Ответы на вопросы к аттестации. Теория
материал по теме

Данные ответы помогут учителю при аттестации, для проведения семинара, анализа урока и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvety_na_voprosy_k_attestacii._teoriya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КВАЛИФИКАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПРИ АТТЕСТАЦИИ НА ВЫСШУЮ (ПЕРВУЮ) КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ ДЛЯ ПЕДАГОВ

  1.  Что такое рефлексия урока? Внутренний контроль. Процесс оценивания  сильных и слабых сторон урока, определение нереализованных резервов, уточнение индивидуального стиля деятельности учителя. Анализ и самоанализ достигнутых результатов практической деятельности учителя.
  2.  Что такое цель урока? Предполагаемый , заранее запланируемый результат деятельности по преобразованию какого – либо объекта. Осознанный и запланируемый результат. 
  3. Что такое аспектный анализ урока? Анализ частей урока- подготовительный, основной, заключительный. Второй образовательный, воспитательный. Третий заключительный, реализация всех сторон методик, задачи организации, средства, методы, принципы. Психолого-педагогический, методический, сапостовительный.
  4.  Педагогическая мастерская. Восхождение каждого участника к новому знанию, опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
  5.  Образовательная технология.  Строгая последовательность действий, приводящая к планируемому результату (алгоритм).      Система  научной организации обучения и контроля, создаваемая на основе достижений педагогики, применяя новые формы и методы научной организации учебного процесса, различных технических  средств обучения, компьютерных форм организации самостоятельной работы при обучении и проверке знаний.

6.Что такое инновация? это идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.  Инновация также может быть определена как успешное создание, развитие и внедрение новых продуктов, процессов и услуг.

7.Каким должен быть угол видимости классной доски для обучающихся  II-III ступени?  35градусов.

8.Обязательные структурные элементы педагогической системы.  Цель, содержание образования,  средства педагогической коммуникации.

9.Что такое инновационная культура?  Комплексное внедрение и всестороннее освоение новшеств  различных областях человеческой деятельности. Отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, а также в образах и нормах поведения.

10.Что такое одарённость?  Это системное , развивающее  в течение  жизни качество психики, которое определяет  возможность достижения человеком  более высоких (необычных,  незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности  по сравнению с другими людьми. «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися  достижениями( или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

11.Открытое образование. Система обучения доступная любому желающему , без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение  в ритме , удобном учащемуся. Система обучения  доступная любому желающему, без анализа исходного уровня знаний.

      12. Фундаментальное ядро содержания общего образования   базовый документ, необходимый    для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

13. Конвенция прав ребёнка: содержание документа.  Международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.  ???

14. Что такое воспитание?  -   педагогически организованный целенаправленный процесс

развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества

Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства

15. Что такое воспитательный результат? Результат взаимодействия уч-ся со сверстниками, взрослыми. После чего  испытывают переживания по разным поводам, задумываются о чем – то новом. Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели

16. Что такое воспитательный эффект? Личностные изменения вследствие пережитых эмоций и впечатлений. Эффект – это следствие результата.

17. В чём заключается особенность современного урока? Логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени, отрезок воспитательного процесса , в котором представлены все элементы , цели, задачи, содержание, средства, методы организации, системность.

18. Мониторинг качества образования. Информационная система  Отслеживания

19. Педагогическая поддержка. Деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям   в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, формирования умения вести себя в необычной жизненной ситуации, когда ребенок в силу каких – либо обстоятельств оказывается выключенным из привычной системы взаимоотношений, своевременное  и быстрое исправление травмирующей учащегося ситуации и направление развития событий в оптимальный педагогический режим.

20. Закономерности интегрированного урока.

1) Весь урок подчинён авторскому замыслу;

2) Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

3) Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;

4) Этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости;

5) Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

6) Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную но и смысловую связанность;

7) Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны:

Комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;

Соотношение изученного и изучаемого;

Соединение отдельных компонентов в одно общее;

Предупреждение недочётов.

          21.Дифференцированное обучение – индивидуальный подход к обучению. способ организации учебного       процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности личности и создаются предпосылки  для личностно – ориентированного обучения, когда к достижению единой цели учащиеся идут разными, индивидуальными путями.

22. В каких временных пределах задаётся домашние задание для учеников 7-8 классов?  

3 часа.

23. Что такое метапредметное обучение? Надпредметное обучение. Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются универсальные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, - будь то ценностно-моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии. Обучение нового типа, в основе которого лежит мыследеятельный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения  к базисным организованностям мышления – «знание», «знак», «проблема», «задача» 

24. Принципы авторитарной педагогики.  Принцип авторитарной педагогики – учитель – субъект, ученик – объект воспитания и обучения.

25. Принципы гуманистической педагогики. Вера в  возможности ребенка; раскрытие самобытной природы ребенка; уважение и  утверждение его личности. Направление его на служение добру и справедливости. Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности». Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность.

26. Что такое социализация? от лат. socialis — общественный  процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Процесс вхождения в социальную сферу. Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения принятые в данном обществе или социальной группе нормы и правила поведения

27. Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

28. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  духовно - нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать

на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение _

к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно- нравственное воспитание личности гражданина

России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно территориальные  сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

29. Концентрический способ построения учебной программы. ВИД ПРОГРАММЫ, ГДЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (вопроса) НЕСКОЛЬКО РАЗ, НО С ЭЛЕМЕНТАМИ УСЛОЖНЕНИЯ.

30. Словесные методы обучения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

31. Что такое средства обучения? Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний, предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. 

32. В чём заключается сущность психологических основ урока? Самостоятельность, которая выражается самокритичностью и критичностью, познавательная активность, оперативность, выбор нужного темпа действий и их решений.

33. Что такое программа воспитания? Её отличие от учебной программы. Системное представление об условиях достижения воспитательных целей, выражающее в последовательно изложенном содержании воспитательного вопроса, механизмах его реализации и основных показателях духовно – нравственного становления личности в результате его освоения.

ОТЛИЧИЕ:   Все ответы верны ( Подходы к  составлению программы, содержанию, стандарты). Цели, задачи, содержание, структурой, механизм.

34. Чем характеризуются личностные факторы инновационности? Личностных факторов, оказывающих влияние на параметры инновационности субъекта, среди которых потребность в стимуляции, стремление к новизне; чувствительность к противоречиям, новому опыту и  креативность, интеллект, социальная зрелость.

 35.Сущность технологии развития критического мышления. 

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы. Принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы. Принимать независимые продуманные решения.

36. Какие функции выполняет школьный учебник? учебник — важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. ФУНКЦИИ:  мотивационную, информационную. контрольно-корректирующую

  мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;

– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

37. Интерактивные стратегии взаимодействия участников образовательного процесса.  Метод, построенный на усиленном межсубъектном взаимодействии всех участников процесса обучения, без компьютерное обучение.

38. Какая температура воздуха должна быть в вестибюле и гардеробе ОУ?  16 -19 градусов.

39. Гуманизм как система воззрений. Система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самооценки личности, ее свободы и права на счастье. ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ КАК К ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ.

40 Что такое молодежная субкультура? Частичная, относительно когерентная система внутри общественной  системы культуры. 

41. Понятие и сущность кейс технологий.  Комплектование наборов текстовых, учебно – методических материалов и рассылки их обучающимся для самостоятельного изучения.Case-study ( кейс-метод )  порожден естественной потребностью участников образовательного процесса обращаться к жизненным реалиям для их последующего осмысления и преобразования. МЕТОД РЕШЕНИЯ

СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

42. Особенности технологии дистанционного обучения. Интернет обучение

43. Стратегическая цель государственной политики в области образования.  

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина

44. На какие дни недели должно приходиться наибольшее количество баллов по сумме всех предметов за день при составлении расписания уроков в 9х-11х классах?  Вторник, среда

45. Скрытая форма диагностирования. Педагогическое диагностирование можно рассматривать как этап целеполагания в управлении качеством -
образования и как компонент системы управления на соответствующем уровне ???
46. Педагогическая  инноватика.  Наука о создании, внедрении, освоении и применении новшества в образовании. Наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций.

47. Кластер.  Педагогический метод, который развивает вариативность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). МЕТОД В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ ВВИДЕ ТАБЛИЦЫ. В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «концентрация», «собираться группами», «расти пучками».

 Кластер (англ. claster – скопление) объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами.

48. Тьютор  – ПОДДЕРЖКА, СОПРОВОЖДЕНИЕ. «тьютор» в переводе с английского означает «наставник, репетитор, опекун». Тьютор в современной педагогике — это учитель-консультант и координатор. Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Тьютерство – методическая помощь в рамках программы посредством дистанционного обучения.

49. Молодёжная контркультура – Комплекс явлений субкультуры, которые приняты и реализуются определенной социальной группой в качестве протестных стереотипов по отношению к общепринятым в обществе системы идеалов, норм поведения, провозглашаемых доминирующей культурой.  ОТКАЗ ОТ СИСТЕМЫ ТРАДИЦИОННЫХ И ЗАМЕНА ИХ КОНТРЦЕННОСТЯМИ – СВОБОДА САМОВЫРАЖЕНИЯ, ЛИЧНАЯ ПРИЧАСТНОСТЬ К НОВОМУ СТИЛЮ ЖИЗНИ. ( новые левые , хиппи, битники, йиппи ), противопоставляемых официальным ценностям.

50. Сущность понятия «федеральный государственный образовательный стандарт».

Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля . В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

В Законе Российской Федерации «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся:

– гуманистический характер образования;

– приоритет общечеловеческих ценностей;

– свободное развитие личности;

– общедоступность образования;

– бесплатность образования;

– всесторонняя защита потребителя образования.

Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования, демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы.

Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 21–23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образования (основной школы).

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой.

Прежде всего, закон требует установления стандартов образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответы на вопросы викторины о Рождестве

Что такое Рождество, откуда оно к нам пришло, традиции празднования Рождества......

Окружающий мир, 2 класс" Ищем ответы на вопросы в учебнике"

Урок окружающего мира, 2 класс по УМК" Перспективная начальная школа"...

Ответы на вопросы по истории психологии

Экзамен уже завтра, а нет сил, времени.... Может быть полезным данная шпоргалка!!!...

Воспитание детей. Рекомендации и ответы на вопросы.

Воспитание детей закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних. Именно родители играют первостепенную роль в становлении человека ...

Составление ответов на вопросы

Формирование речевой компетентности...

Ответы к вопросам по математике 2- 3 класс

Ответы к  вопросам по математике 2- 3 класс...

Ответы на вопросы по аттестации на соответствие занимаемой должности блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда

Данный материал содержит примерные ответы на вопросы по аттестации    на соответствие занимаемой должности  блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда....


 

Комментарии

Михалева Елена Федоровна

Очень нужная информация. Спасибо!