«Исследовательская деятельность учащихся начальной школы
материал по теме

 

                                                                          Древняя мудрость гласит:

                                                                       “Скажи мне – и я забуду,

                                                                            покажи мне – и я запомню,

  дай мне действовать самому

                                                        – и я научусь”

 

Учитывая, что принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование адаптированной к социуму личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.   

Одним из решений этой проблемы является исследовательская деятельность. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка, обеспечивающим глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающим также интерес к учению.

Исследовательская деятельность –одна их прогрессивных форм обучения в современной школе.  В процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Этим обусловлена актуальность выступления.

Цель:  показать необходимость формирования у детей навыков исследовательской деятельности и как следствие овладение детьми приемами адаптации в повседневной жизни. 

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Исследовательская деятельность- это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Цельисследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Задачиисследовательской деятельности:

  1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Этапы исследовательской деятельности:

1.Выбор темы;

2.Постановка цели и задач;

3.Гипотеза исследования;

4.Организация исследования;

5.Подготовка к защите и защита работы.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

1.Целенаправленность и систематичность;

2.Мотивированность;

3.Творческая среда;

4.Психологический комфорт;

5.Личность педагога;

6.Учет возрастных особенностей.

Выделяем четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:

1 блок. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

- организация рабочего места;

- планирование работы.

2 блок. УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

- выбор темы исследования;

- целеполагание;

- умение выстроить структуру исследования;

- методы исследования;

- общелогические методы;

- поиск информации.

3 блок. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

- структурирование информации;

- выделение главного;

- упорядоченное хранение информации.

4 блок. УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ

- формы представления результатов;

- требования к докладу;

- требования к речи докладчика.

Пропедевтическая работа ведётся следующими средствами:

- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

- уроком-исследованием;

- собственно исследованием;

- участием детей в проектной деятельности.

Так в ходе исследовательской деятельности у обучающегося формируются навыки и умения логического и творческого мышления, а именно:

 

·        видеть проблемы;

 

·        задавать вопросы;

 

·        выдвигать гипотезы;

 

·        давать определения понятиям;

 

·        классифицировать;

 

·        проводить эксперименты;

 

·        делать выводы и умозаключения;

 

·        структурировать материал;

 

·        доказывать и защищать свои идеи.

 

Помогают формировать данные умения и навыки методы исследовательской деятельности:

 

·        метод развития умения видеть проблемы;

 

·        метод развития умения выдвигать гипотезы;

 

·        метод развития умения задавать вопросы;

 

·        метод развития умения экспериментировать;

 

·        метод развития умения давать определение понятиям;

 

·        метод проектов.

 

Виды исследований в начальной школе:

- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные и внеурочные;

- по времени: кратковременные и долговременные;

- по теме предметные и свободные.

Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в группы:

- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений;

- эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов;

- теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.

Следует отметить, что учебные исследования младших школьников не нуждаются ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении.

 Схема проведения исследования с младшими школьниками  выглядит следующим образом:

1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы и исследования.

4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Психолого – педагогическое обследование детей, включенных в исследовательскую деятельность, дает следующие результаты:

 

у обучающихся повышается результативность и улучшается  качество знаний;

 

расширяется область личных и общечеловеческих знаний;

 

по сравнению со сверстниками  более развита познавательная активность;

 

формируется положительная мотивация к обучению;

 

самостоятельно приобретаются новые знания, эффективно применяются на практике;

 

появляется умение грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения,

активно применять новые информационные технологии;

 

учащийся становится более коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

 

изменятся отношения «учитель – ученик» в сторону сотрудничества;

 

создается банк данных методических разработок с использованием исследовательских, проектных и других развивающих технологий, направленных на развитие интеллектуально-творческого мышления.

 

 

Следовательно, внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.

 

Педагогам, включающим в свою работу исследовательскую деятельность, необходимо помнить такие заповеди:

 

·        Учите детей действовать самостоятельно, независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций.

 

·        Не сдерживайте инициативы детей.

 

·        Не делайте за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться) самостоятельно.

 

·        Не спешите с вынесением оценочных суждений.

 

·        Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

 

-    самостоятельно выявлять проблемы;

 

-    прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

 

-     выдвигать гипотезы, какими бы нереальными они ни казались;

 

-    формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

 

  .  Учите анализу, синтезу, классификации, обобщению информации;

 

·      Учите отстаивать свои идеи, учите отказываться от ошибочных.

 

Во-первых, актуальность развития организации исследовательской деятельности младших школьников обусловлена необходимостью, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности учащихся, недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике педагогики.

Во-вторых, исследовательская  деятельность учащихся - это результат целенаправленного обучения творческой деятельности, направленной на овладение опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

   Свою работу я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

- Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"

Доклад  содержит  рекомендации  по  проведению  исследовательской  работы  по  окружающему  миру в  начальной  школе,  поэтапному  ее ...

«Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"

Исследовательская деятельность учащихся начальной школы...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...