Возможности дополнительного образования в повышении мотивации учащихся начальных классов к обучению.
статья на тему

Светлана Ивановна Казакова

Выступление на районном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_22.10.12.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №215

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Возможности дополнительного образования в повышении мотивации учащихся начальных классов к обучению.

Автор: Казакова Светлана Ивановна

учитель начальных классов

 

2012

       В процессе формирования  личности, воспитание, как целостное воздействие на человека играет определенную роль, так как посредством именно его в сознании и поведении детей формируются основные социальные нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит,  в конечном счете, состояние этого общества.

     Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности  и способности к социализации в обществе.

     Учитывая «Социальный заказ»  сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы (который складывается из готовности к труду, к дальнейшему образованию, когда должны быть сформированы общая культура и философское мировоззрение, потребности к творческой деятельности, осмысленная потребность сохранения своего здоровья), составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность.

     Долгое время,   работая с детьми и  замечая,  что каждый ребенок склонен к определенным предметам: одни к математике, другие – к  физкультуре, некоторые очень  любят читать, а некоторые – изображать (и это у них неплохо получается), я  задумывалась, как помочь детям реализовать  творческие способности, как помочь  каждому  раскрыть свой  талант на начальной ступени обучения.

     Система Л.В. Занкова, по которой уже долгое время работает наша школа, предоставляет такую возможность. По словам Л.В. Занкова, «…обучение и воспитание неразрывно связаны между собой…Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания школьников – одна из актуальнейших задач». Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности процесс  длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особое значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

      Когда в обществе назрела необходимость введения ФГОС, нашей школе легко было «шагнуть» в программу II стандарта. Задачу развития личности мы  уже долгое время реализовывали, а  программа второго стандарта предоставила возможность через внеурочную деятельность  осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

     Стандарт впервые поставил  задачу – достичь результата воспитания.

 Объединение учителей начальных классов нашей школы решило «открыться», т. е. в полной мере суметь организовать  обучение и воспитание.

      Мы составили программу  внеурочной деятельности для начальной школы. Поставили перед собой следующие задачи:

1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДЮТ, театрами, библиотекой им. Короленко, семьями учащихся

2.Включение учащихся в разностороннюю деятельность

3.Формирование навыков позитивного коммуникативного  общения

4.Развитие навыков организации  и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшеклассниками в решении общих проблем

5.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата

6.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура) для формирования здорового образа жизни

7.Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных  программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время

8.Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время.

     Чтобы воплотить эти задачи в жизнь, мы организовали систему дополнительного образования по следующим направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

применение на уроках игровых моментов, физ.минуток; проведение бесед по охране здоровья;  участие в городских и районных соревнованиях; проведение спортивных праздников «Веселые старты», «Папа, мама,я – спортивная семья»

Художественно-эстетическое:

Проведение классных часов по культуре поведения; участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, города; организация поделок, рисунков и творческих работ учащихся; организация экскурсий, дней театра и музея

Научно-познавательное:

конкурсы, олимпиады, конференции; деловые и ролевые игры;  библиотечные уроки; предметные недели

Гражданско-патриотическое:

Оформление газет о боевой и трудовой славе горожан; встречи с участниками ВОВ; фестивали патриотической песни

Общественно-полезное:

Проведение субботников на пришкольной территории; разведение комнатных цветов; участие в экологических акциях

Проектная деятельность:

Инсценирование песни к 8 марта, 9 мая; театрализованные представления сказок, басен

     Работу над проектами можно назвать «изюминкой» в нашей школе. Проекты меняются, дети приходят новые. Но проектная деятельность была  и остается  у нас всегда. Например, в этом году стартовал проект по басням И.Крылова. Мы съездили в Летний сад, провели конкурс рисунков «Осень в Летнем саду». На  классных часах «В гостях у дедушки Крылова», познакомились с творчеством баснописца. Теперь по классам проходит конкурс лучших исполнителей басни (с целью определить выступающих за честь класса). После каникул все классы презентуют свои выступления на сцене перед всей школой.

      Сейчас лучше стало с кружковой деятельностью. Увеличилось количество часов и это дало возможность организовать дополнительные кружки. Например, сейчас у нас действуют два кружка по ИЗО: «Акварелька» (связан с художественным трудом) и «Художник-декоратор» (связан больше с литературой).

      На содержание программы  большое влияние оказали  школьные традиции. Особенности младшего возраста, класса, индивидуальности детей.

     Лично я со своим классом  охватываю  все направления. В прошлом году, в первом классе, я сама им предлагала дополнительные внеурочные занятия  по математике, художественному труду, физической культуре, изобразительному искусству, хоровому  пению. Дети посещали занятия, «пробовали себя» в разных видах деятельности.

     В этом году в сентябре я провела анкетирование на предмет выявления желания каждого ребенка посещать тот или иной кружок, чтобы раскрыть  свои возможности.

     Из 28 обучаемых детей  секции и кружки посещают все. Одни поют, другие рисуют, мастерят, осваивают восточные единоборства, танцуют, изучают историю СПб. Большая группа детей – будущие бизнесмены – знакомятся с экономикой. Есть и юные артисты, дикторы, художники-оформители.    Пятеро самых  отважных  вместе со старшеклассниками изучают прошлое, участвуя в городском проекте « Большая Регата».

     Сближает ребят совместная  подготовка общих классных мероприятий. Традицией стали «Дни именинника»,  православные русские праздники, окончание четверти. Очень эффективны  посещения библиотеки имени Короленко, Выезды за город, посещение музеев и театров.

     В поездках ребята не только сближаются, оказываются в ситуациях, когда требуется взаимопомощь, но и обогащаются знаниями о традициях разных народов России, убеждаются в необходимости любить и беречь свою Родину – большую и малую – ее культурное наследие.

     Мои ребята участвуют в спортивных, трудовых соревнованиях. Добросовестно трудятся на субботниках по уборке класса и школьного двора.

     Совместные переживания, стремление к успеху в этом возрасте создают  атмосферу творчества, взаимопомощи, толерантности.

     В основе своей воспитательной работы я вижу союз учителя, ученика и родителей. Формы такой работы разнообразны, а содержание заключается в организации активного воспитательного воздействия, в основе которого постоянное внимание школы  к развитию ребенка, изучение возможностей и особенностей каждой семьи, оказание ей практической помощи при затруднении в воспитании.

     Свою работу стараюсь строить так, чтобы воспитать в каждом родителе заботу об успехах детей всего  класса, добиться такого положения, когда жизнь каждой семьи и жизнь класса сливаются в одно целое.  Возможности для решения этой задачи заложены в коллективной работе.

     Родители – активные помощники во всем. Они не только помогают в проведении конкретных дел, но и непосредственно общаются  с другими детьми, открывают их для себя и себя для них. А это способствует  развитию взаимопонимания и доверия, из чего и складывается сотрудничество.

     Мы работаем по этим направлениям с детьми, коллегами и родителями, чтобы передать в среднее школьное звено  -  здоровую,  творчески растущую личность с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленную к жизнедеятельности в новых условиях, способную к практической деятельности, инициативную.

Хочется верить,  результатом работы будет грамотная  личность, умеющая реализовывать свои творческие возможности, личность,  умеющая представить себя в самом выигрышном свете, умеющую вести диалог с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий »

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с со...

Методические рекомендации по разработке и реализации программы дополнительного образования.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Объектом изучения факультатива является  язык и речь, слово и мысль.Основной акцент сделан  на развитии у младших школьников способности к анализу языковых  фактов с учетом единства фор...

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий»

Почему именно повышение мотивации?Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, вклю...

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС...

Повышение мотивации учащихся начальной школы в условиях сетевого взаимодействия И. Л. Лубневская, МБОУ «Лицей №1

Повышение мотивации учащихся начальной школы в условиях сетевого взаимодействия заставляет меня, Лубневскую Инну Леонидовну, как педагога пересматривать логику построения занятий, расширять набор испо...

Дневник Успеха первоклассника как средство повышения мотивации учащихся в рамках безотметочного обучения

В материале представлен опыт, который поможет повысить мотивацию первоклассников. Предлагается ведение тематических недель с использованием поощрительных картинок. Данный опыт имеет и воспитательный п...