость уже достоверно не менялась. При этом дети в меньшей степени жаловались на утомление.

Большой практический интерес представляет тот факт, что письмо перьевой ручкой способствовало в течение учебного года росту чувства зрительно-ручной координации (с 50 до 70%), в то время как при письме шариковой — развития данной характеристики уже не наблюдалось.

Таким образом, речь идет о том, что перьевое письмо с его ритмом пластических усилий и расслаблений способствует синтетическому развитию зрительно-ручного чувства, росту непроизвольного автоматизма в письме, а также формированию более энерго-экономного психомоторного стереотипа.
А в итоге такая ситуация способствовала тому, что ритмическое нажимно-отрывное письмо перьевой ручкой оказывало меньшее повреждающее воздействие на развитие функциональных систем организма (по параметрам остроты зрения, уровню функциональных возможностей ЦНС, сердечнососудистой системы, состоянию осанки и т. д.).

Дети, занимавшиеся с шариковой ручкой, выявили и более высокие показатели болезненности. В частности, среди таких детей часто болеющих оказалось на 37% выше.

Необходимо особо отметить, что дети сами тянулись и с большим интересом писали именно перьевым письмом.

В целом полученные данные позволяют утверждать, что сложившиеся технико-скоростные установки обучения детей вне учета их психомоторного физиологического фундамента способствуют формированию аномально-закрепощенного моторно-напряженного стереотипа. Практически ни в одной из групп не было детей, которые бы сохранили при письме совершенно правильное положение корпуса. В то же время при испульсно-нажимном перьевом письме степень данной аномалии была выражена значительно в меньшей степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....