Весенние изменения в природе. Урок по окружающему и литературному чтению во 2 классе.
методическая разработка (2 класс) по теме

Подробный конспект урока с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект личностно-ориентированного интегрированного  урока по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе.

Тема. Весна. Весенние изменения в природе.

 Тип урока: комбинированный

 Основные дидактические методы:

- проблемные методы обучения; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный

- словесные (беседа, инструктаж, объяснение), наглядные (показ, демонстрация), практические (упражнения), с текстом (чтение, заучивание, выразительное чтение, выборочное чтение); работа с библиотечкой.

Материальные средства обучения: УМК по окружающему миру и литературному чтению, классная библиотечка с литературными произведениями о весне, картотека загадок, народных примет, карточки-помощницы, репродукции картин, карточки-«солнышки» для рефлексии.

Цель: формирование представлений об изменении в живой природе с приходом весны.

Задачи урока:

Ориентированные на развитие личности учащегося:

Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные: умение обобщать, выделять признаки, составлять план, давать полный, связный ответ, выразительно читать, работать с текстом,  развивать в детях умение работать в группе: брать на себя ответственность, высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей, умение слушать друг друга, развитие интеллектуальных чувств любознательности, познавательного интереса; бережное отношение к рабочему времени.

Обучающие:

  1. познакомить с новым жанром фольклора о весне: песенкой-веснянкой;
  2. закрепить знания о жанровом многообразии литературных и фольклорных произведений;
  3. обобщить и систематизировать знания о сезонных изменениях в природе,

 Воспитательные:

·        содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;

·        помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

·        формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

·        воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

·     формирование опыта социально-полезной деятельности.

 Ход урока

1.     Организационный момент. Постановка задачи.

 Учитель: Прозвенел звонок…( Дети: …начался урок. )

Учитель: Ребята, о чем вам говорит расстановка парт по две вместе? (Работаем группами). Какое правило напомним друг другу? (Уважаю себя - уважаю других. Мнение группы – правильное.)

У меня в руках письмо, адресованное нашему классу. В этом письме просьба о помощи. Вы хотите узнать, кто просит помощи и КАК мы можем помочь? (Да.) Тогда сначала внимательно послушайте письмо, а потом вместе решим ЧТО и КАК ДЕЛАТЬ? Садитесь за парты. (Запись на доске: ЧТО и КАК ДЕЛАТЬ).

Письмо зачитывает ученик: Дорогие школьники, ученики 2 класса. К вам обращаются ребята из детского сада. Нам очень понравился праздник «В гостях у Зимушки». И теперь мы хотим, чтобы вы провели для нас праздник Весны. С нетерпением ждем вас в гости 15 апреля. 10 группа детского сада «Лебедушка».

Учитель: Ну что, хочется помочь детскому саду? Вам это интересно? (Хочется, интересно.) 

Уже есть идеи? КАК мы проведем этот праздник? Какие дела нужно запланировать? Чем мы займем малышей? Задание для групп: Предложить ДЕЛА для праздника Весны в детском саду. Сколько человек будут искать ответ? (Весь класс.)  Вспоминайте, сколько человек выскажут мнение группы? (Один человек от одной группы). У вас 3 минуты на обсуждение. Следите за временем. После сигнала таймера учитель записывает на доске предложения групп по сценарию урока. Например, КАК? ЗАГАДКИ, ИГРЫ, СТИХИ, БЕСЕДА, РАССКАЗ, ИНСЦЕНИРОВКА, ПРОСМОТР ФИЛЬМА ИЛИ КАРТИНЫ, РИСОВАНИЕ, КОНКУРСЫ и так далее.

Молодцы, все поработали успешно. Много предложений, наверное, не успеем столько использовать, но зато можем выбирать. Очень важно, что соблюдали правила работы в группе. Я вас хвалю.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Учитель: ЧТО узнают от вас дошколята на празднике Весны? Не забудьте: малыши видят в вас образованных школьников и ждут от вас не только веселья, но и знаний. Вспомните, ЧТО мы говорили детям об осенних, о зимних изменениях, чему научились на прошлом уроке, посмотрите свои записи в домашней работе. О чем важно сказать? Кому сложно начать свое предложение, может взять карточку-помощницу.

Нужно знать, что весной…

Детей заинтересует, что…

Всем захочется узнать, что…

Я бы рассказал о …

В результате обсуждения запись продолжается:

ЧТО? ПРАЗДНИК ВЕСНЫ: ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ (март, апрель, май), ЯВЛЕНИЯ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (солнце выше, греет сильнее, капель, таяние снега, удлинение светового дня, лужи, облака, трава, первоцветы, набухание почек, цветение деревьев, первые листья, прилет птиц, пробуждение из спячки, появление детенышей).

3. Актуализация опорных знаний.

 Учитель: Еще одну запись я, как  участник нашей творческой группы, тоже добавлю:

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ВЕСНЕ (ПРИЗНАКИ в творчестве человека). Напомните, пожалуйста, какие жанры литературных и фольклорных произведений вам знакомы. Какие же произведения помогут нам рассказать детям о весне? Составим список для выбора. Список назовем КАКИМИ СЛОВАМИ. Следующее задание группам: назвать хотя бы по одному произведению каждого жанра о весне. Называть только жанр, автора и заглавие. Время для работы всего 4 минуты. Но те, кому нужна помощь, могут подойти быстренько к библиотечке или полистать оглавление учебника. После сигнала таймера слушаем результаты работы групп, на доске достаточно записать виды жанров.

5. Создание проблемной ситуации.

Учитель: А все ли виды жанров вы назвали? (Или: этот жанр назвала только одна группа). Есть еще один такой, который очень нравится детям, но до весны мы о нем не узнавали.

Догадайтесь, о чем я говорю. Назовите мне его сами.

Молодцы, правильно поступают те ребята, которые открыли учебники по литературному чтению. Тот, кто нашел нужную страничку, подскажи  нам номер страницы. О каком жанре сегодня узнаем? Песенка-веснянка.

6. Ознакомление. Первичное закрепление. Работа с учебником.

Послушайте текст. (Чтение или пение учителем. Беседа.). Понравилось? Какие чувства вызвала песенка? Какие слова были непонятны? Давайте поясним. Какие слова являются устаревшими? Найдите. Прочти понравившиеся строчки. Как нужно читать эту песенку? Попробуй так прочитать. Ну, наверное, уже и всю песенку запомнили. А что можно делать под эту песенку? Давайте встанем в хоровод и споем ее. А в конце сделаем движение, будто выпускаем жаворонка.

Ну что, берем на праздник Весны песенку-веснянку? (Дописать на доску в список КАК и КАКИМИ СЛОВАМИ. Вы рады, что познакомились с новым жанром? А бывают ли другие песенки-веснянки? Зачем их придумал народ? Хотите узнать? Как узнать? Молодцы, кто-то уже видел такое объяснение в учебнике. Садитесь за парты, познакомимся со статьей. (Самостоятельное чтение. Беседа.)

7. Итоги урока. Рефлексия.

Какие мы молодцы! Посмотрите на доску. Мы уже знаем КАК, ЧТО, КАКИМИ СЛОВАМИ скажем на празднике Весны деткам. Осталось распределить роли и установить порядок выступl


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по литературному чтению 3 класс Леонид Жариков "Дуб и ветер"

Данную разработку  можно использовать на уроках  литературного чтения в начальной школе по данной теме. В конспект урока  включена вводная беседа по теме "Ветер", тест по данной теме, п...

Словарь архаизмов и историзмов к урокам окружающего мира, литературного чтения. 4 класс

Словарьархаизмов и историзмов можно применять на уроках окружающего мира (истории), литературного чтения в ходе прочтения научно-популярных статей или художественных произведений об истории нашей стра...

Интегрированный урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии в 3 классе (система Л.В. Занкова)

Интегрированный открытый урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии     в  3  классе   Лапшиной И.Б.  Тема: «Страна восходящего солнц...

Интегрированный урок математики , окружающего мира, литературного чтения "Жемчужное ожерелье здоровья"

Цель: • формировать умение выполнять сложение и вычитание на основе десятичного состава двузначных чисел ( 20+6, 6+20, 26-20, 26-6); • воспитывать бережное отношение к своему здоровью через дидакти...

Интегрированный урок математики , окружающего мира, литературного чтения "Жемчужное ожерелье здоровья"

Цель: • формировать умение выполнять сложение и вычитание на основе десятичного состава двузначных чисел ( 20+6, 6+20, 26-20, 26-6); • воспитывать бережное отношение к своему здоровью через дидактичес...

Конспект интегрированного урока по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству в 4 классе по теме «Леса России».

Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному  искусству в 4 классе по теме «Леса России». Работа организована в научно...