Интеграция содержания обучения как условие реализации принципа природосообразности учебного процесса
статья по теме

Селедец Римма Александровна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_seledec_r.a..doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Селедец Римма Александровна

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 58 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

Обобщение опыта по теме:

«Интеграция содержания обучения

 как условие реализации принципа

 природосообразности учебного процесса»

Римма Александровна Селедец

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ№58

станицы Варениковской

Крымского района

Краснодарского края

Cодержание

        1. Информация об опыте………………………………..3   стр.

        2. Технология опыта……………………………………..8 стр.

        3. Результативность опыта………………………………17 стр.

        4. Библиографический список…………………………..21 стр.

          5. Приложение……………………………………………22 стр.

1. Информация об опыте.

1.1.Тема опыта.

На протяжении 16  лет работы в школе меня интересовалo, какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы, как обеспечить учение с увлечением. В процессе работы  я сформулировала тему своего исследования: «Интеграция содержания обучения как условие реализации принципа природосообразности учебного процесса».

1.2. Сведения об авторе опыта.

Селедец Римма Александровна – учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 58 станицы Варениковской Крымского района Краснодарского края

1.3. Условия становления опыта.

        Этот опыт сформирован в МБОУСОШ №58. «Педагогический стаж» средней школы 26 лет. За это время учителями школы накоплен богатый опыт работы, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.  

        Уже в начальной школе учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение задач по физике или химии требует чисто математических навыков, работа с компьютером связана со знанием соответствующей английской лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.      

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков.

1.4.Актуальность опыта

       Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения. Однако трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, в процессе работы с классом обозначились противоре чиямежду традиционными методами и формами обучения, ори ентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие способностей учащих ся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески   развивать себя.

Большой поток учебной информации для учащихся


_______

Необходимость быстрого усвоения учебного материала

Отсутствие эффективности системы подачи учебной информации разного уровня сложности


_______

Необходимость использования заданий с учетом личностных особенностей ребенка

Единые требования к учащимся  по предметам по окончании начальной школы

______________

Разный уровень учащихся в усвоении учебного материала

          Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы.

1.5 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  создании оптимальных условий способствующих  развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

1.6. Длительность работы над опытом

      Работа над опытом охватывает период  с сентября 2005 года, когда я начала работать по учебникам комплекта «Начальная школа 21века» (руководитель проекта Н.Ф.Виноградова), уделяя особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, где школьник становится равноправным  участником процесса обучения.  Ведущей идеей УМК «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой) является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе

1.7. Диапазон опыта

       Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.  

1.8.Теоретическая база опыта.

В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации.

Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Коменский Я.А., Локк Д., Гербарт И., Дистервег А., Ушинский К.Д.

Разработкой данной проблемы занимались такие авторы, как Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, Д.М. Кирюшкин, П.Г. Кулагин, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, Т.Ф. Федорец, В.Н. Федорова и другие, высказывающие свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей.

На мой взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф. Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».

В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.

1.9. Новизна опыта.        

Данный опыт можно обозначить как репродуктивный, так как проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития, этот вопрос широко рассматривался в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Новизна опыта состоит в создании системы интегрированных уроков направленных на  формирование у учащихся более объективных и всесторонних картин мира, стимулирующих  активно применять свои знания на практике

Раздел 2

Технология описания опыта

2.1. Ведущие идеи интегрированных уроков и курсов.

Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л. Куклин.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Интеграция выполняет ряд функций в обучении:

  1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
  2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
  3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
  4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
  5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий. Поэтому, прошу, чем создавать общую программу, педагогам необходимо учесть те обстоятельства, которые помогут сделать вывод о возможности и необходимости интеграции.

В каждом классе есть группа школьников, отличающихся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя, конечно, остается проблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсеналов которых он сможет выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствием является и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель – один.

И вот теперь в этом процессе могут участвовать два учителя. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во многом это зависит от учителей. Но надо помнить, что урок, важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуем главные задачи интегрированного урока (курса) и приходим в итоге к успеху или неудаче (если не сумеем сделать это).

Однако организовать одновременную работу на уроке нескольких учителей труднее из-за жесткого расписания, из-за несовпадения по времени прохождения сходных тем различных предметов. Еще одна причина затруднений – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах и курсах.

Для того чтобы не увеличивать количество часов, необходимо тщательно отбирать материал по содержанию, четко формулировать вопросы, придумывать задания и проблемы «синтезирующие» материал нескольких предметов.

Однако само понятие интегрированного урока остается весьма спорным. Каковы же его признаки?

Во-первых, таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи курса интегрированного, то есть представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не является показателем уровня интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, который возможно выполнить только благодаря интегрированию. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса. Урок учителя могут проводить вместе или раздельно, но результат достигается только их совместными, объединенными усилиями.

Приведу простейший пример. Многочисленные новые учителя пятиклассников обычно предъявляют им противоречивые требования к оформлению работы в тетради, и малыши теряются, долго не могут сориентироваться, найти золотую середину. В этом ярко проявляется один из недостатков школы: работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной политики, не действуют как единый коллектив. В рамках же интегрированного курса учителя могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п. Уроки, основанные на подобном взаимодействии преподавателей также относятся к интегрированным, хотя материал, изучаемый на них, может ни как не перекликаться между собой.

Самыми распространенными будут уроки второго и третьего уровней интеграции. Под вторым уровнем подразумевается объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Она может проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, соответствующего повторения, введения в урок дополнительного материала и т.п. При этом необходимо учитывать, являются ли применяемые учащимися знания результатом осуществления интегрированной программы. Третий уровень связан с задачами сравнительно обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. И здесь, как и в предыдущих случаях, необходимо соблюдать основные условия: если урок ведет один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируется те же факты и проблемы. Очень полезны поэтому взаимопосещения учителей, чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия.

Наиболее глубоким представляется четвертый уровень интеграции, проявляющийся в деятельности учащихся, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения. Вероятно, именно этот уровень следует признать высшим, ведь цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. И на этом этапе необходимо контролировать процесс формирования «сопряженного» мышления, отмечать момент, когда оно стало внутренней потребностью ученика. Отслеживание такого результата работы помогает сделать выводы о ее эффективности.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Каковы могут быть формы интегрированных уроков? Хотелось бы еще раз отметить, во-первых, что их может вести и один учитель. Роль второго тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в подготовке занятий, отборе материала, а также в присутствии на уроке коллеги, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, с обязательными ссылками на материал другого предмета, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин. Посещать нужно, конечно, не только уроки объяснения, но и обобщения и закрепления знаний (на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов), зачеты, защиту творческих работ. Обычно интегрированным уроков считают такой, который представляет из себя результат совместной активной деятельности двух или нескольких и учителей и учащихся. Мы же рассматриваем его как комплексный интегрированный урок, так как в нем налицо все названные уровни интеграции, т.е. возможности реализуются полностью. При этом роли педагогов могут быть равными в зависимости от целей занятия: они или работают в одном классе, но с разными группами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии, или поочередно оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету.

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.

Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

Урок – издание газеты или научного альманаха. Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого и поискового характера по определениям темы. Результаты работы и составляют содержание предполагаемой газеты или альманаха.

Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет-конкурс или аукцион.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Ученики справятся с подобной работой, только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.

Для того чтобы интегрированные уроки перестали быть чем-то необычным, редким, в школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук (хотя существует немалое количество учебных программ, созданных на основе идей интеграции предметов). Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем необходимо рассмотреть как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в разных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.

Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная.

Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование.

Структура интегрированных уроков – отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, сжатостью учебного материала;

- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью;

- информационной емкостью учебного материала используемого на уроке.

Современный учитель должен уметь творчески осуществлять самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей интегрированных уроков (в этом проявление творческой активности учителя), для чего ему необходимо владеть теоретическими вопросами и  осознанно применять методические рекомендации с учетом современных программ и требований.

2.3.Особенности интегрированных уроков в начальной школе

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка».

Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.

Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!

2.4. Реализация интегрированного преподавания в УМК.

Одной из  ведущих  идеей построения УМК «Начальная школа XXI века» является интеграция содержания обучения как условие реализации принципа природосообразности учебного процесса.

Ее реализация позволяет учесть следующие принципиальные для построения современного процесса обучения, положения:

• ориентироваться на возрастные особенности младших школьников, для которых свойственно целостное (недифференцированное) восприятие объектов окружающего мира;

• ярче представлять характеристики учебных предметов, для которых интеграция является главной сущностной особенностью;

• уменьшить количество учебных предметов, тем самым и общую нагрузку школьника, а значит, устранить перегрузки и избежать чрезмерного утомления.

Так, в УМК «Начальная школа XXI века» входит созданный авторским коллективом под руководством Л. Е. Журовой интегрированный предмет «Грамота», который изучается в первом полугодии первого года обучения. Основой интеграции в нем является формирование компонентов учебной деятельности. Анализ содержания обучения грамоте и математике, проведенный авторами, показал, что при их изучении у детей формируются одни и те же умственные операции, что может стать предпосылкой развития основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Это побудило авторов курса «Грамота» проанализировать возможности данных предметов в решении поставленных задач, выделить «пересекающиеся линии» содержания грамоты и математики, отобрать средства и методы обучения, которые были бы наиболее уместны при интеграции.

С учетом этого учебник и рабочие тетради «Грамота» построены на приоритете следующих методов обучения:

• предъявление учебной задачи, рассмотрение ее полного пооперационного состава;

• обсуждение образца выполнения каждой отдельной операции и порядка их следования друг за другом;

• контроль и оценка выполнения каждой операции и учебной задачи в целом;

• моделирование детьми различных языковых и математических отношений.

Приоритетной целью предмета «Окружающий мир» стало формирование целостного взгляда на познаваемый ребенком мир. Содержание знаний отбиралось с учетом раскрытия связей в системе природа – человек – общество, взаимодействия человека с природной и социальной средой. В учебниках имеется содержательная специальная рубрика, которая выполняет функции знаний из различных областей – «Жил на свете человек». Ее содержание позволяет школьнику осознать место и роль человека в природной и социальной среде, конкретные реальные образы иллюстрируют теоретические положения курса.

Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. Актуальный процесс обучения изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, которое не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Именно это побудило авторский коллектив УМК отказаться от гиперболизации репродуктивных методов обучения в пользу исследовательских и поисковых: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задач на моделирование и т.п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.

Раздел 3

Результативность опыта

Проводя мониторинг успеваемости учащихся в течение нескольких лет, хочу отметить, что темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках. Эти уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений и  позволяют обеспечить положительную динамику:

Диагностика психологических характеристик учащихся:

Класс УМК «Начальная школа XXI века»

мышление

умственная

активность

память

внимание

интеллект

выс

сред.

Низ

выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

2

3

8

7

4

10

4

6

7

5

3

9

6

3

8

7

3

4

9

5

7

8

3

8

6

4

4

9

5

4

8

6

4

5

10

3

8

8

2

10

5

3

6

8

4

7

6

5

Диагностика познавательного развития учеников:

класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2 класс

          11%

            40%

           49%

 3 класс

          15%

            46%

            39%

4 класс

          19%

            47%

            34%

     Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности выросло на 8% , со средним – на 7%, с низким уровнем стало на 15% меньше.

Анализ знаний учащихся за 3 года  показал, что учебный материал учащимися усвоен. Качество знаний постепенно растет.

Качество знаний по предметам в %:

Уч.г

класс

чтен

рус.

Матем

окруж

технол

правос

кач

успев

2005

2006

2

88,8

50

72,2

77,7

100

100

50

100

2006

2007

3

94,4

61,1

77,7

72,2

100

100

61,1

100

2007

2008

4

94,4

66,7

83,3

88,8

100

100

66,6

100

Качество знаний учащихся

Учебный год

класс

качество

2004 -2005

1 класс

100%

2005 -2006

2 класс

50%

2006 -2007

3 класс

61,1%

2007 -2008

4 класс

66,6%

Об эффективности уроков   также свидетельствует высокие результаты участия учащихся в конкурсах:

Международный игровой конкурс «Золотое Руно»: 1 место в России  Плишкина Карина  3класс 2011 год,  2 место в районе: Логвинова Мария 2 класс, Копылов Владислав 2 класс, Кривонос Валентина 2класс 2010 год

Международный математический  конкурс-игра  «Кенгуру- 2010»: 1 место в районе Плишкина Алина 2 класс, 2 место в районе Марчук Владислав 2 класс, 3 место в районе Якимцева Юлия 2 класс

Международный игровой конкурс «Русский медвежонок»: 1 место в районе Орлов Александр 4 класс 2007г, 2 место в районе Семенова Элина 4 класс 2007г., 3 место в районе Нетесов Данил 2 класс 2009г.

Международный игровой конкурс «Человек и природа -  2010»: 2 место в районе Позняков Евгений 2 класс, 3 место в районе Якимцева Юлия 2 класс,  3 место в районе Гулькин Александр 2 класс

Районная  практическая конференция «Наша Родина – Россия, наша Родина – Кубань» 3 место учащиеся 1 класса  Плишкина Карина, Гулькин Александр, Плишкина Алина 2009г.

Надеюсь, мои рекомендации и разработки помогут в творческой работе учителям начальных классов.

Библиографический список:

  1. Горина Л.В., Морозова Е.Е. «Музыка на уроках естествознания» // Начальная школа, 2003, №10, стр. 85.
  2. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9, с. 8.
  3. Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
  5. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.- М.: Просвещение, 1994.
  6. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Просвещение, 1998.
  7.  Лукьянова М.И. Дифференцированное обучение как педагогическая проблема // Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб.пос. Ульяновск. 1988.
  8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших    школьников. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципа наглядности в процессе обучения детей

Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала ...

Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и р...

Организация учебного процесса в рамках личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения .

Приёмы организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС второго поколения....

Опыт работы "Интеграция содержания образования в условиях формирования метапредметных результатов".

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...