Современные педагогические технологии
статья по теме

Марина Сергеевна Петрова

Цель статьи - познакомить с опытом использования современных педагогических технологий в практике учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на городском семинаре.

«Использование информационно- коммуникационных технологий.»

(Из опыта работы.)

Я, Петрова Марина Сергеевна, учитель высшей квалификационной категории. На данном семинаре давала открытый урок (окружающий мир) во 2 классе по программе Александра Александровича Вахрушева. Тема урока: Леса умеренного пояса. Это урок изучения нового материала или, соблюдая терминологию проблемного обучения, урок открытия «новых» знаний. Структура урока чётко соответствует его типу: актуализация, постановка проблемной ситуации, открытие «нового», первичное закрепление, самостоятельное применение знаний, итог урока.  Данный урок является одним из цикла уроков, посвящённых изучению природных зон Земли. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с природной зоной лесов. Я считаю, что поставленная цель была достигнута, чему способствовали отбор содержания урока, формы и методы проведения данного урока. Для достижения поставленных целей урока и повышения качества образования на данном уроке мною была успешно использована мультимедийная поддержка. Для создания презентации были задействованы компьютерные программы Power Point и Pinnacle Studio.

        В 2007 году я окончила курсы повышения квалификации по программе «Создание мультимедийных компьютерных программ для начальной школы». К началу 2007/2008 учебного года кабинет был оборудован соответствующей техникой, что позволило мне проводить уроки с мультимедийной поддержкой систематически. Мой опыт создания и проведения подобных уроков не слишком большой, тем не менее, мне хотелось бы поделиться своим взглядом на данный вид уроков. М/м поддержку я использую при проведении уроков по всем предметам, которые преподаю в данном классе, но особой популярностью у меня пользуются уроки математики и окружающего мира.

         Использование ИКТ в своей педагогической практике мне хотелось бы осветить с двух сторон: положительной и отрицательной. Поскольку положительное мнение о данном виде технологии у меня, несомненно, превалирует, то с него и начнём.

 1) ИКТ является здоровьесберегающей технологией: размер экспонируемых на экране объектов значительно превышает размер объектов на стандартных демонстрационных пособиях, что позволяет учащимся со сниженным зрением не напрягать зрительную мускулатуру и даже ребёнок, который у меня в классе носит очки, при работе с экраном спокойно отказывается от них.

2) Использование м/м поддержки физически значительно облегчает мою работу на уроке. Для реализации принципа наглядности при работе с данной возрастной группой, нам необходимо использовать на каждом уроке достаточно большое количество наглядных пособий. При манипуляции со стандартными пособиями (снять, повесить, пронести по классу, показать) теряется значительное количество времени и сил педагога, тогда как смена слайдов осуществляется с помощью одной кнопки на клавиатуре компьютера. Это позволяет повысить темп деятельности класса, а учителю увеличить время непосредственного контакта с детьми, как на уроке, так и на перемене. Ведь при проведении уроков традиционным способом большая часть времени на перемене посвящена подготовке доски к уроку.

3) Схемы, таблицы и другие материалы, предъявляемые ученикам на слайдах, имеют высокий художественный уровень. И для меня, как человека с весьма скромными художественными способностями, эстетичность дидактических пособий, созданных с помощью ИКТ, имеет существенное значение.  

4) Использование анимации объектов при создании презентации позволяет предъявлять детям аудио-, видео -, текстовую информацию дозировано, появление на экране наиболее значимых объектов сопровождается звуком, что положительно сказывается на обучении легко отвлекаемых детей, детей со слабым уровнем внимания, повышая соответственно качество образования в целом.

Опыт создания уроков с мультимедийной поддержкой позволяет мне выделить и отрицательные моменты при применении данных технологий. Таких моментов я выделила для себя 3.

1)Для создания урока с м/м поддержкой учителю необходимо затратить значительно больше времени нежели для подготовки традиционного урока. Однако у каждого учителя, систематически работающего с использованием ИК технологий, накапливается свой банк презентаций, шаблонов слайдов, фото-, видео- и аудиоинформации, что позволяет постепенно сокращать время подготовки к уроку без потери качества.

2) Чёткое следование слайдов не даёт возможности учителю изменить ход урока (отойти в сторону, сымпровизировать), если в этом возникает необходимость. Однако и здесь хочется оговориться. Если урок подготовлен учителем методически грамотно, то вероятность подобной импровизации очень низка.

3)Зависимость от техники, которая может подвести: поломка, отключение электричества. Но на то учитель и должен быть мастером своего дела, чтобы суметь достойно выйти и из данных форс мажорных ситуаций.

В заключении мне хотелось бы сказать, что применение ИКТ в моей педагогической деятельности не ограничивается только уроками. М/м поддержка успешно используется мной при проведении внеклассных мероприятий, праздников, конкурсов. А также при разработке и проведении занятий по письму в группе дошкольной подготовки «Букварёнок», которая существует в нашем лицее.

20.02.2008.



Предварительный просмотр:

Особенности мониторинга качества образования младших школьников.

Мониторинг – форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте.

  Педагогический мониторинг изучает и измеряет обученность и обучаемость школьников, которые позволяют оценивать результативность и качество обучения, с одной стороны, а с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы

         Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.

Социальная функция: система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.

Информационная функция .Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Эмоциональная реакция школьника должна  ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

И в связи с вышесказанным, наверное, каждый из вас понимает, что выставляя ребёнку по предмету (а то и по нескольким сразу) подряд несколько неудовлетворительных отметок, вряд ли мы создаём у него положительный эмоциональный фон в обучении и способствуем созданию ситуации успеха. В своей педагогической практике я ещё не встречала ни одного ученика, для которого огромное количество двоек было бы движущей силой процесса обучения.

   Мониторинг на начальной ступени организуется на основе ряда нормативных документов МО РФ.

1. Стандарт начального общего образования 2004 г.

а) Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

б) Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

2. Программы для четырехлетней начальной школы.

3. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. (Методическое письмо МО РФ от 19.11.98 № 1561(14-15).

4. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу (МО РФ, сборник - М, Дрофа, 2000)

Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.

1этап-безотметочное обучение.

Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее распространённой формой. Любопытное исследование провели психологи. Они показали, что каждый учебный год младший школьник решает  приблизительно 200 задач и заданий и столько раз подвергается традиционному школьному оцениванию. В средней школе он ежегодно получает отметки до 2000 раз. С такой высокой частотой оценки человек не встречается больше никогда. Вследствие этого, около трети школьников благодаря высоким положительным отметкам становится привилегированным. Но другие дети становятся жертвами, они теряют всякий интерес к школе. Эти дети, как отмечает ученый, деморализованы, часто доведены до неврозов. Оценочный приговор ставит их в безвыходное положение без шансов на успех, потому что порождает у них образ мышления неудачника. Отметочная система оценивания имеет существенные недостатки: субъективность, некоторые школьники благодаря высоким положительным отметкам становится привилегированным, а другие дети становятся жертвами, теряя всякий интерес к школе.

Следуя рекомендациям Министерства образования, мы не выставляем отметки учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники узнают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится "5", в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

Оценочную деятельность учителю на данном этапе (1 класс) необходимо сосредоточить вокруг развернутого словесно-описательного  анализа процесса учения школьника и формирования его самооценки .Аналитическое суждение на данном этапе является ведущей оценочной деятельностью учителя.                

        Словесная оценка (оценочное суждение) позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.  Оценочное суждение на первых этапах обучения заменяет, а далее сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.  

Организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;

3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;

4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;

5)  оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;

6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

2этап-2-4 классы.

Критерии оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка "1"). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо".

Характеристика цифровой оценки (отметки).

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и д.р.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:

- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?"

Не затрагивая вопроса о существующих формах и способах контроля и проверки достижений младших школьников, хотелось бы обратить внимание на особенности оценивания при организации различных форм контроля. При организации текущего контроля педагогически нецелесообразно поспешное применение цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, что определяет усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок.

При проведении  контроля и  выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на "4", в то время как в процессе текущего контроля соотношение между "4" и "3" было в пользу "3". Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает "4". В то же время другой ученик, который имел твердую "4" в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на "3". Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до "4".

Данные критерии прописаны в «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». (Методическое письмо МО РФ от 19.11.98 № 1561(14-15) и неукоснительно используются учителями начальных классов нашего лицея при организации мониторинга качества образования младших школьников.

Уважаемые коллеги! В рамках модернизации системы образования профессиональная деятельность каждого из нас оценивается и администрацией, и родителями учеников, и общественностью. И, честно говоря, мы, взрослые, не очень уютно чувствуем себя при выставлении баллов. Поэтому я призываю всех учителей помнить о ранимости детской души и очень обдуманно и аккуратно пользоваться отметкой и оценкой.

Литература:

1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Методическое письмо МО РФ № 1561\14-15 от 19.11.98 

2.Калинина Н.В., Прохорова С. Ю., Горбылева А. Я.      

  Оценка учебных достижений учащихся в начальной школе. Методическое пособие.-

Ульяновск:УИПК ПРО, 2005

3.Романова В. Ю., Петленко Л. В.

Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. (Оценка знаний)-Москва: Вентана - Граф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"

Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...