Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.
статья на тему

Калачёва Ирина Юрьевна

Определение рефлексии и актуальность применения в работе учителя.  Виды рефлексии, методика и варианты использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksivnaya_deyatelnost.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») - умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условии и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению. Психологи особо подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии - это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

•        физическую (успел - не успел);

•сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

•        интеллектуальную (что понял,   что   осознал -   что не понял,   какие
затруднения испытывал);

духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть

как индивидуальная,   так  и   групповая,   то   духовную   следует   проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Таким образом, рефлексия может:

•выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

•отражать внутреннее состояние человека (сенсорнаярефлексия);

• быть средством самопознания.

ВИД РЕФЛЕКСИИ

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...

Мне больше всего удалось...

     А особенно удалось...

Что я получил от этого дня (урока, праздника)? За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников? За что ты можешь похвалить учителя? Что думал? Что чувствовал? Что приобрел? Что меня удивило? Как строил отношения?

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе'? Для меня бьшо открытием то, что... Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Поделимся  

впечатлением о нашем уроке (мероприятии).

Зачем нам был нужен этот урок? Отследите состояние своей души. Мои достижения на уроке...

Сегодня на уроке я:

•научился...

•        было интересно...

было трудно... •мои ощущения... Что мне этот урок дал для жизни? Чему вы научились на занятии? Какие задания вам понравились больше всего? Мне показалось важным... Я понял, что... Я почувствовал, что...

Урок:

привлек меня тем...

  1. показался интересным...
    •взволновал...
    •заставил задуматься..
  2. навел меня па размышления...

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Пригодятся ли вам знания,     приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?

Что нового вы у знали на уроке? Что вы считаете нужным запомнить? Над чем еще надо поработать?

Своей работой на уроке я:

•доволен;

•        не совсем доволен;

•я недоволен, потому что...

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

•        они мне нравятся больше остальных;

•        я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими

заданиями;

  1. они легче остальных заданий;
  2. затрудняюсь ответить.

РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ

Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребенка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Мое настроение».

1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение.

2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

После этого обсуждают получившийся рисунок.

Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

*красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) - радостное, восторженное

настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбужденном состоянии, агрессии;

*синий - грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

  1. зеленый - активность, но в то же время слишком большое внимание к
    зеленому цвету   говорит о беззащитности ребенка, о желании   быть
    защищенным;
  2. желтый - спокойный цвет (цвет дня, радости), но слишком большое
    внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей массивности
    ребенка;

*фиолетовый    -    беспокойное,   тревожное   настроение,    близкое    к разочарованию;

  1. серый - говорит о том, что ребенок не раскрывает своих возможностей, что-то
    его ограничивает, огорчает, останавливает,
  2. черный - уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание
    того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  3. коричневый - цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДНЯ

«огонек общения»

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

  1. Сегодня меня порадовало...
  2. Сего дня меня огорчило...

На парте у каждого ребенка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов.

Учитель объясняет детям:

-        Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется
сказать сегодня спасибо), зеленый - самому уступчивому, покладистому,

-        фиолетовый - самому скромному с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются по усмотрению учителя.

- Посмотрим, у кого самый большой букет получился. Как вы думаете, почему?

«Образная рефлексия»

Сравнить свое настроение с  образом  какого-либо животного  (растения, цветка).

Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).

Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.

«Древо ТВОРЧЕСТВА»

По окончании дела (дня, урока) дети прикрепляют на дереве листья,

цветы, плоды.

Плоды - дело прошло полезно, плодотворно.

Цветок - довольно неплохо.

Зеленый листик - что-то было, конечно, а вообще - ни то ни се.

Желтый листик - «чахлый», пропащий день.

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) — состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) - бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое

состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«Выбери УТВЕРЖДЕНИЕ»

все понял, могу помочь другим;
все понял;        однообразный;

запомню надолго;        неинтересный:

могу, но нужна помощь;        скучный;

ничего не понял;        день;

интересный;        урок;

хороший; отличный; и др.

Ощущал себя

хорошо;        глупо;

уверенно;        неуверенно;

смело;        испуганно;

гордо;        сердито;

комфортно;        грустно.

«Светофор»

«Зеленый» - побольше таких дел. «Желтый» -понравилось, но не все. «Красный» - дело не понравилось.

«Зеленый» - поучительно. «Желтый» -интересно. «Красный» - скучно.

«РАДУГА»

Семь цветов радуги - семь оценок дела или учебного цикла. Каждый коллектив или все участники дела выставляют свои оценки - приклеивают цветные бумажные полоски на трафарет радуги.

«Солнышко»

Мое настроение похоже на:

  1. солнышко;
  2. солнышко с тучкой;
  3. тучку;
  4. тучку с дождиком;
  5. тучку с молнией.

В отрядном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик - косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребенка. Цвет бантика соответствует настроению ребенка.

«ЕЛОЧКА НАСТРОЕНИЯ»

Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют свое настроение.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Каждый ребенок в течение минуты рисует свое настроение.

«ГУСЕНИЦА»

Гусеница - ребенок. Яблоко - его внутренний, неведомый вожатому мир. Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал - в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают ее из отверстия.

«Пик ВЗАИМОПОНИМАНИЯ»

Пик - вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребенок. По

склону карабкается учитель. Насколько близко он подобрался сегодня к детям, как прошла работа, достигнуто ли взаимопонимание - это и решают дети, помещая фигурку учителя либо у подножия, либо выше по склону.

«МИШЕНЬ НАСТРОЕНИЯ»

День - это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри - дата и мотивация. В конце смены - вся «мишень» «прострелена» днями.

«МАЛТНИК НАСТРОЕНИЯ»

Идея та же - оценка настроения. Сама картинка (слева хмурый день, тучи, дождь; справа солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана. Маятник -• подвижный, например, деревянная рейка, жестко закрепленная наверху. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»).

«Роза настроения»

«Роза» делится па секторы - по количеству дней. Заполняется «роза» и конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению а течение прожитого дня.

Желтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Зеленый цвет - спокойное, уравновешенное.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя, таким образом, один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.

Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.

<<цветик-многоцветик:»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«СКАЗОЧНОЕ ДЕРЕВО»

Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.

«Гномики»

Ребенок отдает жетон тому гномику, настроение которого разделяет в данный момент.

«ПОЧТА»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"

В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, услов...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Статья. Театрализованная деятельность в процессе обучения учащихся начальных классов.

Поиски средств для возникновения живого личностного знания, порождающие противоречивое "единство аффекта и интеллекта", благодаря чему происходит познавательное отношение в действии, "с...