Разработки развивающих занятий в группе продленного дня с использованием различных современных технологий
методическая разработка по теме

Ахпателова Виктория Владимировна

Материалы для использования в ГПД (начальная школа) по образовательной системе "2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47

ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Образовательные технологии:

Проектная деятельность

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других обучающих игр.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Тема: «Сказка ложь, да в ней намек…»

Составила: учитель начальных классов

В. В. Ахпателова

2012-2013 учебный год

Цель урока: 

Обобщение знаний детей по разделу «Сказка - ложь, да в ней намек…»; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей народов мира.

Технологии:  Урок - путешествие. Обобщение по разделу «Сказка - ложь, да в ней намек». На уроке мы путешествуем не только по разделу, но и по всему миру вместе с героями произведений. Мы открываем новые страны и узнаем, что нравственные ценности одинаковы у многих народов мира. Что во все времена главными ценностями были ум и доброта, храбрость и достоинство, верность и честность.

 

Обобщение по теме: «Сказка -  ложь, да в ней намек…»

Цели урока:

1) обобщить знания детей по разделу «Сказка - ложь, да в ней намек…»;

2)введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей народов мира;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова;

4) расширение кругозора детей и развитие творческих способностей;

5) формирование правильного типа читательской деятельности.

Оборудование: плакат с рисунком корабля, магнитофон и запись песни «Сказки», рисунки детей, карта мира и флажки, карточки.

                                   Ход урока.

I.Оргмомент.

Звучит песня «Сказки»

Учитель.  

Сегодня мы отправляемся в путешествие на нашем корабле по разделу «Сказка- ложь, да в ней намек…»

Наше путешествие мы начинаем вместе с Юнной  Мориц и её героями из стихотворения «Слониха, слоненок и слон». Давайте  хором прочитаем 1 строфу стихотворения .

Дети.

Слониха, слоненок и слон

Устали стоять в зоопарке,

И в море уплыли на синей байдарке

Слониха, слоненок и слон.

 Да-да! Унеслись во-о-н туда!

Учитель.

- Кто является героями нашего раздела?  ( животные)

- Да, именно с забавными животными этого раздела мы и совершим наше путешествие. Для этого мы разделились на две команды. Команды, представьтесь нам пожалуйста.

1 команда  «Смелые воробьи»

2 команда «Веселый жук»

II. Обобщение материала.

Учитель .

-Команды, к плаванью готовы? Давайте пожелаем друг другу удачи. Ведь наш корабль будет продвигаться , если вы будете дружно и активно работать. Итак, в путь!

 Плывет, плывет кораблик

                        Кораблик золотой

                        Везет, везет вопросы

                        Вопросы нам с тобой…

Анималистические сказки.

I остановка на острове «Сказки о животных».( По ходу ответов дети отмечают  флажками на карте те страны, сказки которых прочитали.)

Вопрос первой команде:

-Как поведет себя рак, если задумает перегоняться с лисой?

Дети рассказывают сказку.

Учитель.

- Скажите , ребята, кто автор этой сказки?

Дети.

-Русская народная сказка.

Вопрос второй команде.

-Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух- задира. Он нашел способ спастись от лисы, поссорив его с человеком. Как называется эта сказка и кто её автор?

Дети.

- Сказка называется «Как петух лису обманул» ,латышская сказка.

( Дети инсценируют  отрывок из сказки)

I команде

-Кто и как испугал волков и медведя в русской сказке? Как называется эта сказка?

Дети.

-«Напуганные медведь и волки» . Краткий пересказ.

II команде

-Кто заставил волка, медведя и лиса ловить луну? Как называется сказка и кто автор?

Дети.

« Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить  луну».

Сказка афроамериканцев США.

Вопрос обеим командам.

Этому мультфильму более 30 лет. Создан он на киностудии «Союзмультфильм» режиссером Котеночкиным. Роли озвучивали Анатолий Папанов и Клара Румянова. Все выпуски очень веселые и поучительные. Их любят и дети , и взрослые. О каком фильме идет речь? Почему же Волку так не везло?

Дети .

Фильм «Ну, погоди!». Зайчик находчивый, сообразительный, смышленый, неунывающий.

Учитель.

 Мы познакомились со сказками разных народов. Но у всех у них есть общее. Что помогает нашим героям – животным победить?

Ответы детей. На доске появляется запись (карточки)

Самообладание в минуту опасности.

Находчивость и остроумие.

Хитрость и смелость.

Учитель.

 Мы прощаемся со сказками и продолжаем наше путешествие.

-Плывет , плывет кораблик…

На палубе матросы, одиннадцать ребят

На стихотворный остров

Они теперь спешат.

II остановка. Остров «Стихи о животных»

Учитель.

Пора нам размяться. Вспомним стихотворение Ю.Мориц

Физминутка (дети читают стихотворение и выполняют движения)

Стоит в лесу избушка

 А в ней живет Петрушка…

Отдохнули, а теперь вопросы командам.

1 команде

-Как поведут себя воробьи, если к ним приблизится кошка?

Дети читают стихотворение Л.Квитко «Смелые воробьи»

Бежит среди цветов и трав

Садовая дорожка,

И к желтому цветку припав,

Крадется тихо кошка…

2 команде

Он весел и счастлив

От пят до макушки…

Кто счастлив и почему?

Дети читают стихотворение Л.  Квитко «Веселый жук»

Учитель.

А теперь давайте все вместе споем песню на слова Ю. Мориц «Резиновый ёжик» и попрощаемся с островом «Стихов»

Все поют песню.

Учитель.

 Плывет, плывет кораблик

Кораблик золотой

К острову Считалии

Доставит нас с тобой.

-На этом острове живут считалки о животных. Давайте,  проведем аукцион, кто больше знает считалок.

Дети рассказывают считалки.

Учитель.

Вот и заканчивается наше путешествие по разделу «Сказка- ложь, да в ней намек…» Наш корабль возвращается в порт, где нас ждет ещё одна часть раздела- колыбельные песни. Кто автор этих песенок?  (Апполон Майков и Михаил Лермонтов)

Давайте, ребята ,споем колыбельную А. Майкова

Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла…

Учитель.

Мы прочитали с вами произведения фольклора народов России и мира, а также авторские произведения (сказки, считалки, стихи, песенки) и увидели, как велик и многообразен мир, и в тоже время он един. Ведь, где бы ни жили люди,  и в какие бы времена ни жили, они всегда ценили ум и доброту, храбрость и достоинство, верность и честность.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47

ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОК – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Образовательные технологии:

Развивающее обучение.

Тема: «Реки и озера». «Реки»

Составила: учитель начальных классов

В. В. Ахпателова

2012-2013 учебный год

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Ленинградской области.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Загадка.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.
 (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

  • Что такое река?
  • Откуда берется в реке вода?
  • Почему вода в реке не кончается?
  • Для чего нужны реки?
  • Как реки изменяют земную поверхность?

III. Совместное “открытие” знаний.

– Что такое река?

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Физминутка.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– Что показывает http://festival.1september.ru/articles/576414/img1.gif

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

2. Реки Ленинградской области.

– Свои выступления представляют заранее подготовленные учащиеся.

VI. Охрана рек.

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Послушайте историю.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

Видеофильм

VI. Итог.

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

VII. Рефлексия.

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

IX. Домашнее задание.

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”

На выбор:

  1. Подготовить сообщение о крупных реках России.
  2. Выполнить макет местности, по которой протекает река
  3. Составить кроссворд по теме “Реки”.

Литература

  1. Учебник: Окружающий мир. Учебник для 2 класса: Наша планета Земля. В 2 ч. Ч.1 /А.А.Вахрушев и др. – М.: Баласс, 2012.
  2. Медникова Н.А. Интернет http:// wikiraf.ru/im/539/tovnoad
  3. Рудченко Л.И. Окружающий мир 2 класс Поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева и др. “Наша планета Земля”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Презентация методической разработки цикла занятий в группе продленного дня по подготовке к участию в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Пусть всегда будет солнце!»

Данная методическая разработка, представленная в виде презентации, поможет учителям, воспитателям ГПД, а также родителям выбрать направления участия в подготовке к празднованию Дня Победы не толь...

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня «Здоровье сгубишь - новое не купишь»

Цели: продолжать знакомство учащихся со здоровым образом жизни; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам....

Методическая разработка - конспект занятия в группе продленного дня "Листая страницы сказок..."

Что может быть интереснее сказки в детстве? Эта благодатная тема всегда  будоражит фантазию воспитателя и хочется придумать что-то необычное. Это урок-путешествие не только по сказкам, но и по вс...

Методическая разработка игрового занятия в группе продленного дня "Играй и учись"

Методическая разработка способствует подготовке младших школьников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....

Развивающее занятие в группе продленного дня

Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является познавательная игра. Игра органически присуща детскому возрасту.Познавательные игры открывают ребенку окно в ми...

Игра брейн-ринг "В мире книг" по творчеству К.И. Чуковского (методическая разработка для занятия в группе продленного дня)

Игра предназначена для учеников 3 класса для поведения в группе продленного дня....