Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
статья по теме

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
                                                              Актуальность.

Современная школа с её проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребёнок проявлял интерес к знанию. Интеллектуальные способности нужно развивать с раннего возраста.

Среди учащихся общеобразовательной школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности учащихся в контексте развивающего обучения. Проблема обучения детей с задержкой психического развития на сегодняшний день очень актуальна.  

  Возникает проблема: как, повысить эффективность и качества обучения учащихся общеобразовательных школ, предполагая своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Такие нарушения являются серьезным препятствием в овладении детьми на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних- в усвоении ими грамматики и других общеобразовательных предметов. Под указанными видами нарушений понимается недостаточное по тем  или иным причинам развитие связной речи, грамматического строя, лексических средств и фонетической стороны речи, включая фонематические процессы.

             Особенности фонематического  слуха изучались А.К.Аксёновой, В.В.Воронковой, М.Ф.Гнездиловым, Г.А.Каше, Р.И.Лалаевой, Д.И.Орловой, М.А.Савченко и др. Однако, изучение фонематического восприятия во всех этих исследованиях не являлось основной целью самой работы, а рассматривалось в контексте решения других проблем.
         Русская орфография базируется на следующих принципах:

- морфологический;

-фонематический;

-традиционный.

Признание фонематического принципа в качестве ведущего для русской орфографии обеспечивает усвоение учащимися опознавательных признаков орфограмм на основе сопоставления звуков в сильной и слабой позиции. При фонематическом подходе на начальном этапе обучения правописанию появляется возможность научить детей находить подавляющее число орфограмм, понимать связь между отдельными правилами, усваивать способы самоконтроля. Фонематический принцип заключается в том, что нет расхождения между написанием и звучанием.

 Таким образом, проблема формирования у детей с нарушением речи фонематического слуха является одной из важнейших.

Целый ряд факторов влияет на рост числа детей с речевыми недостатками. К этим факторам можно отнести как ухудшение экологической и социальной обстановки, так и недостаток медицинской помощи при родах и выхаживании детей после родовых осложнений. Таким образом, причины речевых нарушений  могут быть органическими и функциональными, биологическими и социальными. Расстройства речи могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем, нарушением их функционирования.

Поэтому актуальной остается проблема коррекции детей с трудностями формирования речи. В связи с этим поставлены следующие задачи:

1.Теоретически обосновать актуальность проблемы в недостатке  сформированности фонематического слуха.  

2. Изучить педагогическую теорию о проблеме недоразвития  фонематического слуха.

3.Разработать систему работы над проблемой.

       Мной использованы следующие методы исследования:

-теоретический анализ педагогической литературы по поставленной проблеме;

-анализ собственного опыта работы по проблеме исследования.

          С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать.

         Правильное развитие фонематического слуха лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции.

В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его.

         Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

-недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

-недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонематических групп при относительно сформированном их произношении;

-глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

           Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Очень бедна речь детей. Ребенок оказывается не в состоянии построить

короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные, аграмматичные фразы. Отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая нарушения стороны речи. Для детей характерны недоговаривание слов, стойкие звукопроизношения, перестановки звуков в словах, замедленный темп речи, деформация слов. Словарный запас накапливается медленно, нарушена общая и тонкая моторика. Это связано с недостаточным усвоением звукового слова.

          Из-за пониженного психического тонуса не возникает побуждений к речевой  деятельности, поэтому  словарный  запас  накапливается  медленно, развитие фразовой речи сильно затруднено, нарушена общая и тонкая моторика (пальчиковая и артикуляционная). Таким образом, нужна  длительная  коррекция. У многих ребят наблюдаются:

  1. дислалия – нарушение произношения звуков;
  2. дислексия –  замедленное чтение;
  3. дисграфия – замена букв.

             Теоретическая база.

Для реализации данной темы поставлены следующие задачи:

1.Формирование фонематического слуха.

2.Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

3.Формирование правильного произношения.

4.Развитие познавательных процессов.

5.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.

          Содержание работы   складывается:
1)  дифференциация фонем;

2) дифференциация слогов;

3)  работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся.

        Основными задачами этой работы являются развитие фонематического слуха, постановка и закрепление звуков, формирование психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать педагога, темпа работы) к полноценной учебной деятельности.
При поступлении  детей в 1класс проводится первичная диагностика по обследованию фонематического слуха. Используемая диагностика рекомендована Л.Н.Ефименковой. Программа общепринятой методики обследования фонематического слуха у детей   проводится по следующим параметрам:

-  опознание фонем;                                                                                                                                  - повторение слогового ряда со звонкими и глухими звуками;                                    - выделение звука в слогах;                                                                                                           - выделение звука в слове;                                                                                                          - подбор слов с заданным звуком;                                                                                                - различение звуков в словах – паронимах;                                                                                       - определение места звука: в начале, в конце, в середине слов

           Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта.  Работа по развитию фонематического слуха проводится на уровне звука, слога, слова и предложения  Деление речевого потока на слова, словоделение, звуковой анализ слов и слогов выделение ударных и безударных гласных, вычленение гласных и согласных.                                                                                                                                                                                                                                         Слоговой анализ состоит из слогов и слов, из отдельных звуков, соотношении звуков и букв, характеристики звуков. Нельзя не учитывать, что на основе фонематического анализа изучается все темы, связанные со словообразованием, склонением, спряжением, образование форм степеней сравнивания у прилагательных, образование причастных и деепричастных оборотов.  

                 На начальном этапе обучения для успешного формирования необходимы игровые упражнения:                                                                                                          На уровне звука: 1. « поймай звук.. Называю звуковой ряд, дети выписывают только гласные буквы, затем записывают слово целиком.                                          2.После произнесенного слова, дети выписывают только гласные буквы, затем записывают слово целиком:         О  А               КОЗА                                                             3. Выписать гласные звуки над чертой, согласные под чертой и записать слово полностью.                                  О   А        

                                                     К    З           КОЗА                                                                   4. Составить цепочку слов, изменяя только первый звук. (сук – лук – тук).             5. Из четко произнесенного предложения нужно записать схему и в ней записать только гласные буквы из слов (Кошка спит.  О     А               И .)                                      На уровне слога.                                                                                                                     1.Игра «Угадай звук».                                                                                                                Какой одинаковый звук ?(са, со, су, сы)                                                                                            Игра «Слоговая дорожка»                                                                                                              Здесь помогают веселые человечки или сказочные герои читать слоги.                                            Выделение звука на уровне слова.                                                                                   1.Игра «Магазин».                                                                                                                Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел, а названия фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук  [л] ( апельсин, яблоко, сливы, груши…).                                                                                                    2.Игра «Поймай звук».Хлопни в ладоши если услышишь звук ….                                    На уровне предложения:                                                                                                               1. определите количество слов в предложении. С этим же количеством составьте свое предложение.                                                                                                                   2. Выделите предложение из текста  с определенным количеством слов.                               В этом задании можно использовать скороговорки, чистоговорки, кроссворды и много другое. Эти упражнения позволяют различать на слух твердые, мягкие согласные, звонкие и глухие, делать звуковой анализ и синтез слов и слогов; различать слова, близкие по звуковому составу, опознавать изолированный звук в ряду звуков и слогов, в слове. Развивают различные стороны психической деятельности: внимание, восприятие, память, мышление).   Уровень фонематического слуха обследую по следующей диагностике:                

 1.ученику предлагаю назвать предметы, изображенные на картинке, в названии которых исследуемый звук находится в начале,  в середине и в конце слова.  (Предметные картинки: шапка, кошка, мышь; скамейка, колос, васильки).                       2.Воспроизведение предложений: Саша шел по шоссе. Лариса разбила тарелку. В траве слышится шелест сухого камыша. Зимой часто трещат морозы.                                    Дефекты произношения  могут быть следующие:                                                           отсутствие звука ( таелка- тарелка);                                                                                      искажение звука (горловое, мягкое произношение звука [р], межзубное произношение свистящих и шипящих звуков, при этом у говорящих высовывается кончик языка между зубами);                                                                                                                 замена одного звука на другой (тлава – трава, Шаша – Саша);                                                             смешение звуков, когда правильно произносимые звуки используются в речи неадекватно (Лора пьет горькое рекалство).                                                                                   3. Опознавание фонем: подними руку, если услышишь гласный звук, например, [у] среди [а,о,у,уа,ы,ыо]; хлопни в ладоши, если услышишь звук…                                         4.Повторение за учителем слогового ряда со звонкими и глухими звуками: са-за, за – са,  са – за- са, ба –па, па – ба, ба – па –ба…                                                                     5. Выделение звука в слогах. (Хлопни в ладоши, если услышите звук…)                                          6.Подбор слов с заданным звуком.                                                                                         7.Различение звуков в словах – паронимах (бочка – почка, точка – дочка, уточка – удочка, коза – коса).                                                                                                                    8. определение места звука: в начале, конце, середине слова ([ч] в словах чайник, мяч, ручка).  

Данный материал полезен для развития речевого мышления ребенка, развития его оперативной памяти, формирования чувства языка, что и должно быть принято в методике обучения именно родному языку. Здесь много игрового занимательного материала, который, как показал опыт моей работы в специальных (коррекционных) классах, с удовольствием воспринимается детьми, способствует их рабочей активности и формированию устойчивого интереса к изучению русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей

Упражнения на развитие фонематического слуха у детей...

Рекомендации по развитию фонематического слуха у детей 6 -7 лет

Подборка упражнений для развития фонематического слуха....

Игры для развития фонематического слуха у детей 7-10 лет

Игры для развития фонематического слуха у детей7-10 лет...

"Развитие фонематического слуха у детей раннего возраста"

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слухо...