Виды исследований на уроках русского языка в начальной школе
презентация по теме

Шпотаковская Елена Ивановна
•Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vidy_issledovaniy_na_urokah_russkogo_yazyka.ppt175.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды исследований на уроках русского языка. Шпотаковская Елена Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 с.Спасское, Спасского района Приморского края

Слайд 2

Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.

Слайд 3

Исследования представлены в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д. На уроках русского языка организовываем три вида исследования: - исследование словарного слова; - исследование текста; - исследование фразеологизма .

Слайд 4

На уроках русского языка организовываем три вида исследования: - исследование словарного слова; - исследование текста; - исследование фразеологизма.

Слайд 5

Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану : Первый этап - подготовительный - выбор темы - формулирование целей - составление плана исследования Второй этап - основной - сбор материала - обобщение полученных данных Третий этап - заключительный - представление результатов исследования - обмен мнениями

Слайд 6

На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова : анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.

Слайд 7

Исследование проводится по плану. 1.Знакомство со словом. Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова. 2. Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова. 3. Толкование лексемы. Иллюстрация. Помогает понять значение слова. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля) 4.Однокоренные слова. Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов. Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме. 5. Пословицы, поговорки и загадки. Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи. Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.

Слайд 8

6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы. Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее. Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову. 7. Словосочетания. Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар. 8. Предложения, тексты. Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. Учащиеся предлагают стихи, рассказы, статьи.

Слайд 9

На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Слайд 10

Третий этап - заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование

Слайд 11

Исследовательская работа учащихся

Слайд 12

Д о рога 1. Загадка. Неживая - а идёт, Лежит брус во всю Русь, Неподвижна - а ведёт. Встанет - так до неба достанет, А ляжет - так всю Русь обойдёт. 3 слога; второй - ударный, безударный - о

Слайд 13

2 . Д о рога - ездовая полоса; накатанное и нарочно подготовленное различным образом протяжение, для езды, для проезда, прохода; путь, стезя; направление и расстояние от места до места, сама езда или ходьба, путешествие. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка» Д о рога – 1) Полоса земли, предназначенная для передвижения, сообщения; 2) Направление, путь следования. 3) путешествие, пребывание в пути.

Слайд 14

3 . Д о рога - д о рожка - д о роженька - д о рожный - безд о рожье - под о рожник - прид о рожное.

Слайд 15

4. Смелые дороги ведут к победе. Умный товарищ- половина пути. Одному ехать - и дорога длинна. Самая лёгкая дорога та, которую ты уже прошёл. Самая трудная дорога та, которую не знаешь

Слайд 16

5 . Синонимы: д о рога - путь - тропинка; Антонимы: д о рога - безд о рожье.

Слайд 17

6. Идти своей д о рогой. Д о рога жизни. Сбиться с д о роги. Д о роги разошлись. Стать поперёк д о роги.

Слайд 18

7. Д о рога (какая?) длинная, широкая, лесная, асфальтированная, мокрая, горная, трудная, извилистая, старая, шоссейная. Идти вдоль д о роги, следить за дорогой, стоять на д о роге, брести по д о роге, расположиться рядом с дорогой, свернуть с д о роги, перевести через д о рогу.

Слайд 19

Для подготовки презентации использовались интернет-ресурсы и материалы сайтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Виды игр на уроках английского языка в начальной школе"

Статья на тему: "Виды игровой деятельности на уроках английского языка в начальной школе"...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Виды творческих работ на уроках русского языка в начальной школе.

     В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей,...

Доклад :Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Доклад на тему "Виды словарной работы на уроках русского языка"...

Урок русского языка в начальной школе 8 вида

Конспект урока русского языка в 3 классе начальной малокомплектной школы. Проведен во втором полугодии....