мастер-класс" Эмоционально-нравсвенное и эстетическое переживание как один из методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения".
методическая разработка (2 класс) на тему

 

Цель: показать влияние эмоционально-нравственного и эстетического переживания на чувственное восприятие.

Задачи:  - совершенствовать умение выражать свои чувства, настроения, мысли в творческой работе;

            - показать возможность применения полученного опыта в педагогической деятельности.

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master-klass_hokku.zip11.02 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                     Мастер - класс

Тема: Эмоционально-нравсвенное и эстетическое переживание как один из методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения.  

Предметная тема (литературное чтение): Хокку.

Цели: - показать влияние эмоционально-нравственного и эстетического переживания на чувственное восприятие;

            - совершенствовать умение выражать свои чувства, настроения, мысли в творческой работе;

            - показать возможность применения полученного опыта в педагогической деятельности.      

                                     

                                                

                           

                                 

 Ход  занятия

I. Мотивационный этап.

   

Вы все замечали, что в основном наши методы и приёмы направлены на умственное развитие детей. А как же воображение, эмоции, чувства?

Судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться или порадоваться.   

Осознавая это, в своей работе я стараюсь уделять внимание всему, что так или иначе связано с духовным миром ребёнка. Важно всё: интонация, мимика, жесты, выражения глаз. И самое главное, чтобы ребёнку было интересно.

Вот формула, с помощью которой можно повысить интерес к учению.

чувства – вера в успех – вдохновение – интерес к учению

Давайте пройдём по этой цепочке.

II. Организационный этап.

1. Ассоциации.

- Сейчас вы просмотрите слайды и послушаете музыку (пионы, хризантемы, японские мелодии).

 - Какие цветы вы узнали? Было ли вам приятно на них смотреть? Почему?

-Подумайте, к какой стране можно отнести услышанную музыку? (Япония)

- Подберите слова - ассоциации к слову «Япония»? (сабо, икебана, самурай, сакура…)

2. Знакомство с новым.

- Культура Японии настолько богата и самобытна, что мы многое знаем о ней. А сегодня мы познакомимся ещё с одним японским словом – «хокку».

- Может быть уже кто-то знаком с этим словом?

- Давайте познакомимся с двумя японскими стихотворениями.

 

Иссё                                                           Бусон            

* * *                                                           * * *

Видели всё на свете                           Осыпался… Но в сердце

Мои глаза - и вернулись                    Будет цвести всегда  

К вам, белые хризантемы.                 Этот пион.

-Как вы понимаете слова «Видели всё на свете мои глаза»?

-Герой много путешествовал? Удивлялся многим красотам? Конечно.

- Почему глаза поэта вернулись к хризантемам? Они действительно всего красивее на свете? Или просто герой их любит?

- Только ли глаза делают нас наблюдательными? (сердце и любовь)

- Почему пион останется навсегда в сердце поэта?

- Так о чем эти стихи – о красоте или о любви? Можно ли без любви обнаружить красивое?

- Можно ли из стихотворений понять, как выглядят эти цветы? (нет, автор в стихотворении передаёт только чувства)

- С помощью чего можно представить эти цветы? (с помощью воображения)  

- В этом своеобразие японской поэзии. Требуется большая работа воображения. Итак, хокку – это жанр японской поэзии. По форме он представляет собой три короткие строчки, их можно назвать тремя частями. Хокку изображают жизнь природы и жизнь человека в их слитном единстве. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение.

3. Творческая работа.

Первая часть зала.

- Представьте, что вы кинорежиссёр. Вам надо снять кинозарисовку об этом хокку. Получатся ли у вас одинаковые работы? Нет, у каждого своё восприятие мира (слушаются 2-3 зарисовки)

Вторая часть зала.

- А сейчас проверим, на сколько вы прониклись духом Японии.

- Я вам раздам листочки с хокку, в них пропущены последние строчки. Вы должны их дописать, а потом проверим, насколько они близки к оригиналу. Помните, что надо включить в работу воображение.

Нынче выпал ясный день.               С ветки на ветку

Но откуда брызжут капли?              Тихо сбегают капли.

В небе облака клок.                                               Дождик весенний.

 

                          Опала листва.

                          Весь мир одноцветен.

                          Лишь ветер гудит.

   (слушаются варианты)

III. Итоговый этап.

- На этом занятии я показала вам, как можно воздействовать на эмоции ребёнка через новое, неизвестное, через эстетическое переживание.

1-й этап – «Ассоциации»: создание определённого настроя, включение подсознания. Вы слушали музыку, смотрели слайды.

2-й этап – «Знакомство с новым»: на этом этапе вы читали и анализировали стихи. В работу включилась память, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять.

3-й этап – «Творческая работа»:  на этом этапе каждый почувствовал себя творцом. Развитие творческого воображения и творческих способностей.

 

На протяжении всего занятия каждый испытал эмоционально-нравственное и эстетическое переживание, многие из вас почувствовали заинтересованность и увлеклись новым. Результаты творческой работы это подтверждают.  

Почему именно хокку? Это новая составляющая единица программы по литературному чтению. Хокку показались мне очень интересными. Они помогают развивать нестандартное мышление. Хокку несут в себе сильный эмоциональный заряд – это хороший способ увидеть, как человек воспринимает окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно – познавательной деятельности."

Нужно помнить, что первичные причины, приводящие, в конечном счёте, к хронической неуспешности, могут быть различными...

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - презентация плюс доклад.

В данной работе дается классификация методов стимулирования и мотивации, новшество применяемых методов с современном образовательном процессе. Очень полезный материал для учителя....

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся

Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать ...

Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего

В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на учебно- тренировочных занятиях.

В современном мире мотивация людей на любую деятельность является первостепенным фактором успешности. Ни для кого не секрет, что без положительной мотивации, без позитивного настроения, без желания, н...