Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе
статья по теме

Берензон Елена Дмитриевна

В статье представлен опыт работы  учителя  с младшими  школьниками при создании социальных проектов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

Построение проектной деятельности учащихся в начальной школе- работа настолько же интересная, насколько и трудоемкая. Ученик начальной школы прежде всего учится реализовывать проект, поэтому нуждается в постоянном контроле и помощи со стороны руководителя- учителя или родителя. Естественно, большая польза возникает тогда, когда удается наладить продуктивное взаимодействие учителя как руководителя с родителями. В связи с этим первая особенность представляемого опыта – стратегия взаимодействия с родителем.Для нашей работы – «Дизайн –проект рекреационной зоны в классе» ,предметная область которой изобразительное искусство _ это было особенно важно ,так как требовало материальных и временных ресурсов со стороны родителей.

       Мы не будем перечислять известные  большинству  этапы реализации проекта , но лишь подчеркнем , что на этапе  проблематизации  контакт  с родителями   в нашем случае был решающим : мама П. Бурцева , ученика 3 класса , принесла папку с работами сына , выполненные в художественной школе и спросила , как это можно использовать с пользой для ребёнка и школы. Итак . родитель должен быть в меру амбициозен ( хотеть продвинуть ребёнка на новый уровень успешности) , иметь хороший контакт с ребёнком и быть готовым к сотрудничеству с педагогом в качестве помощника. ( Если этого нет , то в процессе реализации проекта нужно просить родителей помочь выполнить ту или иную работу ) Мы определили , что новым знанием для Пети будет работа с вертикальной поверхностью , так как до этого он выполнял всё на горизонтальной . С учётом того , что перя хочет стать архитектором , для него эта новизна была значимой , и он охотно согласился.

     Для конкретизации задачи был организован опрос среди одноклассников  по выявлению темы оформления. В результате было решено оформлять рекреационный уголок в морской тематике. Таким образом, наш проект стал социально значимым: ученик его выполнял в ответ на социальный запрос своих одноклассников.

Этап реализации проекта в свою очередь имел дизайнерско-проектную , маркетинго – экономическую и исполнительскую части.

В первой части был создан эскиз уголка и утвёрждён у директора школы.

Во второй  - проведено исследование возможной стоимости работы и сравнение с ценами на рынке подобных услуг.

В третьей части был реализован замысел проекта.

  1. В пректно- исследовательских работах на уровне 3-го класса ребёнок  самостоятельно осуществляет следующее:
  2. Определяет цель своей деятельности;
  3. Открывает новые знания;
  4. Экспериментирует;
  5. Выбирает пути решения проблем;
  6. Несёт ответственность за свою деятельность.

В результате реализации этого проекта , стало ясно , что в проектах подобной тематики учитель помогает ребёнку определиться с выбором точки приложения сил, налаживает взаимодействие с родителями , организовывает контакты с заказчиком и руководством и , каки в любом проекте , помогает оформлять и готовить презентацию результатов . В нашей работе мы использовали следующий план  выступления  ( предлагаем его в виде вопросов ученику ) :

        - Почему начал разрабатывать проект?

       - Было проведено маркетинговое и экономическое исследование?

       - Какова основная идея проекта?

       - Какие использовал материалы? Достаточными знаниями обладал?

       - Какое оборудование использовал? Сколько времени потребовалось? Кто помогал?

       - Какие этапы проекта были? В чём они заключались?

       - Какие комментарии получил от заказчика и посторонних людей?

       - Как улучшить проект и каковы направления для дальнейших исследований ?

Таким образов , разработка проектов социальной тематики позволяет ученику начальной школы свободно выбирая для совершенствования область предметных компетенций , значимо усиливать процесс формирования и развития социальных и личностных компетенций ,что служит серьёзным основанием для включения учителем начальной школы таких видов обучающей деятельности в свою педагогическую практику.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Опыт работы в начальной школе

Как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться? Каждая эпоха в силу социокультурных особенностей предлагает свой путь решения. В нашем стремлении построить демократическое общество мы опираемся на убежд...

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

Опыт работы ЧОУ Начальной школы - детского сада №64 ОАО "РЖД"

Доклад на тему: " Преемственность программ дошкольного и начального общего образования в речевом развитии детей"...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Инновации в образовании. Опыт реализации в начальной школе.

В данной статье рассматриваются ключевые вопросы инновационных технологий в образовательном процессе, в частности в младшей школе. Описываются ключевые технологии и их преимущества.Ключевые слова: инн...