Самооценка в формировании личности младшего школьника.
статья на тему

В данной статье автор размышляет о том, насколько важна самооценка в формировании личности ребенка младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoocenka_v_formirovanii_lichnosti_mladshego_shkolnika.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка в формировании личности младшего школьника

        Особое значение в становлении личности младшего школьника имеет система произвольной регуляции. Это и самооценка, и самоконтроль, и рефлексия способа деятельности, и принятие решений. В качестве существенного показателя развития личности выступает её самооценка. От того, как окружающие относятся к человеку, зависит и его отношение к самому себе. Самооценка – это стержневая характеристика личности, её ядро. Самооценка включает в себя оценку себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам. От уровня самооценки зависит активность личности, её  участие в деятельности коллектива, её стремление к самовоспитанию.

        Процесс учения, учебные успехи и неудачи, характер связей с одноклассниками ( любят, уважают, дружат, не любят, избегают) создают основы для начинающегося формирования самооценки младшего школьника. Важнейший критерий самооценки – её адекватность. Бывает заниженная , завышенная и адекватная самооценка. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Самооценка младших школьников формируется и корректируется в общении со сверстниками. Она определяет и «вхождение» ребёнка в группу сверстников, так как младшие школьники высоко ценят качества личности детей с адекватной оптимистической самооценкой и отрицательно относятся к детям с завышенной самооценкой. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.

        Следует обратить внимание на то, что учитель, организуя учебно-воспитательную работу, соотносит обычно достигаемые детьми результаты преимущественно с их умственными способностями, не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о характере и уровне реализации своих возможностей в различных ситуациях. Между тем от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени её трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности , в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на процесс усвоения знаний.

        Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии. Что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действий может оказаться неожиданно негативной.

        Не существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной

 интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения, - ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка как можно раньше формировалось положительное представление о себе.

           

                                                                                 Н.Н.Чекалина

                                                                                 учитель МОУ «Мариинская гимназия»,

                                                                                 г. Ульяновск