Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики
статья по теме

Луценко Валентина Ивановна

Для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровье в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_organizacii_uroka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                          МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Технология организации урока в условиях

здоровьесберегающей педагогики 

                                                                                         Луценко В.И.

                                                                                    учитель начальных классов  

В настоящее время, ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Среди заболеваний наиболее распространены патологии верхних дыхательных путей, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Особое внимание обращает на себя возрастающее число учащихся с патологией репродуктивной системы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. "Вопросы охраны и укрепления здоровья на протяжение последнего десятилетия не оставались без внимания со стороны государства и исполнительной власти".

В программе "Образование и здоровье" на передний план выдвигаемая категория "качество образования" непосредственно связана с категорией "здоровье" в ее современном понимании как гармоничного сочетания физического, психического и социального благополучия. То есть процесс обучения не должен негативно отражаться на здоровье детей, в нем должны присутствовать формы активности направленные на его развитие, более того, образование должно формировать потребность и навыки поддерживания здорового образа жизни.

Таким образом, для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровье в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.

 На физическое развитие, состояние здоровья и распространение заболеваний оказывают влияние природно-климатические факторы; солнечная радиация, состав питьевой воды, среднегодовая температура воздуха, влажность и т.д. Также влияют на здоровье ребенка социально-гигиенические факторы: чистота воды, воздуха, разная наполняемость школ, сменность занятий, семейные условия жизни и воспитание.

Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание. Из всего сказанного видно, что проблема воспитания здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых сам учитель кровно заинтересован.

В этой связи уместно вспомнить слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя".Учителям начальной школы доверены дети, того возраста, когда идет формирование гармонически развитой личности. Все упущенное в дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее. Роль учителя здесь особенно велика. Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим прежде всего предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком.

Прежде всего валеологически обоснованный урок должен быть построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии; в подражании; приобретении опыта.

Основные требования качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
  5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
  6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
  8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
  10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здровье.
  11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

 

 Педагогика оздоровления детей предполагает  использование в практике нестандартных  уроков: уроков-игр, уроков-конкурсов, уроков-концертов и т.д. А еще хотелось отметить, что  легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес. Детей начальных классов привлекает всё яркое, необычное, броское. Поэтому учитель использует на своих уроках компьютерные слайды. Они ярко оформлены и привлекают внимание детей. Слайды построены таким образом, чтобы, после объяснения, дети выполняли задания, что заставляет их более внимательно прочитывать и рассматривать новый материал. Очень важно «трудное» сделать для учащихся «простым» и доступным. Продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается, если предлагаемое задание предусматривает не только пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение заданий.

    Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни – проблема сложная. Решить эту задачу путем передачи знаний, предусмотренных программой начальной школы, невозможно.

Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, бережно относится к ранимой психике ребенка. Многолетняя практика и научные исследования показали, что успех гигиенического обучения и воспитания достигается только в том случае, если применяется системный подход к решению этой проблемы. Этот подход включает в себя работу на уроках, во внеклассной и внешкольной работе. Вот некоторые примеры внеклассной работы.

                   Формы внеклассной работы в рамках реализации

                    здоровьесберегающих образовательных технологий

  1. Беседы (учителя, санитарного актива, медицинских работников, родителей).
  2. Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихотворений).
  3. Утренники, праздники здоровья.
  4. Игры, соревнования с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены и т.д., («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»).
  5. Представления культурного театра («Веселый санитар Федя Мочалкин»).
  6. Устные журналы («Солнце, воздух и вода – ниши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»).
  7. Смотры-конкурсы на лучшее санитарное состояние класса (проводятся по параллелям среди начальных классов).
  8. Санитарные рейды по школе, квартире, дворам.
  9. Организация санитарного уголка, выпуск бюллетеней («Советы доктора Айболита»).
  10.  «Клубы Юных санитаров», «Школа здоровья».
  11.  Конкурсы: рисунков «Пусть тебя не назовут неряхой», плакатов «Здоровые зубы – здоровью любы», конкурс детских стихотворений, сочинений «Секреты здоровья», загадок «Угадайка», пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье».
  12.  Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами , телом, по уходу за одеждой и обувью и др.(конкурсы).
  13.  Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли бытьо чистюлей», «Одеваюсь по погоде» и т.д.
  14.  Юмористическая разминка «Смешинка».
  15.  Коллективная работа над проектом «Чистота - залог здоровья».

Без соблюдения школьником режима дня, нарушается весь комплекс оздоровления. Поэтому необходимо чётко распределить время выполнения любой деятельности. Вместе с ребятами распланировать свой режим дня, где есть место и учёбе, и отдыху, и играм. Навыки, полученные в школе, легче усваиваются, если они подкрепляются поддерживаются родителями. Поэтому необходимо постоянно информировать родителей даже о мелочах жизни их детей в классе. А также узнавать у родителей, как ведут себя дети дома, как соблюдают режим, помогают ли поддерживать чистоту в квартире, следят ли за своими вещами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая задача как способ организации урока в условиях реализации ФГОС

По материалам региональной научно – практической конференции "Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся в контексте ФГОС НОО"(НИПКиПРО)....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли  на новые Стандарты начального общего образования. Поэтому для учителя  особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как создать...

«Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»

Реализация требований ФГОС НОО. Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ....

Обобщение передового педагогического опыта по теме: " Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС"

Понятие  "Здоровьесберегающая"  относится к качественной характеристике любой образовательной технологии....

Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС

Доклад на методический совет  по теме: "Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС "...

Рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий

Рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий....