Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.
статья по теме

Коблова Анна Михайловна

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kladovaya_pedagogicheskogo_masterstva.zip16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Именно потому и я использую в своей воспитательной работе сказкотерапию.

Мой курс рассчитан на 33 часа.

Цель курса:  Коррекция эмоционально - волевой сферы младших школьников с помощью развития произвольного внимания и обучению искусству расслабления через сказкотерапию.

Задачи: снижение уровня тревожности и агрессивности у детей, выявление и поддержка творческих способностей, формирование навыков конструктивного выражения эмоций, развитие способностей эмоциональной регуляции в межличностных отношениях.

На своих занятиях по сказкотерапии мы исследуем сказочные образы,  стараемся осмыслить такие важные понятия, как:  добро и зло, вечная любовь и преданность, умение прощать, семейные ценности, любовь к близким, уважение к памяти предков и почитание своих родителей.

Что же такое сказкотерапия?  Это понятие включает в себя несколько определений. Во – первых,  сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, во – вторых, это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В – третьих, сказкотерапия – это процесс экологического образования и воспитания ребенка, и в – четвертых, это терапия особой сказочной средой, в которой  человек может реализовать свою мечту.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. В процессе работы мы обращаемся к жизненному опыту ребенка. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.

На наших занятиях мы используем различные формы работы со сказками. Среди них такие как:

  1. Чтение и анализ сказки
  2. Рассказывание сказки
  3. Сочинение сказки
  4. Переписывание  
  5. Инсценирование сказки
  6. Иллюстрирование сказки
  1.  Куклотерапия  

Все формы работы со сказками интересны. О каждой я могла бы рассказать более подробно, но регламент не позволит мне сделать это. Поэтому более подробно остановлюсь на такой форме как куклотерапия.

Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Два занятия в месяц посвящены куклотерапии. Особенно интересными получились занятия по сказкам: «А чего нам горевать?», «Найда», «Чужое взять – свое потерять».

Как же проходят наши занятия?

Детям зачитывается отрывок из сказки, затем задаются вопросы, которые помогают осмыслить прочитанное, понять главную мысль сказки, далее ребятам предлагается подобрать пословицу к сказке, вспомнить жизненную ситуацию и почувствовать себя в роли сказочных героев, взяв в руки куклу.

Именно поэтому сегодня со мной рядом мои помощники:__________

Ребенок надевает на руку куклу, и он уже чувствует себя героем сказки. И даже самый робкий малыш чувствует себя уверенным и сильным. А честная – пречестная девочка, держа в руках лису, становится хитрой.

Несколько слов хотелось бы сказать о создании коррекционной сказки.

Я подбираю героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Это может быть не человек, а сказочное животное. Далее описываю жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации. Теперь герой понимает свою неправоту и становится на путь исправления.

Каков же результат моей деятельности? Что дает сказкотерапия?

В результате проведенных занятий у детей развивается моторика и координация движений,

снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается

работоспособность детей, увеличивается способность детей к

концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и

совершенствовать волевые качества.

Также на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление

различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать

выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко

спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство

вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к

людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ

своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Условия, необходимые для системной реализации опыта, просты:

  1. Светлый, просторный класс
  2. Наличие методической разработки занятия
  3. Куклы,
  4. Альбом и школьные принадлежности

Святитель Тихон Задонский сказал: «Из всех наук самая главная – познание своей души». Сказкотерапия помогает моим детям познать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

 В статье представлен материал выступления на  III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...

Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

Краткое описание одного из направлений духовно-нравственного развития, работа с сопряжёнными нравственными понятиями...

Статья «Народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников»

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, весёлый юмор большинства...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

Конкурс "Самый классый классный", Изучение краеведения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

При определении воспитательной системы класса у меня не было ни капли сомнения, что воспитывать в моих учениках буду такие качества как «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность...