Особенности реализаций принципа наглядности в КРО
статья по теме

Насонова Юлия Анатольевна

 

Программы классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, обеспечивают содержания начальной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Программы построены с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которой являются различного характера задержки психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmy_klassov_korrekcionno.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализаций принципа

наглядности в КРО

      Программы классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, обеспечивают содержания начальной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Программы построены с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которой являются различного характера задержки психического развития.

       В коррекционно-развивающие классы принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации, вследствие различных физиологических и социальных причин (проявление остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость эмоционально-волевой сферы, педагогическая запущенность по причине неблагоприятных социальных факторов). Учащиеся таких классов имеют задержку психического развития и умственную отсталость.

     Для детей этой группы характерно:

      -значительная неоднородность нарушенных и сохранённых звеньев психической деятельности;

      -недостаточно сформированы пространственные представления;

      -неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения внимания;

      - отклонения в развитии памяти (снижение продуктивности запоминания, большая сохранность непроизвольной памяти, по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной памятью);

      -преобладание механического запоминания и недостаточный объём знаний;

      -быстрое забывание изученного материала;

      -неразвитость речи.

      Чтобы лучше представить учащегося с ЗПР нужно разобрать формирование и развитие мышления такого ребенка.

       Во-первых, мышление - это обобщение. Для овладения понятием и знаниями необходимо полноценное владение речью. Устная речь плохо сформирована, словарный запас беден, абстрактно представлять предметы ребенок не умеет, а если получается, то только при помощи учителя. Группе предметов с родственными признаками не присваивают понятие.

       Во-вторых, мышление - это, опосредствованное понятие.  “Опосредствованное” означает познание одного посредствам другого. Все эти умственные операции: сравнение, умозаключение, синтез, анализ, деление, умозаключение, сложение, вычитание, создание предположения и его проверки ребенок с ЗПР в очень малой степени создает сам.

       Учащиеся плохо понимают смысл объяснений, бесед, разговоров.         Из-за дефектов восприятия  накоплен чрезвычайно скудный запас наглядных и слуховых представлений, крайне ограничен игровой опыт. Малое знакомство с предметными действиями, а самое главное плохое развитие речи, лишает ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.

      Все эти характеристики указывают на необходимость индивидуализации в обучении, то есть приспособление к дефектам детей. Учебная работа должна проводиться в замедленном темпе, сопровождаясь при этом упрощением учебных программ и наиболее простой, распространенной и  образной наглядности – печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстративные, так и раздаточные.

     На основе анализа мышления учащихся  коррекционно-развивающих классах выдвигаю следующее предположение, что:

Организация обучения на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися с ЗПР, несколькими чувствами будет способствовать более эффективному формированию знаний, умений.

      Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения, в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует

иметь в виду цели и задачи конкретного урока. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и слова учителя.

      Поскольку работаем с учащимися коррекционно-развивающего класса. Мы должны как можно чаще использовать наглядно-образные средства обучения:

      -плоские (плакаты, схемы, картины, таблицы, диафильмы, звуковые записи);

      -объемные (приборы, муляжи, макеты).

      В основе работы с детьми с нарушением интеллекта лежит коррекция их познавательных процессов. Так в начале послебукварного периода я столкнулась с тем, что дети забыли написание некоторых строчных и заглавных букв. С целью коррекции внимания и памяти предлагаю использовать плакаты, на минутках чистописания.

-Какие буквы спрятаны?

      Можно усложнить данное задание, задействовав зрительную память, - показать на три секунды сочетание букв (      ), учащиеся записывают, буквы которые спрятались.

      Для дальнейшего развития звукобуквенного анализа и коррекции пробелов знаний букварного периода предлагаю использовать карточки.

      С помощью таких карточек можно составлять таблицы. Цель: задействовать основные виды восприятия (зрительное, слуховое, осязательное).

Коррекционно-развивающая работа, с детьми,  испытывающими трудности в усвоении математики строится в соответствии со следующими основными положениями:

Восполнение пробелов дошкольного математического развития детей, путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;

Абак индивидуально для каждого ученика используется на этапе урока устный счет.

Счетные палочки используем с целью формирования навыка счета десятками,  исключая пересчет счетных палочек.

2.Дифференцированный подход к детям с учетом накопленных знаний, умений, навыков осуществляемый при выполнении следующих этапов работы:

-выполнение действий в материализованной форме с использованием наглядной опоры;

 -в речевом плане;

- в умственном плане.

3.Развитие интеллектуальных  умений и навыков. Активизация познавательной деятельности. Развитие зрительного и слухового восприятия. Формирование мыслительных операций.

        Успешное провидение урока чтение, во многом зависит от правильного использования  учебного оборудования.  Для уроков чтения и развития речи созданы демонстративные картины и альбомы сюжетных картинок, серии тематических подборок, репродукций, звуковых записей. Основная коррекционная задача принципа наглядности направлена на развитие речи, обогащение словарного запаса, формирование правильного мировоззрения.

     Осуществляя принцип наглядности  в начальной  школе, опираемся с одной стороны на восприятие учащихся, а с другой – на их представления и, конечно же, важно учитывать особенности психики детей с задержкой психического развития.

   

         

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

СтатьяПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Реализация принципа наглядности в процессе обучения детей

Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала ...

Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубок...

Использование принципа наглядности на коррекционных занятиях.

Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся...

Принцип наглядности в обучении

Прежде чем идти дальше, разберемся с терминами, которые активно применяются в педагогике и нуждаются в разграничении. Всего их три: Средство наглядности - это способы, с помощью которых педагог демонс...

Реализация принципа наглядности в системе коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету», К. Д. У...