"Формирование коммуникативных УУД на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС второго поколения"
статья (1 класс) по теме

Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx18.41 КБ
Office presentation icon shkola.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

городского округа – город Камышин

Волгоградской области

                                 Фестиваль педагогических идей

«Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий

младших школьников на уроках

с позиции педагогического дискурса

в рамках ФГОС»

                                  Учитель начальных классов:

                                    Малышева Татьяна Сергеевна

(Слайд1)

    Проблема  формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образовательных стандартов становится ещё актуальнее, т.к., к сожалению, сегодня круг общения школьников ограничен. Дефицит реального человеческого общения восполняется виртуальным

общением посредством компьютера и телевизора. Значит, коммуникативные учебные действия должны быть сформированы именно в школе.

     

   Что же такое педагогический дискурс? (Слайд2)

     Под дискурсом понимается наблюдаемое проявление языка в речи,

объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, которая включает в себя участников дискурса, педагогические цели, ценности, и содержательную составляющую, обеспечивающую приобретение учащимися личностного опыта. Дискурс включает в себя и паралингвистические порождения речи (мимику, жесты, взгляд)

    Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения

социальных ситуаций.(Слайд 3)

   

    В уроке как речевом событии можно выделить несколько основных этапов: организация общения (приветствие учеников учителем и ответное приветствие учеников), объяснение (передача новой информации), контроль (опрос по изученному материалу), завершение общения (подведение итогов урока, прощание с классом). В зависимости от специфики предмета, целей и задач данного урока, выбираю определенный вид работы на уроке. Внутри одного речевого события оказывается много других событий, которые и образуют структуру урока как сложного речевого события.

Речевой фактор играет основную роль в коммуникативной структуре урока.

   Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, зная, что это мнение примут. Поэтому стараюсь создавать на

уроках условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

   Диалогическое взаимодействие в обучении ориентирует нас на

принципиально новое качество образования, в котором ценностью являются дар речи, язык понимания, способность к действию, к самоопределению.

Младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно-основной вид деятельности ребёнка. Она служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения значительно облегчает учебный процесс. (Слайд 4)

 

                      Видами коммуникативных действий являются:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и

оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и

его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.(Слайд5,6)

    Для развития коммуникативных учебных действий незаменимой является работа в парах и группах постоянного и сменного состава.(Слайд7)

    Особое внимание уделяю на уроках: словесным играм, играм –

драматизациям, инсценировкам, сюжетно- дидактическим и ролевым играм, играм парами, группами.

         Важнейшей задачей на уроке является создание с помощью игр атмосферы дружелюбия, принятие друг друга и развитие в играх коммуникативной

культуры детей . (Слайд8)

                                   

                                        Игра «Ваш пропуск, слово!»

В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся – защитники слов. Каждое слово должно получить «пропуск» в правило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке. Ведущий поочередно называет слова Контролёр ждёт, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если

 в слове правило необходимо, то оно получает от контролёра законный «пропуск». Такое слово можно отметить на письме условным значком.  В этой игре школьники учатся сотрудничать друг с другом в достижении конкретной учебной цели.    (Слайд9)

                                               

                                                  Игра «Мудрец»

-Закройте глаза, представьте мысленно зелёный луг и большое старое дерево.

Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой вопрос, который вы ему зададите.

-Задайте друг другу вопросы по теме «Гласные звуки и буквы»

-Какой вопрос зададите мудрецу?

Примерный вопрос детей:

- Как проверить безударную гласную на письме? или

- Почему гласных букв больше, чем гласных звуков?

        В процессе коммуникативной игры мы имеем дело с личностно-ориентированным общением, где определяющую роль играет лидер-учитель, независимо от того, какую роль он определяет для себя (ведущий, участник,

член жюри), он остаётся коммуникативным лидером на всех этапах

организации игры на речевом уровне. С помощью учителя воплощается один из важнейших принципов организации игры на уроке – принцип

коммуникативного сотрудничества. (Слайд10)

       Коммуникативная игра, являясь частью педагогического дискурса и обладая его особенностями, имеет специфические, присущие только игровому дискурсу черты, применение которых существенно обогащает педагогическую практику.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дискурс - объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, обеспечивающая приобретение учащимися личностного опыта.

Слайд 3

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые включают в себя 3 компонента: - Я ХОЧУ общаться с другими (мотивация общения) Я ЗНАЮ , как общаться с другими (знакомство с коммуникативными навыками) Я УМЕЮ общаться с другими (уровень овладения коммуникативными навыками)

Слайд 4

Виды коммуникативных действий * планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками * постановка вопросов *управление поведением партнера *разрешение конфликтов *владение монологической и диалогической формами речи

Слайд 5

* Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. *Имеет первоначальные навыки работы в группе. *Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия. *Владеет способами разрешения конфликтов. Планируемые результаты

Слайд 6

Планируемые результаты: *Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре). *Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. *Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.

Слайд 7

Формы коммуникативных игр: - словесные игры; - игры- драматизации; - инсценировки; - сюжетно-дидактические игры; - ролевые игры; - игры в группах; - игры в парах; - игры-фантазии.

Слайд 8

Игра «Ваш пропуск, слово!» Жизнь, школа, Камышин, парта, Волга

Слайд 9

Игра «Мудрец»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся представления о ценностях здоровья в рамках ФГОС второго поколения

Материал содержит отчет о формировании у обучающихся представлений о ценностях здоровья в рамках ФГОС второго поколения...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС»

 Проблема  формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образоват...

Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС второго поколения

Технологическая карта урока по английскому языку во 2 классе "My Birthday" по УМК "Английский в фокусе Spotlight 2 класс"...