Cовременный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся
план-конспект урока (4 класс) по теме
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир;
свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи: директор МБУ ДОД ЦРТД и Ю им. И. Яковлева
Петрова Людмила Арсентиевна,
Аспирант ЧГПУ
Современный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся
В своем Послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев отметил: «Школа наряду с семьёй явля ется базовым социальным институтом, формирующим личность...В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание об разования».
Отвечая на социальный заказ Президента России, был разработан проект обновления стандартов обра зования, который внедряется в практику уже в следую щем учебном году. В новом образовательном стандарте ключевая роль отводится духовно-нравственному вос питанию личности. И именно новая российская общеоб разовательная школа должна стать важнейшим фактором в целенаправленном духовно-нравственном развитии личности.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следу ющим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, ува жения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир;
свобода личная и национальная; доверие к людям, инс титутам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического со знания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толе рантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, ок ружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; эко логическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота;гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Исходя из этого мы поставили перед собой следующую цель: формирование духовно-нравственных качеств личности с использованием инновационных методов обучения и воспитания.
В основу нашей педагогической концепции легли сле дующие принципы:
целостности: обучение и воспитание должны стать единой системой;
гуманизации: помогает учащимся правильно ориен тироваться в системе ценностей; развития творческих, исследовательских, проектных способностей: предполагает выявление и развитие у уча щихся индивидуальных склонностей и способностей; субъективности: учащиеся осознают свое «Я» в свя зях с другими людьми и миром, осмысливают свои пос тупки, предвидят их последствия.
Одним из инновационных методов, который лег в ос нову нашей педагогической концепции по формированию духовно-нравственных качеств личности у учащихся - это метод интеграции.
Благодаря интеграции, в сознании учеников форми руется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практи ке. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения повторов, неизбежных при преподавании разнообразных предметов.
Более эффективный результат достигается посредс твом связи литературного произведения с реальной жиз нью и обращению к психологии личности. Одна из главных притягательных черт художественной литературы - ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. Подбор примеров из реальной жизни затруднен и не всегда имеет ярко выраженные проявления тех или иных психологичес ких черт личности, тогда как литературные-герои всегда соответствуют определенного рода типологии личности.
Еще одним инновационным методом, используемым нами в процессе обучения и воспитания, является ТОО (видео- и аудиоматериалы). Этот метод позволяет нам научить учащимся анализировать музыкальные произве дения, написанные по мотивам тех или иных литературных , театральные постановки и киноверсии художественных произведений. Данная форма работы дает широкую возможность для демонстрации вариативности интерпретации художественных произведений, анализа личностных позиций не только авторов художественных произведений, но и музыкантов, театральных и киноре жиссеров, т.е. наглядно демонстрируется неоднознач ность литературных произведений и отдельных героев, возможность их многоплановой трактовки.
Интегрированные уроки по декоративно-прикладному искусству формируют у учащихся следующие компе тентности:
общекультурная - уровень психологической и декоративно-прикладной образованности, достаточный для самооб разования в анализе своеобразия психологического стиля педагога и обучающегося, его способов раскрытия образов ге роев, ориентация в понятийном пространстве , определения своих позиций и вкусов;
методологическая - предполагает овладение ме тодами исследовательской деятельности, формирова ние знаний о новейших методологических концепциях психологии и литературы, изучение теоретических работ ведущих психологов и литературных критиков прошлого
и современности.
Ожидаемый результат | Качественный показатель |
Повышение активности учас тия учащихся в обсуждении проблемы | Мониторинг активности на занятиях |
Повышение активности участия в конкурсах духовно-нравс твенного направления | Мониторинг участия в соответствующих кон курсах |
Изменение личной позиции в ходе обсуждения поставленной проблемы | Анкетирование |
Заинтересованность в изуче нии собственной родословной, исторических корней своей семьи | Количество презента ций и исследователь; ских работ |
Заинтересованность в измене нии гражданской позиции | Мониторинг успевае мости, правонаруше ний |
Практической значимостью данной методической раз работки является возможность использовать подобные формы и методы работы педагогами различных учебных заведений для формирования духовно-нравственных ка честв личности воспитанников.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Современный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся Выполнила: директор Петрова Л.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/23/picture-321565-1648044743.jpg)
Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.
Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-542315-1417590043.jpg)
Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.
Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из сво...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-544870-1417769018.jpg)
Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, прест...
Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/07/picture-44953-1528375220.jpg)
Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/10/picture-1148711-1560193562.jpg)
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-1431623-1667120047.jpg)
Статья «Пути реализации современных подходов к духовно – нравственному воспитанию учащихся с ЗПР»
Статья «Пути реализации современных подходов к духовно – нравственному воспитанию учащихся с ЗПР»...