«Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе» (из опыта работы)
методическая разработка (2 класс) по теме

Ятманова Елена Александровна

Из опыта работы на уроке русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yatmanova.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            МБОУ СОШ № 35

Статья

Тема: «Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе»

(из опыта работы)

Выполнила :  Ятманова Е. А.

учитель начальных классов

г. Ульяновск

2011-2012

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – её дифференцированное обучение.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. В работе на разноуровневом обучении приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы.    Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.    

По результатам диагностирования класс делим по уровням:

1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать.

2-ая группа, учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом.

3-я группа, учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Это связано с изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний. Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома нацелена на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок.

Рассмотрим подходы к разноуровневому обучению  на уроках русского языка во 2-ом классе по теме «Предложение».  ( Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина)

Как одна из форм разноуровневого обучения на уроках русского языка может быть самостоятельный выбор заданий, т. е. ученики сами выбирают уровень, над которым они работают. Здесь ученики сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах этой работы я столкнулась с тем, что одни ученики переоценивают свои знания, другие наоборот – недооценивают свои силы.  Но при систематической работе в данном направлении, ребята сами подходят к правильному выбору заданий для себя.

Итак, после  выполнения тестовых заданий на Необходимом уровне  ( Рабочая тетрадь по  русскому языку , стр. 8-10 ), все учащиеся сами выбирают последующие задания.

1 уровень: Тестовые задания повышенного уровня ( Рабочая тетрадь по                    русскому языку , стр.10-11)

2 уровень: Упражнение 10 ( Дидактический материал, стр. 7 ), упражнение 17 ( Учебник, стр.12)

3 уровень: Упражнение 25 ( Учебник, стр.17)

Другая форма разноуровневой работы на уроке -  это деление  детей на группы по уровню развития.

 Например, тема « Текст».

После выполнения Необходимого уровня (Рабочая тетрадь по                    русскому языку , стр.12-16) учитель раздает задания учащимся по уровню сложности:

1 уровень : Рабочая тетрадь по   русскому языку , стр. 17-18

2 уровень: Дидактический материал, стр. 15, упр. 28

3 уровень: Учебник, стр. 31, упр. 45.

Также можно предложить ребятам, которые справляются с заданием быстрее остальных , новое задание на заранее подготовленной карточке. Эти задания также могут подбираться по уровню сложности либо выполнить любое задание на свой выбор из другого уровня.

1уровень: Озаглавь. Расставь знаки препинания в конце предложений. Новое пиши с заглавной буквы. осенью птицы собрались в стаи и улетели на юг а это кто клюёт сосновые шишки это маленький клёст не улетает эта птичка не боится суровой зимы малышка в сильный мороз выводит птенцов вот так чудо

2уровень: Составить из слов предложения : а) любит, шарик, пёс, охоту ; б) ловит, наш, шарик, шурик ; в) степью, орёл, над, высоко, летает; г) в, приехали, мы, орёл, город ; д) хлебные, стелились, на, крошки, галки; е) галки, у, живёт, щенок, рыжик.

3уровень: Исправь ошибки: а) псу шарику подарили шарик; б) котёнок пушок поймал пушок; в) жеребёнок ветер мчался, как ветер.

При разноуровневой работе в классе важно вести систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем. Я провожу анализ каждой работы, фиксирую ошибки , которые допускают ученики при выполнении  тех или иных работ.

Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что:

учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;

стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;

дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Список литературы:

  1.  Амонашвили Ш.А. Гуманно личностный подход к детям. - М., 1996. - 231с.
  2. Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. Новгород, 1972. - 72с.
  3. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоподготовленным ученикам. Киев, 1985. - 176с.
  4. Дик Ю.И., Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одаренными школьниками на современном этапе развития школы. Перспективы общего и среднего образования. М., 1998. - 234с.
  5. Дифференцированный подход в процессе учебно-воспитательной работы в начальной школе. -М., 1983. 168с.
  6. Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного обучения в школе. М: ИТОП РАО, 2001. -196с.
  7. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. /АПН СССР.- М., 1989.-65с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения технологии группового обучения в начальной школе

правила общения в группе, формы образования групп, способы организации работы в группе, индивидуально-коллективный способ организации работы в группе, совместно-последовательный способ организации раб...

Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

 Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...

Технология разноуровневого обучения в начальной школе

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...

Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе.

Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно ...

Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе в условиях ФГОС

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. ...