ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.
статья по теме

Останина Светлана Сократовна

 

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdoroveesberegayushchie_tehnologii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.

С. С. Останина, И.В. Алексеева, Л.В. Михайлова.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №21»

               

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

 Образовательное учреждение - один из наиболее весомых институтов, обращенных к будущему человечества, имеющих влияние на формирующееся поколение.

  Поэтому всё, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей и воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса, воспитательных мероприятий и  т.д.- имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.       

  Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года важной задачей перспективного развития школы определила сбережение и поддержание здоровья учащихся. В настоящее время, необходим здоровье сберегающий подход к организации  педагогического процесса обучения, который  предполагает создание условий для положительного протекания учебного процесса и сохранение здоровья учащихся  в процессе учебной деятельности.

  Важно создать санитарно-гигиенические, психологические и дидактические условия обучения и воспитания, способствующие сохранению и укреплению здоровья  детей.

 Для этого необходимо приспособить дидактические и воспитательные методы к  индивидуальным особенностям учащихся  с учетом физического и психологического состояния здоровья  детей.

  Для осуществления программы здоровьесберегающего обучения необходимо тесное сотрудничество педагога,  психолога,  школьного врача

и родителей. Необходимо учитывать как физическое здоровье учащихся,  так и психологическое состояние.  

   Решение данных задач осуществляется комплексно.

Соблюдение санитарно-гигеенических условий связанными с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам (СП 2.4.2. 782-99г)

   Воспитательные условия работы.

Психологическим службам школ и педагогам необходимо целенаправленно работать над выполнением следующих задач:

     -  формирование потребности здорового образа жизни у учащихся;

     - формирование здоровых  взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим  собой.

         Работа с родителями.

     Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

  Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей рассматриваются на родительских собраниях, где выступают как учителя, так и медицинские работники. В течение учебного года проводить родительские собрания по следующим вопросам: «Режим дня школьника», «Культура умственного труда», «Профилактика инфекционных заболеваний», «О психологических особенностях детей младшего подросткового возраста», «О роли матери и отца в воспитании детей»; индивидуальные беседы с родителями по вопросам организации домашнего учебного труда, создания нравственного климата в семье, психологических особенностях воспитания школьников в семье в условиях сегодняшнего времени.

         Дидактические условия обучения.        

Одним из факторов здоровьесберегающего обучения является фактор утомляемости, поэтому педагогам необходимо вести диагностику утомляемости учащихся на занятиях и устранять перегрузку на уроках  строго дозировать домашнее задание. На двадцатой минуте каждого урока проводить физкультпаузы (упражнения для мышц глаз, позвоночника, ног, рук). Для  устранения  перегрузок  необходимо  воспитывать  положительную мотивацию к учению,  первые минуты каждого урока стараться сделать минутами  налаживания  устойчивого положительного контакта  с учащимися,  общение строить на уважении к чужому мнению, на доверии,  использую похвалу, одобрение  для  создания  ситуации успеха и как фактор повышения качества обучения. Взаимодействие с детьми   выстраивать,  учитывая индивидуально-психологические особенности каждого ученика, активно использать метод поощрения  для создания  положительного морально-психологического климата в классе, что  способствует более комфортным условиям для успешного усвоения материала.

      Для поддержания высокой познавательной мотивации младших школьников широко использовать   7 эффектов,  развивающих  интерес  (эффект: новизны, эффект  игры, эффект увлекательности форм и методов изложения,  эффект  разнообразия,  эффект поиска, эффект  парадоксальности,  наглядности)

        Создавать благоприятный психологический микроклимат, когда ребенок чувствует себя комфортно, это способствует повышению мотивации к учению, увеличивает работоспособность детей  и повышает эффективность урока.      

 Формирование культуры здоровья учителей.

  Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья     ребенка:

- теоретическое: циклы лекций, консультации и самостоятельное изучение специальной литературы.

- практическое: сохранение собственного  здоровья как  профессионального  качества.

 Здоровье учащихся- одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов. Каждому учителю следует знать основные  факторы, влияющие на развивающийся организм, а также наиболее эффективные методы здравотворчества.

           В системе образования заложено наше будущее. Завтрашний день будет таким, каким сегодня его увидят наши дети. Всегда нужно помнить о том, что здоровый ребенок- это гарантия жизнеспособности общества и безопасности нации.

 

                                             ЛИТЕРАТУРА.

1  Хуторской А.В.  Современная  дидактика,  Санкт – Петербург,   2001                                                          2  Подласый И.П.  Педагогика начальной школы,  2005                                                                       3  Цукерман Г.А.  Виды  общения  в  обучении. Томск  1993                                                  4  Журнал  «Начальная  школа»,   2004г.,  № 4, 7,8.

5  Подласый И.П. Педагогика Москва, 2003                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....

Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного пространства в начальной школе в рамках ФГОС

Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного постранства в начальной школе в рамках ФГОС...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. П...

Мастер - класс на тему: "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в начальной школе".

В мастере - классе  по  теме " Здоровьесберегающий  подход  к  организации  обязательного   процесса в начальной  школе"  предоставлен  обзор...

Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.

Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформ...