ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
методическая разработка на тему

 

 Данная характеристика поможет классному руководителю дать оценку уровня развития коллектива класса, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые  можно  поставить по совершенствованию стиля педагогического руководства, улучшению психологического климата в классе, развитию интересов школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernaya_shema_psihologo.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    ПРИМЕРНАЯ  СХЕМА   ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

                    ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Общие сведения  о  классе .

История  его  формирования , его  состав  по  возрасту  и  полу учащихся . (количество учащихся , из  них мальчиков  и  девочек , количество второгодников , когда сформировался коллектив , были  ли  слияния  с  другими коллективами , смена классных руководителей  и  т.д.) .

Социальная характеристика семей учащихся .

Общая характеристика успеваемости класса , дисциплины , общественных поручений учащихся класса .

Мнение учителей-предметников  о  классе .

Методы исследования : -беседа  с  учителями  и  учащимися ,

                                        - наблюдения  на  и   вне  уроков ,

                                        - изучение классного журнала , личных дел учащихся .

2. Направленность деятельности класса .Какие мотивы , потребности , интересы преобладают  в  жизни  и  делах класса  (как  в  учебной, так  и  внеучебной деятельности) . Отношение класса  к  установленным правилам поведения  в  

школе , их  поддержка  и  выполнение.

Сложившиеся традиции класса .

Жизнь класса  вне  учебных занятий .

Участие класса  в  общешкольной жизни .

Методы исследования :

 - беседа  с  учителями  и  учащимися ,

 - наблюдения  на  и  вне  уроков ,

 - анкетирование (методика  ЕЦО/единство ценностных ориентаций  в  сфере досуга/ , тест общей

   направленности деятельности класса , методика оценки групповой сплоченности  Сишора-Ханина

   и  др.) -   см. Приложение .

3. Организационная структура класса .

Характеристика органов самоуправления  в  классе .

Закрепление обязанностей  и  ролей  в  классе .

    Роль классного руководителя  в  организации жизни  и  деятельности класса . Личность классного руководителя  (образованность , общая культура , организаторские способности , знание психологии учащихся , их  интересов  и  т.д.) . Интенсивность общения  с  классом . Преобладающие формы общения  (приказ , указания , инструкция , выговор , совет , просьба , похвала , информация).

Стиль классного руководства :

 - авторитарный:  "общение - дистанция" , "общение - устрашение" ;

 - демократический - "общение  на  основе общей  увлеченности", "Общение на основе  дружеского

   расположения";

 - либеральный - непоследовательный : "общение - заигрывание".

     Отношение коллектива  к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет

актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений.  Преобладающий  тон  в  деловых взаимоотношениях ( доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов  при выполнении поручений.

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

Методы исследования :

- беседа с классным руководителем, активом;

- наблюдения на и вне уроков;

- анкетирование ( составить самостоятельно анкету, после проведения приложить к характеристике

  вместе со сводной таблицей ответов учащихся).

- методика оценки групповой сплоченности  Сишора-Ханина  (см. Приложение).

4. Характеристика учебной деятельности класса.

Отношение учащихся к учебе в  целом  и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего

коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении

учебной  и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности  (шпаргалки, подсказки,  списывание).

Методы исследования :

 - беседа  с учителями, классным  руководителем , учениками;

 - наблюдения на уроках ;

 - изучение классного журнала, ученических тетрадей.

5. Особенности межличностных отношений в классе.

Товарищество  и дружба в классе.

Отношения мальчиков и девочек.

Краткая характеристика дружеских группировок в классе ( предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).

Методы исследования :

 - наблюдения на и вне уроков ;

 - беседа с классным руководителем, учениками ;

 - методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина ;

 - тест общей направленности деятельности личности  (см. Приложение).

6. Психологический климат в классе.

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся  общением друг с другом

и учителями.

Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности  доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства .

Интеллектуальный климат в классе  ( имеется ли в классе единое  мнение по наиболее важным

вопросам?  Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении  общегрупповых  задач? Какова общая  интеллектуальная  атмосфера

класса?) .

     Волевые качества класса ( способен ли класс создавать  напряжение всех духовных и физических сил для  преодоления  серьезных трудностей и препятствий?  Ставит ли он  перед собой общие  цели и  как  стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

Методы исследования :

 - наблюдения на и вне уроков ;

 - беседа с классным руководителем ;

 - карта-профиль оценки  психологического климата  группы;

 - методика  по изучению ценностных ориентаций группы (ЕЦО)

7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.

Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; "трудные" учащиеся, их влияние

на товарищей.

Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся.

Как в классе  проявляются   психологические особенности возраста.

Методы исследования :

 - наблюдение;

 - беседа с классным руководителем, учениками

8. РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ.       

 Общая оценка уровня развития коллектива класса, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые  можно  поставить по совершенствованию стиля педагогического руководства, улучшению психологического климата в классе, развитию интересов школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика классного коллектива

Получая первый класс, всегда даю краткую характеристику каждому ученику....

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.

Анализ психологических особенностей, социализации и успешной адаптации учащихся 4 класса. Выявление одаренных детей и детей, требующих особого внимания....

Психолого-педагогическая диагностика, используемая классным руководителем в ВР

Психолого-педагогическая диагностика, используемая классным руководителем в ВР...

Характеристика классного коллектива

Характеристика классного коллектива...

Характеристика классного коллектива в 2017-2018 уч. г..

Воспитание учащихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Младшим школьникам  доброжелательно сотрудничают с педагогом. Это помогает им преодолеть страх, тревожность, положитель...

характеристика классного коллектива 2 класс

Характеристика классного коллектива 2 класса в рамках воспитательой работы...

Характеристика классного коллектива

Обезличенная характеристика на класс...