Мастер - класс "Технологии альтернативного образования"
материал по теме

Учителем предложен материал ( анкеты, тесты, фрагмент задания по математике)  для проведения мастер - класса среди учителей начальных классов  по теме "Технологии альтернативного образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

   

       МАСТЕР  - КЛАСС

                       по теме:                          « Технологии  альтернативного  

                 образования»  

      Учителя  высшей  категории 

     Чернышевой М.Н.    

Концепция модернизации российского образования относит способность человека к ответственному выбору  жизненного пути    наряду с осознанием роли и места образования в  становлении личности ,  мобильностью и   творчеством   -  к важнейшим характеристикам качества  современного образования.

В этих условиях  первостепенное значение приобретают  социализирующие компетенции   младшего школьника. Я  ориентируюсь  на формирование  следующих ключевых   компетенций у младших школьников :

  1. способность соотносить имеющиеся возможности (ресурсы) и требования тех или иных жизненных ситуаций ;
  2. готовность  избирать те сферы применения своих сил , в которых достижение успеха представляется наиболее вероятным;
  3. способность действовать в конфликтной ситуации :  находить пути решения проблем имеющимися средствами;
  4. умение  анализировать сущность и выделять существенное и несущественное в предлагаемых вариантах действий ;
  5. дивергентность мышления , направленную на мысленное  проигрывание нескольких вариантов развития событий;
  6. способность  диверсифицировать собственную деятельность , выделять в ней различные варианты  развития событий ;
  7. умение устанавливать причинно-следственные связи  применительно к категориям собственной деятельности.

Обобщенно эти компетенции характеризуются  как  способность  младшего школьника  действовать в быстро меняющихся условиях бытия.

Определение.  Ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап) образовательного процесса, когда обучающиеся поставлены перед необходимостью  отдать предпочтение одной из альтернатив.

Составьте определение ситуации выбора  , используя слова-подсказки из списка* :

*) можно менять формы слова, падежи и др.

  1. альтернатива
  2. необходимость
  3. обучающиеся
  4. предпочтение
  5. проектирование
  6. процесс
  7. элемент

1 . С помощью  каких   средств   создаются ситуации выбора ?

Выберите 5 педагогических  средства, являющихся, с Вашей точки зрения, наиболее эффективными при создании ситуаций   выбора с точки зрения  личности обучающегося :

  1. анализ и оценка решений, ответов, текстов  самим учеником;
  2. включение обучающихся в различные формы досуговой деятельности (кружки, секции, клубные объединения);
  3. выбор    обучающимися   формы  представления    результата   учебного  процесса по итогам учебного  года (творческий отчет, выставка….);
  4. выполнение решения учебных задач несколькими способами;
  5. дифференциация  и индивидуализация    учебных  заданий;
  6. дифференциация и индивидуализация при   оценке обученности;
  7. задания на конструирование нового  объекта  из предложенных элементов;
  8. индивидуальное и групповое консультирование (учителем, более подготовленными обучающимися);
  9. использование   современной  образовательной  технологии проблемного  обучения;
  10. использование  современной образовательной  технологии моделирующего (игрового) обучения;
  11. использование альтернативных  систем оценки   фактической обученности;
  12. насыщение образования исследовательскими заданиями;
  13. ориентация учебного процесса на формирование опыта  межличностного  взаимодействия; обучение такому взаимодействию;
  14. полноценное использование  современных  УМК, основанных на компетентностном подходе;
  15. работа в группах, парах сменного состава…;
  16. развитие у обучающихся  опыта рефлексии, самоанализа и самооценки;
  17. разработка и презентация  (группой, всем классом) учебного  проекта;
  18. разработка и презентация портфолио  обучающихся, класса, группы…;
  19. тесты с выбором   ответа из нескольких альтернатив;
  20. тесты-дополнения;

2.  Каждой группе предлагается задача по математике:

          Выберите:

 -самый рациональный способ решения задачи,

 -самый подробный ,

-самый оригинальный.              

Когда в  магазине продали 2 ящика яблок по 10 кг в каждом ,то  осталось продать в 3 раза больше, чем уже продали. Сколько кг яблок привезли в магазин?

             1 способ  :                                                                  

1)10 .  2 = 20 (кг)- продали                                      

2) 20 .3 = 60 (кг)-осталось продать                      

3)20+ 60 = 80( кг)      

                                               

2способ:                                                                        3 способ:                                                                                        

 1)2. 3 = 6 ( ящ)-осталось продать                        1) 2. 3 = 6 ( ящ)-осталось продать                

 2) 2+6 = 8 (ящ) -всего                                             2) 6 .10= 60( кг)-осталось продать                

  3)8 . 10= 80( кг)                                                        3) 2 .10= 20 ( кг)-продали        

                                                                                     4) 60+20=80(кг)        

             

4  способ:                                                                           5 способ:

1)1+ 3 = 4 (мерки) – привезли                              1) 10 .  2 = 20 (кг)- продали

2)2 .  4= 8 (ящ)                                                            2) 1+ 3 = 4 (мерки) - привезли  

3) 8 . 10= 80 (кг)                                                         3) 4 . 20 = 80 ( кг)

     3.Каждая  группа    должна  обосновать, защитить, аргументировать свой  выбор.

КАКИЕ    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ЭФФЕКТЫ   ВЫ  ВИДИТЕ  В    ПРАКТИКЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  СИТУАЦИЙ   ВЫБОРА  ?     Выберите  3  утверждения,  которые в большей   мере  соответствуют Вашему   мнению .

Включение  богатого альтернативами социального опыта в  образовательную деятельность.

Освоение учебно-логических компетенций на актуальном уровне  (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование  и др.).

Опыт  формирования индивидуальной образовательной траектории на основе выбора  компонентов.

Развитие информационной компетентности. Формирование представлений  о знании как  результате  реализации индивидуального выбора способов обработки и усвоения информации.

Представления  о жизни  как   игре , в которой   удачность выбора является залогом победы.

Освоение проектировочной , творческой деятельности. Признание  социальной значимости в качестве критерия успешности  собственной жизнедеятельности.

Формирование представлений о целостности образования, с одной стороны, и о различных возможных тактиках его получения, с другой.

Опыт  проектирования содержания    собственной  жизнедеятельности.

Развитие мышления через развитие  его самостоятельности, гибкости .

Освоение навыков кооперации , группового взаимодействия , способности принимать решения и нести ответственность за их реализацию. Опыт освоения различных социальных ролей. Опыт  соотнесения индивидуальной и групповой оценок деятельности.

Опыт  многообразного представления результатов деятельности в соответствии с предъявляемыми критериями. Опыт рефлексивной деятельности.

Признание конкуренции в качестве  формы учебной деятельности. Развитие  мотивации  познавательной  деятельности.

Опыт выбора оптимальных средств творческого самовыражения.

Способность к анализу собственной деятельности. Опыт выбора форм  предъявления   результатов  деятельности. Опыт предъявления  к оценке  не  форм , а сущностей освоенного содержания , т.е. не ЗУНов , а компетенций.

Опыт получения и учета психолого-педагогического  и общественного мнения о  значимости  деятельности.

4.                                 АНКЕТА  УЧИТЕЛЯ

Инструкция : выберите  10 суждений, которые характерны для Вас в  наибольшей степени.

  1. В   моих методических разработках  значительное  место занимают схемы, таблицы, диаграммы.
  2. В своей работе  самым  важным считаю  четкое выполнение  правил и инструкций.
  3. Веду дневник, в котором фиксирую самые важные события в моей жизни.
  4. Верю : кто владеет информацией, - тот владеет миром».
  5. Если есть проблемы , - значит есть простор для развития и совершенствования.
  6. Каждый учитель нуждается   в оценке своего труда.
  7. Люблю придумывать несуществующее, например – проект   школы 21 века или  необычный урок.
  8. Ничто так не украшает человека , как способность спорить и  отстаивать свою точку зрения.
  9. Отрицательно   отношусь к тем коллегам , которые невнимательно и неаккуратно относятся к созданию своего   портфолио.
  10. Очень часто  бываю несогласна  с  тем или иным решением руководства.
  11. После каждого урока проигрываю его в уме и думаю : «а можно было еще и такое-то сделать…».
  12. При  чтении книги   стараюсь запомнить основную идею, понять общую канву  изложения.
  13. При возникновении   разногласий в коллективе стараюсь  согласовать позиции, прийти к консенсусу.
  14. Придерживаюсь мнения, что истина рождается в споре.
  15. Сомневаюсь, что  все законы   необходимо выполнять в полной мере.
  16. Стремлюсь к тому , чтобы адекватно оценивать   свой вклад в  развитие   педагогического  коллектива.
  17. Стремлюсь поделиться своими идеями и находками   с  коллегами.
  18. Уважаю людей, которые  могут мыслить нестандартно, творчески.
  19. Чтобы развиваться , необходимо постоянно сравнивать   прошлое и настоящее , цели и фактические   результаты.
  20. Я, как правило,    стараюсь увидеть причину и последствия каждого  своего действия.

                             КЛЮЧ для обработки анкеты:

1.Идейный вдохновитель,  источник идей,  выдумщик, стремится к прогнозированию, предположению того, что может произойти ; этот человек мыслит абстрактными категориями поэтому   ему легко удается «придумывание», конструирование, моделирование, ведь он не увязает в частностях, в деталях. Неисправимый оптимист.

  1. При чтении книги   стараюсь запомнить основную идею, понять общую канву  изложения.
  2. Люблю придумывать несуществующее, например – проект   школы 21 века или  необычный урок.
  3. Уважаю людей, которые  могут мыслить нестандартно, творчески.
  4. После каждого урока проигрываю его в уме и думаю : «а можно было еще и такое-то сделать…».
  5. Стремлюсь поделиться своими идеями и находками   к коллегами.

2.Организатор-секретарь, хороший исполнитель, способен четко исполнять алгоритмы и правила, следовать инструкциям. Выступает координатором там , где необходимы согласования и  консенсус. Секретарь, - человек , который  четко и   адекватно  фиксирует хорд событий, практически на них не влияя.  Владеет массой  информации, является источником знаний, которые ему  преподнесли (дали).  Секретарь необходим в любом коллективе  так же как  Повесть временных  лет  в истории России. Без секретаря потомки никогда не узнают о великих  деяниях нашего коллектива. Его важнейшая ценность – непоколебимая вера  в силу закона. Для этого человека порядок – мерило жизни.

  1. В своей работе  самым  важным  четкое выполнение  правил и инструкций.
  2. Отрицательно   отношусь к тем коллегам , которые невнимательно и неаккуратно относятся к созданию своего   портфолио.
  3. Веду дневник, в котором фиксирую самые важные события в моей жизни.
  4. При возникновении   разногласий в коллективе стараюсь  согласовать позиции, прийти к консенсусу.
  5. Верю : кто владеет информацией, - тот владеет миром».

3.Буддирующий (расшатывающий) элемент в коллективе, немного  анархист (т.е. не признает законов), любит спорить , всегда  выражает несогласие,  ищет и озвучивает противоречия, критически относится ко всему окружающему. Ничему и никому не верит абсолютно. В  несогласии видит гармонию, а в проблемах – источник  вдохновения и роста.

  1. Очень часто  бываю несогласна  с  тем или иным решением руководства.
  2. Сомневаюсь, что  все законы   необходимо выполнять в полной мере.
  3. Придерживаюсь мнения, что истина рождается в споре.
  4. Если есть проблемы , - значит есть простор для развития и совершенствования.
  5. Ничто так не украшает человека , как способность спорить и  отстаивать свою точку зрения.

4.Аналитик , человек , который   соотносит цели и фактические результаты, дает суждение об эффективности  деятельности. Любит сравнивать, сопоставлять, классифицировать. В установлении причинно-следственных связей   видит   глубокий смысл, связывая его с личными жизненными успехами и  развитием всего коллектива.  

  1. Чтобы развиваться , необходимо постоянно сравнивать   прошлое и настоящее , цели и фактические   результаты.
  2. В   моих методических разработках  значительное  место занимают схемы, таблицы, диаграммы.
  3. Каждый учитель нуждается   в оценке своего труда.
  4. Я, как правило,    стараюсь увидеть причину и последствия каждого  своего действия.
  5. Стремлюсь к тому , чтобы адекватно оценивать   свой вклад в  развитие   педагогического  коллектива.