Интегрированное обучение
статья по теме

ВЕРЕНДЯКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Интегрированное обучение в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_obuchenie.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

В последнее время в начальных классах особое внимание уделяется интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами. Интегрированный подход всё больше осознается как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей. Меня всегда волновал вопрос «Как сформировать у ребёнка целостное представление об окружающем мире?». Ответ на него я нашла в интеграции.

Во-первых, учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению, проводя интегрированные уроки.

Во-вторых, у младших школьников большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. Они могут мыслить обобщённо, если их этому учить. Мне позволяет это сделать Образовательная программа «УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ», в рамках которой cоздан интегрированный курс обучения чтению и письму. Данная программа обеспечена учебником «Букварь» (авторы Т.М.Андрианова) и прописями «Письмо с секретом» (автор В.А.Илюхина). Форма проведения интегрированного урока обучения грамоте, как правило, нестандартна, интересна. За счёт регулярной смены деятельности в течение урока (не более трёх раз) внимание учащихся поддерживается на высоком уровне, снимается утомляемость, перенапряжение, повышается познавательный интерес.

Как вести работу по созданию интегрированных уроков в дальнейшем? Предлагаю такой путь:

1. Выделить в программе по каждому предмету сходные или единые темы, продумать общее и различное в раскрытии этих тем; связи, противопоставления; провести сопоставление. Это потребует перестройки последовательности и почасовой разбивки программы.

2. Определить, как будет проходить интеграция: эпизодически; на определенном этапе обучения (тема, раздел).

3. Затем можно планировать полную интеграцию, что позволит установить смысловое соответствие при центральной идее, просматривающейся по всему объёму учебного материала каждого отдельного предмета, даст свободу объединения тем, перераспределения часов внутри общего курса.

В интеграции преподавания возможны различные уровни: от проведения отдельных уроков различных типов до создания интегрированных курсов. Я планирую интегрированные уроки при составлении рабочей программы. В основе многих уроков лежит принцип краеведения, это объединяет темы, предметы. У детей возникает чувство любви к своей малой родине, гордость за неё и желание узнать как можно больше о своём крае. Интегрированные уроки могут быть одним из нестандартных и в то же время не травмирующих детей методов проверки знаний и умений, поскольку именно здесь видны области, требующие доработки.

Чаще всего интегрированные уроки являются  обобщающими. Желательно проводить два урока подряд, чтобы более подробно и глубоко изучить тему. Иногда к таким занятиям готовимся за неделю. Например, при подготовке к уроку по теме «Лес - природное сообщество» дети собирали материал в отдельную тетрадь. Они записывали в неё пословицы, поговорки, стихи о лесе, а также составляли описание одного растения и одного животного. Эти знания и умения они использовали и на уроках литературного чтения и русского языка.

Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда ребёнок на наглядном примере видит цель, задачи и результат деятельности. Интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, один из способов формирования всесторонне развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.  Интеграция позволяет научить ...

Интегрированное обучение

Данное выступление было на городском семинаре для учителей начальных классов...

интегрированное обучение в сельской школе

Тема: «Программа  формирования математических знаний у детей  с проблемами интеллектуального развития в условиях интегрированного обучения.»Обоснование актуальности темы:Главным ценностным о...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через интегрированное обучение в процессе внедрения новых ФГОС

Переход на новые государственные образовательные стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования, что способствует не только формированию ключевых компетенций, но и развитию неста...