Дифференцированный подход в обучении
методическая разработка по теме

Романовская Светлана Васильевна

В документе представлен педагогический опыт, посвящённый разноуровневой форме обучения младших школьников, работе над содержанием и методикой дифференцированного подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл difff.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении младшего школьника

  В школу приходят дети с разными способностями и с разной дошкольной подготовкой. Учителю приходится выявлять и учитывать индивидуальные особенности учащихся, различия развитости их памяти, мышления, внимания, речи.

   Как же обеспечить усвоение сложного и объемного материала всеми школьниками? Как разрешить противоречие между сложным обучением и возможностями разных групп школьников? Как воспитать при этом положительное отношение к учебному труду у всех учащихся? Эти вопросы волнуют каждого педагога.

   Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке при коллективной форме работы необходим особый подход в обучении–  дифференцированный. 

  Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”.

   Используя дифференцированные по сложности задания, можно определить уровень развития и успеваемости каждого и всего класса. Кроме того, разноуровневые задания помогают избежать ситуаций, когда ребёнок, столкнувшись с тем, что ему не по силам, переживает, начинает испытывать чувство неполноценности, в результате чего со временем у него оказывается низкой самооценка.

   Если задание соответствует возможностям ученика, он поймёт и успешно выполнит его, а значит, произойдёт закрепление изученного материала. При таком дифференцированном подходе учитель будет быстрее и эффективнее решать задачи обучения, умственного и речевого развития своих учеников.

   Необходимость одновременно работать с учащимися, разными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, сформированности умений, навыков, умению учиться, ставит учителя в сложные условия, требует от него глубоких знаний и большого мастерства.

    Кроме того, специфика работы в школе для детей с ограниченными возможностями,  больных детей и детей-инвалидов   требует от меня особого подхода к детям средних умственных способностей. В нашей школе много детей с отклонениями в развитии, разных по уровню подготовленности, поэтому применение дифференцированного подхода в обучении, формирующего самостоятельность, активность в учебной деятельности учащихся, в своей работе считаю необходимым условием, а проблему – актуальной.

   Специалисты, занимающиеся вопросами дифференцированного подхода в обучении,  условно  делят учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также способов познавательной деятельности на три группы.

   Значительную трудность для учителей при подготовке к дифференцированной работе представляет 1 группа школьников – дети со стойкой пониженной успеваемостью. По утверждению психолога З.И.Калмыковой, в основе отставания детей в учении лежит расхождение “требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития”.  В первую группу входят уч-ся, которые с большим трудом и не всегда в полном объёме усваивают изучаемый материал после длительной тренировки.  Эти школьники не могут выделить все необходимые элементы в изучаемом материале (воспроизводят лишь отдельные из них), не в состоянии  уяснить сущность отношений между ними, установить связь, с большим трудом обобщают материал, отличаются инертностью мышления, не могут руководствоваться правилами даже в знакомой ситуации. Для них крайне затруднён, а часто и просто невозможен переход от одного вида мышления к другому.

   Задача учителя – уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока другие  работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.

   К группе средних относятся учащиеся,  которые овладевают основным объёмом знаний, определённым программой.  Для успешного усвоения материала этим ученикам требуется тренировочная работа. Они выделяют главное, существенное в изучаемом лишь после выполнения ряда упражнений под руководством учителя. Учащиеся этой группы умеют анализировать, делать несложные выводы на основании изученного, к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы;  усвоенные знания, умения и навыки применяют обычно в знакомых ситуациях и с некоторым трудом и усилиями – в новых условиях. Переход от одного плана мышления к другому у уч-ся этой группы может обеспечиваться только с помощью системы специально организованных упражнений. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них в группу сильных учеников.

   Задача учителя -  развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

   3 группа – ученики с высоким уровнем усвоением знаний относят таких, которые легко и быстро усваивают материал в максимальном объёме, «схватывают» формальные структуры, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить несколько обоснованных способов решения задач и свободным переключением с одной умственной операции на другую. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними,  необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

   Задача учителя–воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

   Совершенно очевидно, что в таких условиях необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности школьников  и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование прочных умений и навыков для всех учащихся, не тормозя при этом рост сильных учеников и поднимая другие группы  до уровня сильных.

   Способы организации дифференцированной работы могут быть различными. В системе специальных заданий, используемых при дифференцированном подходе, обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы наиболее целесообразный и эффективный характер деятельности каждого ребёнка.  Так, для сильных учеников  должны подбираться задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого;  для обучающихся 1 группы  – задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приёмам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.

  Например, на уроке русского языка во 2-м классе по теме «Проверка безударных гласных в корне слова» первой группе учащихся предлагаю записать предложения, вставить пропущенные буквы, второй группе – распространить и записать предложения, вставить пропущенные буквы, озаглавить текст, а третьей – составить из данных слов рассказ, дать ему название.

Выделяются такие типы заданий:

  1. Задания с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом образец с сокращённой системой операции, затем выполнение без образца, учащийся сам воспроизводит образец, с которым он уже работал, и выполняет задание);
  2. Задания, в которых учащийся выполняет только отдельные его части.
  3. Задания со вспомогательными вопросами.

Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов – помочь уч-ся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания.

  1. Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями.
  2. В начале изучения теоретического положения могут использоваться задания с указаниями, разъяснениями, которые должны способствовать усвоению изучаемого материала.
  3. Задания с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычек контролировать выбор формы или орфограммы определённым правилом.
  4. Задания с алгоритмическими предписаниями полностью оправдывают себя в том случае, когда учащиеся хорошо владеют элементарными операциями в выборе, например, нормы, орфограммы.
  5. Задания с применением классификации (схемы, таблицы)
  6. Проблемно-познавательные задания помогают уч-ся овладевать основными логическими операциями, такими, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация и т.п.)

   Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  1. специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  2. карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  3. карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  4. карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  5. карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

   Дифференциация может осуществляться:

  1. при закреплении;
  2. при повторении;
  3. при объяснении нового материала (в определенных случаях).

   В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям.   Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”.

.Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме « Безударные гласные».

1 группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

М…ряк, л…исток, ст…ловая, тр…пинка, скв…рец ( морской, листопад, столы, море, скворечник, тропка, окна, столик, тропа, скворушка, листья, оконный)

2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

С…нева -

пл…сать -                                                                              Алгоритм.

б…жал -                                                             1. Прочитай слово.

тр…ва -                                                              2. Поставь ударение.

сн…гирь -                                                          3. Выдели корень.

дер…во-                                                              4. Измени слово или подбери однокоренные,                            

з…ма -                                                                найди проверочные слова.

                                                                           5. Напиши слово, вставь букву.

                                                                            6. Обозначь орфограмму.

3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Л…сник

приб…жал

…сенний

п…сьмо

в…дяной

з…мля

л…нейка

   Дифференциацию использую на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.

   Для осуществления дифференцированного подхода при анализе контрольных работ считаю эффективным делить класс на группы, исходя из оценок, полученных уч-ся: первая группа – школьники, чьи работы оценены на 5 и 4 (с 4 в группу входят только уч-ся, допустившие минимальное количество ошибок); вторая – на»4» и «3», третья – уч-ся, не усвоившие материал.

   Первая  группа работает под руководством учителя, исправляя свои ошибки, выполняя тренировочные упражнения, направленные на формирование орфографических навыков

  Учащимся второй группы  может быть предложена работа творческого характера, однако значительное внимание здесь должно быть уделено тренировкам, повторению и закреплению орфограмм. Эффективными в этом случае являются деформированные тексты, содержащие нужные орфограммы, упражнения, осложнённые грамматическими заданиями.  

   Третьей  группе предлагаются творческие задания. Чаще всего это сочинение по картине, к которому может быть дан план, вопросы, словарный материал и т. п.

  Работа проводится по этапам с обязательной проверкой каждого задания.

   Дифференцированный подход при подборе домашнего задания

   Использую дифференцированный подход при подборе домашних заданий. Это позволяет развить  ученика с пониженной успеваемостью, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более  высокую ступень развития.  В конце урока предлагается несколько заданий: выполнение упражнений, подбор дополнительного материала, составление различных схем-опор по изученному материалу, составление простого или сложного плана, подбор примеров на соответствующее правило из художественной литературы, различные творческие работы. Домашнее задание может быть распределено мной по группам или учащиеся  самостоятельно выбирают одно из них.

  Например, задание по чтению для разных групп учащихся:

1 группа  обучающихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  обучающихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:

- лягушка

- кошка

- мальчик

 (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа обучающихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на  «5»)

Дифференцированный подход при проверке домашнего задания

Например, на уроке окружающего мира. Тема «Растения весной»

1 группа

Откройте учебник на  с.

-- Какие органы растений изображены на рисунке? Ответ напишите.

  1. Мать-и-мачеха______________
  2. Ива _______________________
  3. Ветреница дубравная ________

-- Какие из этих растений называются подснежниками? Ответ напишите.

2 группа.

1.Дополните предложения, вставив пропущенные слова.

Снег только что сошёл, и появляются на солнечном припеке травянистые раннецветущие … . Подземные части этих растений содержат… . Этими запасами т питаются ранней весной цветущие растения: … , … , … . У раннецветущих деревьев и кустарников, таких, как … , … , … , первыми появляются … , а затем распускаются … .

2. Почему раннецветущие травянистые растения нуждаются в охране? Ответ напишите.

3 группа

  1. Одинаково изменились лиственные растения ранней весной? Ответ напишите.
  2. Что вы знаете о Красной книге? Какие растения внесены в неё? Ответ напишите.

   Дифференцированный (разноуровневый) подход предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома» и в которой качество образования повышается.

  Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении

В документе представлена система работы по организации дифференцированнного подхода в обучении младших школьников....

Методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении окружающему миру"

В данной методической разработке предлагаются дифференцированные задания по при­родоведению для I—IVгрупп...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Статья "Нетрадиционные методы обучения. Дифференцированный подход в обучении"

Использование нетрадиционных методов обучения и дифференцированного подхода....

« Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразован...