Главные вкладки

    Статья на тему:
    "Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка"

    Шевцова Татьяна Васильевна

    обобщение  опыта  по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    proekt_shevcova.docx63.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

    СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

    Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

    Практико-значимый проект на тему:

    «Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка»

    Группа: АИ 11-12

    Выполнила: Шевцова Татьяна Васильевна

    Преподаватель: к.п.н., доцент кафедры педагогики,

    Мухорина Наталья Борисовна

    Коломна 2012

    Цель работы - обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода.

    Гипотиза: исходим из предположения, что игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

    Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы использована совокупность общенаучных и психологических методов: теоретический (изучение литературы по проблеме); эмпирический (педагогическое наблюдение).

    Достижение поставленной цели требовало решения следующих задач:

    1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определить подходы к проблеме исследования.

    2. Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка  в современной школе.

    3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.

    4. Разработать игровые технологии, которые могут успешно использоваться на уроках русского языка.

    Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе также рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

    В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре. Этим занимались В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.

    Проблеме формирования игровой деятельности в детской психологии отводится значительное место. Как показали в своих трудах Л.С.Выготский и  А.Н.Леонтьев, игра является ведущей деятельностью, в процессе которой формируются основные психические процессы ребенка. «Сделать серьезное занятие занимательным для ребенка – вот задача первоначального обучения» - писал К.Д.Ушинский.

    А.С.Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности. Игра есть практика развития.  Ребенок  играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.

    Г.К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»[1].

    В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова  и другие), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

    Существуют различные подходы к классификации игр:

    - по характеру моделируемой ситуации;

    - по характеру игрового процесса;

    - по способам передачи и переработки информации

    Технология игр в обучении включает разработку и использование трёх компонентов: организационной формы, дидактического процесса, квалификации педагога.

    Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

    развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    коммуникативную: освоение диалектики общения;

    по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

    терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

    социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

    В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебным предметам. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

    Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

    Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на детей огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

    Я также считаю, что эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте еще имеет место быть. Об этом свидетельствует то, что дети продолжают носить в школу игрушки. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

    Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивы, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включения в урок  игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

    Преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий выступает как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

    Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

    Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

    Учебный материал используется в качестве ее средства.

    В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

    Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом»[2].

    Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
    1) ролевые игры на уроке;

    2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
    3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
    4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
    5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

    Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений:

    1. Правила игры должны быть простыми и точно сформированными. Материал игры посилен для всех детей.

    2. Дидактический материал прост и по изготовлению и по использованию.

    3. Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

    4. Подведение результатов игры должно быть четкам и справедливым , так как хорошая игра похожа на хорошую работу.

    Важно продумать поэтапное распределение дидактической игры на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала. В конце урока игра должна носить поисковый и творческий характер.
    Таким образом, дидактическая игра - это игра только для детей. Для учителя - это эффективный способ обучения, воспитания и развития.

    По результатам анкетирования одним из самых трудных для детей учебных предметов является русский язык. А, следовательно, не всегда «неинтересным» для учащихся. Поэтому одной из важных задач для учителя является не только обучение русскому языку, но и привитие интереса к данному предмету. В этом ему могут помочь дидактические игры.

    Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает усвоить знания, повысить эффективность урока. В пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания, и, чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить. Во время путешествий ставлю, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки. Этому помогают игры: «Аквариум», «Освободи птичку», «Кто соберет в дорогу больше вещей», «Цирк», «Собери букет», «Пирамидка», «Магазин». Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, так как все хотят быть покупателями, пассажирами, машинистами.

    Я подбираю такие игры или вношу в них изменения так, чтобы они способствовали развитию мышления, создавали ситуации проблемы, успеха, условия для дифференцированного обучения. Чтобы игра выполняла задачу художественного воспитания, я применяю на уроках на уроке яркие красочные рисунки, художественно оформленные игрушки, демонстрационный раздаточный материал.

    Я, как и каждый учитель, стремлюсь к быстрому включению детей в работу. Для этого, чтобы заинтересовать ребенка с первых минут урока использую такие приемы: введение в урок с помощью сказочного сюжета, рифмованное начало урока, начало урока с элементами театрализации, с эпиграфа к уроку; создание мотивации: включение в содержание элементов новизны, необычности, интересности, занимательности, противоречивости, активный поиск и обсуждение учебной информации; эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своей, музыка в подарок, развиваем эмоции, посмотри в окно, цвет и настроение, моменты радости.

    Например, психологическая установка на урок: «Ребята, представьте себе, что вы удобно сели в кресло или на диван и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но фильм почему – то не показывают. Вместо этого на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение И.С. Никитина «Полюбуйся, весна наступает…». Какие у вас появились впечатления, пожелания?» Или составляем в начале урока «Азбуку хороших слов»:

    «Придумано кем-то

    Просто и мудро

    При встрече здороваться:

    - Доброе утро!

    - Доброе утро солнцу и птицам,

    - Доброе утро улыбчивым лицам.

    И каждый становится

    Добрым, доверчивым…

    Доброе утро длится до вечера».

    Вспомните хорошие, добрые слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.) Данный прием может быть использован на других уроках, но уже на другую букву.

    Иногда вначале урока погружаю детей в атмосферу доброжелательности, т.е. дети берутся за руки и желают друг другу доброго дня, хорошего настроения и активной работы на уроке. Когда дети чувствуют положительную энергию друг друга – настроение и отношение к учебному процессу у них повышается.

    Еще эти игры называют «языковыми». К ним относятся игры в слова, кроссворды, словесное и картинное лото, перестановка букв или слогов в словах, лестницы слов, словесные квадраты, колеса приставок и суффиксов; ребусы, шарады и другие зашифрованные слова; задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц; задания на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов, паронимов, на многозначность слов и пр.

    Основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

    Здесь учитель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. С помощью дидактических игр учитель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

    При подборе игр я учитываю наглядно-действенный характер мышления, чтобы игра содействовала всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, общению со сверстниками и взрослыми, прививала интерес к учебным занятиям, формировала умение и навыки учебной деятельности, помогала ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, обобщать.

    Проводя с детьми ту или иную игру, я наблюдаю на протяжении многих лет своей педагогической деятельности, что игровые задания способствуют развитию у детей смекалки, находчивости, сообразительности. Кроме того многие игры требуют от учеников умения построить суждение, высказывания, свое умозаключение. Уроки, проведенные в форме игры, не только красивы и интересны, но и очень организованны, а дети на таких уроках воспитывают в себе умственные и волевые усилия – выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, организованность.

    На уроках русского языка, я, как и многие другие учителя, часто использую занимательные стихи, беседы, игры, загадки. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые термины. Важным приемом (и одновременно условием) развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию. Ребенок должен быть уверен в том, что его нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. При объяснении темы «Родственные слова» провожу такую работу:

    - Ребята, у вас есть родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (Родные люди, родственники). В семье родственники похожи друг на друга. Дочь похожа на маму, мама на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап. Семьи бывают маленькие и большие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из 10–ти и больше человек. Вот и в русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки по смыслу и чем–то похожи друг на друга. Рассмотрим семью из слов: рыба, рыбка, рыбак, рыбалка. Разбираем лексическое значение слов. Делаем вывод: слова близки по смыслу. Чем они похожи? Выделяем общую часть во всех словах. Проводим аналогичную работу с другими словами. Делаем вывод: родственные слова близки по смыслу, имеют общую часть (корень). После такой подготовительной беседы дети читают правило о родственных словах в учебнике. Им все понятно. Правило легко и быстро усваивается. Затем предлагаю детям ряд заданий.

    Изучая слова с непроверяемыми написаниями, я убедилась в том, что правописание этих слов запоминается быстро и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов – понятий, которыми пользуется человек в жизни. Различные виды упражнений, письменных работ должны быть интересны детям, не должны быть отвлеченными от жизни. Например, знакомлю учащихся со словом пальто. Для этого мы на один урок превращаемся в модельеров.

    Использование творческой игры на уроках русского языка помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения – главная задача творческой игры. Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Можно также привлекать к этому и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время.

    Так, например, существует игра, в которой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).

    К

    К

    К

    К

    Сначала надо возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кот, кора, кукла, кнопка и др.) Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части слова или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. Когда данная игра будет освоена детьми, следует переходить на более сложный уровень. Предложить ученикам придумать свою игру, подобную данной, используя разное количество букв и разные буквы, например:

    Л

    Л

    Л

    Л

    Л

    Листы, лопух, лаваш и др.

    О

    О

    О

    О

    Осёл, коты, крот, очко и др.

    Другая творческая игра, которую использую на уроках русского языка – «Лишнее слово». Нужно из целого ряда слов найти то единственное, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее.

    Например:

    Гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает

    а – ловили – единственный глагол множественного числа;

    б – выбросил – единственный глагол прошедшего времени;

    в – нагревает – глагол с приставкой;

    г – встречает – глагол I спряжения;

    д – гонит – глагол-исключение.

    Эта игра полезна тем, что ученикам приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д. – что ведет к отработке перечисленных понятий.

    Также к творческим играм можно отнести:

    «Цепочка слов» - нужно придумать ряд слов так, чтобы последний слог 1-го слова стал первым слогом 2-го слова и т.д. Например: рыба – баран – ранка – камыш – мышка.

    «Волшебные домики»

    Какие слова живут в этих домиках?

    «Составление предложений». Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу. Например: река, ручка, собака. Ученики должны составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова.

    Я также использую различные перфокарты. Они помогают проверять знания учащихся, экономя время на уроке, активизируют самостоятельную работу детей. Я стараюсь творчески подойти к изготовлению перфокарт. Красочно оформленные в виде изображения какого-либо предмета (рыбы, топора, цыпленка и др.), такие перфокарты привлекают внимание детей, позволяют с большим интересом работать на уроке. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ.

    Очень любят дети нестандартные уроки. Обычно, такие уроки провожу в завершении изучения темы, либо начиная новую. Использую следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВНы, викторины и т.д.); уроки – путешествия; уроки – фантазии; уроки – сказки, уроки – сюрпризы и др.

    На уроках русского языка можно использовать круг, разбитый на сектора. Около каждого сектора прикреплен сказочный герой с конвертом в конверте очередное задание, или на доске прикреплено солнце с лучами, а на лучах задание.

    Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике человека. В связи с этим я пытаюсь с самых  первых дней обучения создать атмосферу творчества, помогаю раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого приучаю своих детей выполнять задания, развивая при этом самостоятельность, активность, инициативу.

    Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

    В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе»[3],

    А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе»[4] и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей»[5]

    Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке русского языка.

    Анализ литературы и практики преподавания подвел автора к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.

    Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

    Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.

    Я активно использую игровые технологии. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

    ЛИТЕРАТУРА

    Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

    Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997

    Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.

    Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.

    Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.

    Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе:/ А. Б. Плешакова// Современные проблемы философского знания. Пенза,  2002. Т. вып. 3

    Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. Пособие/ О.А. Степанова. – М.: Сфера, 2003

    Русский язык в школе. 2000 г., №6.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

    Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.

    Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

    Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.

     


    [1] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 50.

    [2] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. с.23.

    [3] Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.C. 44-53.

    [4] Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2001.

    [5] Степанова, Ольга Алексеевна Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие/ О.А. Степанова.- М. : Сфера, 2003.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

    Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в об...

    Эффективность использования технологии И. Л. Литвинова на уроках татарского языка в начальных классах.

    На протяжении многих лет я учила детей татарскому языку. В 90-е годы предмет "Татарский язык" только был введен в програ...

    ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

      Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, к...

    Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

     Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разно...

    Оптимизация учебного процесса и рационализация использования рабочего времени на уроках русского языка.

    Материал содержит рекомендации по планированию и распределению рабочего времени на уроках. Предназначен в помощь начинаю...

    "Игровые технологии в начальных классах" (доклад)

    Вэтой работе раскрывается суть игровых технологий, применяемых в начальной школе....

    Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

     В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых прав...

    Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

    Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная...

    Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

     В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, ра...

    Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

     В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, ра...