Эссе «Дифференцированный подход к обучению школьников»
статья по теме

тема эссе рассмотрена на личном опыте работы с учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Кафедра «Образование взрослых»

Эссе

 «Дифференцированный подход к обучению школьников»

Выполнила:

Смирнова Галина Борисовна

учитель начальных классов

МОУ Трестенская СОШ

Максатихинского района

Тверской области

Тверь

2010 г.

Актуальность  данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. Дифференцированный подход в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности в общем контексте жизнедеятельности ребенка – целенаправленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла жизни для развития творческого потенциала личности. Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей демонстрирует реальные возможности повышения успешности обучения и формирования учебных навыков. Основателями понятия «дифференцированный подход» в обучении считают представителей гуманистической психологии А. Маслоу, Р.Мей, В. Фракля и других. В настоящее время ряд ученых как Алексеев Н.Н., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А. и многие другие исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении.

Проблема дифференцированного обучения имеет не только научное, но и социально-практическое значение: именно дифференцированное обучение позволяет изучить такие свойства личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ученика. В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях учащихся, уровне развития их способностей к учению.

Практическая значимость.

Имея большой опыт работы с детьми младших классов, я стараюсь подойти к каждому ребенку индивидуально. В связи с тем, что наполняемость классов в сельской школе небольшая, то на долю каждого ребенка приходится значительно больше индивидуальных контактов с учителем.

На уроках обучения грамоте читающим детям я предлагаю самостоятельно прочитать небольшой текст, а сама работаю со слабоуспевающими, учимся складывать слоги, запоминаем буквы.

Использую дифференцированный подход и на уроках русского языка. Так, закрепляя правописание сочетаний жи-ши, предлагаю вставить пропущенные буквы в словах ш...ло, ш...пит, уж...н, рыж...й, ш...на,уж... . Тем, кто справился с заданием, предлагаю дополнительное задание: составить предложение. Тем, кто затрудняется при списывании, предлагаю помощь: письменные буквы. Осуществляя дифференцированное обучение на уроках русского языка и письма (1класс), я получаю возможность предупредить ошибки детей, оказать конкретную помощь долгоиграющего характера, при котором ученики начинают писать правильно.

На уроках математики большое внимание уделяю самостоятельной работе учащихся. Для этого подбираю задания для каждого индивидуально. Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Задания должны быть доступны детям. Предлагая дифференцированные задания, учитываю способности у учебной деятельности, познавательную активность, отношение к учебе, организованность в работе. Дифференцированное домашнее задание является логическим продолжением или материалом  обобщения на уроке. При изучении темы «Порядок выполнения действий в выражениях» для слабоуспевающих можно предложить образец выполнения:

   1     2

9 ∙ 4- 28 = 36-28 = 8 или карточку-подсказку «Помни! Знай! Умей!»:

1). Если в выражениях без скобок указаны действия сложения и вычитания, умножения и деления, то сначала выполняют по порядку умножение и деление, а затем сложение и вычитание.

2). В выражениях со скобками первыми выполняют действия над числами, записанными в скобках.

Ученики постоянно повышают уровень своих знаний. Выполнение более сложного задания становится целью каждого, что формирует чувство самостоятельности и ответственности.

Советы и рекомендации для начинающихся учителей:

1) Во время объяснения нового материала важно учитывать психофизиологические особенности учеников;

2) На этапе закрепления и применения знаний и умений (самостоятельная работа) необходимо готовить два-три варианта заданий;

3) Составлять развернутый план урока, включая вопросы разным группам и  отдельным учащимся;

4) Осуществлять обратную оперативную связь;

5) Соблюдать педагогический такт.

Выводы

Таким образом, дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений.

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения.

Список литературы

1. Журнал «Начальная школа» №1 – 1990г.

2. Журнал «Начальная школа» №6 – 1990г.

3. Материалы из личного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников

Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов  Содержание        1. Цель диф...

Развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов.

Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонен...