Текст доклада "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."
статья по теме

Ефремова Татьяна Александровна

Всероссийская научно-практическая конференция г. Саранск
Доклад на тему "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_doklada.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова А.А., Ефремова Т.А.

Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края.

 «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Д.С. Лихачёв

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности. Сегодня в нашей гимназии в начальной школе создаются условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование.

Задачи и цели школы определены нами так:

- развитие личности ребенка на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в общероссийском социально-культурном контексте;

- создание условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности во всех сферах ее будущей деятельности;

- формирование гражданских чувств, воспитание любви к Родине и семье, уважительное отношение к духовному и культурному наследию, воспитание патриотов России.

В результате совместной деятельности педагогического коллектива, учеников и родителей определились направления работы для реализации цели и решения поставленных задач. Приоритетными для школы на данном этапе являются следующие направления деятельности:

  1. Введение спецкурсов по этнокультурному направлению.

В 1 классе ведется спецкурс «Изучаем родной край». Рабочая программа создана на основе программы по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, входящей в сборник программ четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная школа». Основная цель - изучение природных и социальных объектов родного края посредством самостоятельных наблюдений и экспериментов (проектная деятельность, патриотическое направление). Формы деятельности: индивидуальная, работа в малых группах, коллективная деятельность. Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия.

Дальнейшая работа в этом направлении осуществляется в рамках спецкурса «Наши истоки».

       Основной целью является приобщение младших школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Ульяновской области, их традициям, обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. Формы работы: деловые игры, беседы, диспуты, викторины, исследовательская деятельность, ктд, экскурсии, тренинги, презентации.

Прогнозируемая результативность программы:

  1. формирование у  учащихся чувства принадлежности, любви и преданности Родине и личной ответственности перед ней и за нее;
  2. воспитание любви к родному краю, своей малой родине; привитие уважения к историческому прошлому своей страны, к родному языку, к национальным традициям и обычаям;
  3. формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, уважительного отношения к народам других стран;
  4. пробуждение и укрепление родственных чувств; формирование интереса к изучению истории родословной своей семьи, жизни родных и близких;
  5. развитие у учащихся чувства уважения к символам и законам государства, формирование готовности выполнять законы.
  1. Организация  краеведческой  работы с опорой на национальную культуру и традиции.

        Большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение ребенка в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит ребенка за границы социума, цивилизации в мир культуры.
В рамках проекта Ульяновской области «Воспитай патриота» по разработанным маршрутам мы путешествуем по музеям нашей области, где проводятся не только обзорные экскурсии, но и различные мастер-классы и мероприятия. Это способствует формированию нравственных качеств личности, развитию патриотических чувств ребенка-гражданина, чувства сопричастности к судьбе страны, своего народа.

Музейные программы разработаны таким образом, что  ребята выступают не только в роли пассивных слушателей  и получают определенный набор знаний,  но и сами принимают участие в этих программах,  вступают в диалог с музейными педагогами, которые побуждают их к  самостоятельному творческому поиску.

  1. Привлечение к  проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Ни для кого не секрет, склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие любознательностью глаза, а помочь в проведении этих исследований.  В нашей гимназии организован клуб юных исследователей «Сова». С 1 класса дети получают возможность совершать свои «маленькие открытия».  Активизация деятельности научного общества произошла в 2009г. А началось все с научно-практической конференции, на которую были приглашены и родители учащихся.  В ходе конференции увидели, что дети обладают достаточным творческим потенциалом, достаточными знаниями для проектной исследовательской деятельности, и, самое  главное, у них есть готовность к работе такого рода.

Для реализации стандартов начального общего образования второго поколения необходимо переосмыслить образовательную концепцию в школе. Нужно признать, что массовая школа еще не готова воплотить стандарт: учитель психологически не готов работать в новой парадигме образования. Учителя Ульяновской области, организующие исследовательскую деятельность с младшими школьниками столкнулись с проблемой представления исследований на конкурсах и конференциях. Поэтому впервые в 2010 году в Ульяновске был проведен региональный конкурс проектных работ младших школьников "Мой проект". На конкурс были представлены 94 проекта, которые были выполнены 128 учениками школ города Ульяновска, Ульяновской области, г.Саранска. В 2010-2011 году в конкурсе, которое уже носило название «Малая Академия», приняло участие более 300 учащихся. Конкурс проводится в 3 этапа: школьный, зональный (отборочный), региональный. Для участия в конкурсе принимаются исследовательские работы, выполненные детьми по любым предметным областям. Исследовательские работы могут быть теоретического, экспериментального, изобретательского и фантастического плана. Развивая исследовательское мышление младших школьников, мы учим их сомневаться, искать, сравнивать, активно развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, приобщать к истинной культуре. Отрадно, что некоторые учащиеся, вовлекаясь в поисковую работу, стремятся одновременно возродить традиции  народа: знакомятся с обрядами, фольклором, духовной музыкой России, посещают монастыри, храмы, православные святыни.

Многогранная деятельность нашего образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания школьного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная деятельность младших школьников в свете новых образовательных стандартов.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый ...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Доклад "Новые подходы в обучении младших школьников русскому языку"

Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены на уроке, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке....

Педагогические проблемы приобщения младших школьников к традициям народов родного края.

В статье рассматриваются проблемы приобщения младших школьников к традициям народов родного края....

«Формирование патриотических ценностей младших школьников через любовь к родному краю»

Из опыта работы учителя начальных классов МОБУ Дактуйской СОШ Ливандовской  Елены ВикторовныВыступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования:«Форми...