ТРКМЧП на уроках окружающего мира
материал по теме

Мамонтова (Буданова) Светлана Николаевна

 

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации). Осмысление содержания (получение новой информации). Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

(Слайд 2) В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией

Слайд 3. Наряду с этим обучая детей мы стремимся к однозначности определений, классификаций. Нередко в речи детей можно услышать речевые клише. Казалось бы ничего плохого в этом нет. Но в то же время учителя сетуют на отсутствие нестандартного подхода, шаблонность мышления, стремясь к осмысленному обучению. Помочь в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Слайд 4. Говоря о технологии, следует понимать не алгоритмическую заданность, механистичность, а, скорее, открытая система стратегий, механизмов, приемов,  обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

 Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.  Как видим из определения перед нами модель ученика-выпускника начальной школы по ФГОС.

Слайд 5. Начиная работать по данной технологии, среди многих предметов в начальной школе мной был выбран курс окружающий мир. Обычно параграфы учебника прочитываются, объясняются учителем и пересказываются учеником. Сейчас, применяя данную технологию на уроках, я отхожу от объяснительно-иллюстративного метода к частично поисковому, используя 3хсупенчают модель технологии.

Слайд 6. Стадия вызов. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.

Используются приемы. «Кластер», «Загадка»,  «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»,  «Да – нетка», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

Слайд.7.  условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Как правило, стараюсь сочетать парную. Групповую и индивидуальную работу на данном этапе, применяя на практике приемы «Зигзаг»,  «Инсерт или «Чтение с пометами»,  «Бортовой журнал»

Слайд 8. На фазе рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Приемы синквейн и дерево обобщения.

Слайд 9. Применяя любую технологии обучения следует задуматься кроме инструментария и об оценке ее эффективности. Поскольку тркмчп позволяет формировать метапредметные ууд, то и к качестве стимульного материала для оценки были выбраны комплексные работы. Положительную динамику вы можете видеть на диаграмме.

Слайд 10. Вместе с этим учащиеся активно участвуют в олимпиадах и конкурсах, занимая призовые места.

Слайд 11. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Обобщение опыта по теме: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТРКМЧП НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Аттестационная работа  на тему «Создание условий для формирования коммуникативных УУД средствами технологии  критического мышления на уроках окружающего мира»...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРКМЧП НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ». Фрагменты уроков.

Практическое использование  приёмов ТРКМЧП на уроках окружающего мира в 3 классе УМК "Планета знаний". Можно использовать в других УМК....

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...


 

Комментарии

Ломоносова Ольга Николаевна

Светлана Николаевна! С удовольствием познакомилась с вашей работой. Спасибо.

Мамонтова (Буданова) Светлана Николаевна

И Вам спасибо, Ольга Николаевна.