Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
статья на тему

Минеева Елена Викторовна

Методическое пособие, составленное по информационным источникам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_issledovanie.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Береславская средняя общеобразовательная школа

Калачёвского района Волгоградской области

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Методическое пособие для учителей

(по информационным источникам)

Составитель: Минеева Е.В.

п. Береславка, 2011г.

          

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать,
находить оригинальные решения,
то формирование личности будет проходить

на основе обогащения её интеллектуального профиля…
Обучая детей творческому мышлению,

мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.
Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко

В арсенале инновационных педагогических средств и методов исследовательская деятельность занимает особое место. В начальной  школе закладывается основа приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности,  и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Важно приучать детей к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

        Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. С 1 по 3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах  многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

      - Что мне интересно больше всего?

      - Чем я хочу заниматься в первую очередь?

      - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

      - По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

      - О чём хотелось бы узнать как можно больше?

      - Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

-- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

-- экспериментальной;

-- изобретательской;

-- теоретической.

 Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и  издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

1 класс.  «Мой город. Мое село». Изучая историю возникновения села, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, ученики в течение всего учебного года ведут настоящую исследовательскую работу. Результатом может стать путеводитель по селу. Этот путеводитель является итогом совместной проектно-исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основан на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования.

        Во втором классе темой работы может стать исследование лекарственных растений местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира и краеведения, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии в парк, каждый ученик получает перечень заданий, которые выполняет в течение года.  

       1.Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.

       2.Сделать рисунок или фотографию.

       3.Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей). Принести пробу почвы с этого участка.

       4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.

       5. «Экологическая листовка». Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.

Обобщив наблюдения, разработав  правила сбора лекарственных растений, устанавливается, что является лекарственным сырьем, подводятся итоги исследовательской работы. Так появляется коллективный «Экологический исследовательский проект «Аптека под ногами».

На уроке литературного чтения возможен проект «Мой любимый журнал». Каждый ученик выбирает для себя и детский познавательный журнал из периодической печати и проводит исследование по плану.

  1. Год создания. Авторы – создатели журнала.
  2. Как выглядел журнал в разное время.
  3. Сколько лет издается, как часто выходит.
  4. Сколько страниц.
  5. Главный редактор, художник.
  6. Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.
  7. Какие разделы включает. Дать характеристику.
  8. Есть ли постоянные авторы. Что ты о них знаешь.
  9. Как сотрудники журнала ведут работу с читателем.
  10. Любимая рубрика.
  11. Как ты узнал об этом журнале.
  12. Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. Создай свою страничку.

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,

б) описание,

в) характеристика,

г) сравнение,

д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Любое исследование должно подчиняться следующим правилам:

1. Все исследования должны быть безопасными. Эксперименты проводятся только под наблюдением взрослых. Даже безвредные на первый взгляд предметы могут стать опасными в определённых условиях.

2.Принцип уважения к жизни. В опытах и исследовании не должно быть жестокого отношения к животным, нарушения экологических систем, нарушения этики.

3.Исследование – это такой же процесс открытия, как и наука. А  «научный подход» - это метод, который используется при проведении исследований и научных опытов. Он включает в себя несколько этапов:

- определение проблемы или постановка задачи

- выдвижение  гипотезы

- проведение эксперимента для получения данных, запись результатов

- вывод о том, верной или нет, оказалась выдвинутая гипотеза

4.Зараннее обдумайте, как вы будете представлять свой проект

5.Когда вы выбираете тему своих научно-исследовательских проектов, берите что-нибудь подходящее вашим интересам, чтобы не только учащимся, но и вам нравилось работать. Тогда в процессе исследования вы будете заниматься тем, что доставляет вам удовольствие!  

Методика работы над развитием проектно-исследовательских умений младших школьников.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Цель исследования.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим. 

Задачи исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза исследования.

Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Отчет о работе должен содержать следующие разделы:

  1. Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.
  2. Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
  3. Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
  4. Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
  5. Список использованной литературы.

Учебное исследование в начальной школе
Экспресс-исследования
. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, роза ветров в окрестностях школы, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег, какие насекомые живут на территории школы, как и почему люди прокладывают тропинки по территории и т.п.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (поручить детям оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.
Особую важность в данной форме организации учебных экспресс-исследований имеет заключительный момент. Его можно провести в виде симпозиума и конференции. Оперативно собранные материалы исследований обобщались, и авторы делали краткие сообщения.
Долговременные исследования. Эта работа проводится в рамках внеучебной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:
• ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
• предлагает возможные варианты решения;
• собирает материал;
• делает обобщения;
• готовит проект (доклад, макет и др.);
• защищает проект.
Темы можно объединить в три основные группы:
• фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
• теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;
• эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Наиболее сложны и при этом наиболее интересны в познавательном смысле теоретические исследования, но их способны выполнять только одаренные младшие школьники. Эмпирические исследования более занимательны и доступны для большинства детей, но они сложны в плане подготовки для педагога.
Защита результатов
 исследования
«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Классификация тем
Общие направления исследований:
1. Живая природа.
2. Человек.
3. Общество.
4. Культура.
5. Земля.
6. Вселенная.
7. Наука.
8. Техника.
9. Экономика.
Основные науки и виды деятельности:
Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование (сельское хозяйство).
Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология человека, деятельность, выдающиеся мыслители.
Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.
Культура: язык, религия, искусство, образование.
Земля: география, климат, строение Земли.
Вселенная: галактики, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.
Наука: математика, физика, химия, астрономия, история науки.
Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и дизайн, строительство.
Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.
Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например:
Направление - живая природа, область знаний - зоология:
• где живет?
• чем питается?
• основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;
• поведение;
• кто главные враги.
Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования (например: медведи, жирафы, киты и др.), и данные «ключи» помогут открыть двери в неизвестное и при этом систематизировать полученные знания. Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники и даже первые области знаний из направления «Человек: происхождение человека и развитие человеческого организма».
Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели». В этом случае можно воспользоваться примерно такой схемой:
• общая характеристика личности выдающегося человека;
• где и когда родился;
• характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение и т.п.);
• где провел жизнь;
• первые серьезные работы;
• основные достижения и результаты деятельности;
• основные работы о нем;
• как к нему относились современники;
• как к нему относятся в наше время.
 
Теперь выберем личность (например, Леонардо да Винчи, Петр I, адмирал Нельсон, М. В. Ломоносов, Сальвадор Дали и др.), и эти вопросы, как и в предыдущем случае, станут «ключами», помогающими открыть дверь в неизвестное.
Еще один пример из общего направления «Земля». Допустим, исследуем тему из раздела «География» - «Крупнейшие озера мира». Общий алгоритм обработки информации может быть таким:
• название крупнейших озер;
• их географическое положение;
• климатические условия;
• основные характеристики:
- размеры (площадь, глубина и др.);
- форма;
- пресные или соленые;
• животный и растительный мир этих озер;
• какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности;
• характеристика экологической ситуации.
Практически аналогично можно структурировать информацию при исследовании в области общего направления «Вселенная». Возьмем для примера тему «Планеты Солнечной системы»:
• перечень планет;
• происхождение названия;
• общая характеристика каждой:
- размеры;
- удаленность от Земли;
- время обращения вокруг Солнца;
- удаленность от Солнца;
• исследования планеты людьми;
• условия на планете.

Известный специалист Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.
• Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Не делайте скоропалительных допущений, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
• Научите детей прослеживать межпредметные связи.
• Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
• Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...

Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе. Проект «Загадочные нимфы».

Данная работа демонстрирует  продукт  проектно - исследовательской деятельности третьеклассника,  способствуя развитию  метапредметных результатов, формируя первые исследовательски...

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...