Обобщение опыта на тему "Развитие исследовательских умений младших школьников"
статья по теме

Евтухова Татьяна Владимировна

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

      Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_issledovatelskih_umeniy_mladshih_shkolnikov.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

им. И.Д. Бувальцева

МО Кореновский район, г. Кореновск

Развитие исследовательских умений

младших школьников

                                                                           Евтухова Татьяна Владимировна

                                                  учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 1 им. И.Д.Бувальцева

2012 г.

Содержание.

Введение

  1. Развитие исследовательских умений младших школьников.
  2. Метод проектного обучения.
  3. Примерная тематика тем для проектной и исследовательской деятельности.
  4. Заключение.
  5. Список использованной литературы.
  6. Приложение

Ведение

     Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

      Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

      Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения.

      Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

      Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

     Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

      Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

  1. развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  2. умение ориентироваться в информационном пространстве;
  3. умение самостоятельно конструировать свои знания;
  4. умение интегрировать знания из различных областей наук;
  5. умение критически мыслить.

      Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

      Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  1. наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  2. практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  3. самостоятельную деятельность ученика;
  4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  5. использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  6. обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

        Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

  1. владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  2. уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  3. устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  4. уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

      Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

      Как уже было сказано, исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество.

     Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.

  1. Развитие исследовательских умений младших школьников                                        

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению.  Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.

Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе встречаю таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. Поэтому главной идеей своего опыта считаю выявление всех, кто интересуется различными областями науки, выведения школьников на дорогу поиска, на раскрытие творческих способностей учащихся.

Научной базой опыта является теория развития исследовательских умений учащихся А.И.Савенкова доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития МПГУ.

За девиз можно взять слова А.Н.Колмогорова «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.

Идеям исследовательского обучения близко то, что именуется в отечественной литературе проблемным обучением.

Творческая одарённость для Дж.Родари – это оригинальный склад мышления, творческий ум – ум активный, пытливый, обнаруживающим проблемы там, где другие их не видят, способность принимать самостоятельное решение, отрицает то, что ему навязывают, независим в суждениях.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации на практике:

  1. Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся.
  2. Преподаватель ставит проблему, но уже метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
  3. На третьем - высшем - уровне  постановка проблемы, поиск методов исследования и разработки решения осуществляется учащимися самостоятельно.

Для стимулирования исследовательской активности младших школьников провожу коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится весь класс или группа детей. Игры позволяют освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Игра расширяет кругозор учащихся, стимулирует познавательный интерес. Опыт исследования игр показал, что в процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям. Игра помогает сделать процесс познания увлекательным.

При игре в группах дети учатся правильно говорить, общаться, сопереживать, помогать товарищу, развивается чувство ответственности перед другими, умение отстаивать своё мнение, соглашаться с мнениями других.

Для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения исследования, на первом этапе провожу ряд фронтальных тренировочных занятий с классом. Второй этап – самостоятельное исследование.

Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации активизировать мышление учащихся и самостоятельно добыть знания по данной теме. Выбор темы остаётся за детьми. Цель игры – расширить школьные рамки знаний, найти в ребёнке исследовательскую жилку.

Для самостоятельных исследований школьникам понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования,  карточки с темами исследований, специальная литература по теме (словари, справочники, энциклопедии), папки исследователя с кармашками из плотной бумаги с изображениями методов « исследования» (показать карточки и папки)

1. Посмотреть по телевизору

2.Получить информацию из сети Интернет

3.Провести эксперимент

4.Спросить у другого человека

5.Получить информацию из книг

6.Подумать.

Кроме того, каждый ребёнок должен получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации.

Проведение исследований. На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс. Моя – задача играть роль консультанта, старшего помощника.

Начинается занятие с выбора тем. Карточки с их «изображениями» раскладываются на столе. Выбрав тему, каждый ученик получает папку исследователя. Задача – собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования.

Найденную информацию, учащийся фиксирует на небольших листочках, которые вкладывает в кармашки папки. Например, если сведения найдены в книге, то листок с записями по этому поводу кладётся в кармашек со значком «Книга».  Собранные листочки, в последствие вынимаются из карманов папки. На их основании составляется краткое сообщение по итогам исследования.

Для того чтобы его составить, ученику нужно:

  1. Структурировать материал, выделить главное;
  2. Отобрать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.

Сообщение по результатам исследования целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.

Как показала практика, учащиеся легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои поправки.

Необходимо учить ребят говорить кратко и точно, рационально использовать время, отводимое на выступление.

Данную технологию можно использовать как на уроках по разным учебным дисциплинам, так и в ходе различных внеклассных мероприятий.

Эти занятия дают большой простор для развития творческого мышления учащегося, речи, расширяют его кругозор. Они создают условия для активного исследования самых  разных проблем.

Чтобы учащийся овладел техникой исследовательского поиска, предлагаю учащимся следующие задания:

1.Как выбрать тему исследования. Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, попробуй задать себе вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Какими могут быть темы исследования?

  1. «фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и явлениях;
  2. «экспериментальные» – предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  3. «теоретические» – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.).

2. Цель исследования.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

3. Задачи исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

4. Гипотеза исследования.

Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

5.Организация и методика исследования.

Предлагаю список допустимых методов исследования:

- подумать самостоятельно;

- прочитать книги о том, что используешь;

- познакомиться с фильмами по этой проблеме;

- найти информацию в сети Интернет;

- спросить у других людей;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

6.Подготовка к защите исследования.

Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:

- Дать определения основным понятиям.

- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.

- Выработать суждения.

- Сделать выводы.

- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

7. От чего зависит секрет исследования.

- Не ограничивать собственные исследования.

- Внимательно анализировать факт и не делать поспешных выводов.

- Быть смелым, чтобы принять решение.

           - Сосредоточиться, и вложить в исследование свою энергию.

- Действовать, не боясь совершить ошибку.

Исследовательская практика ребёнка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет превратить обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

  1. Стараюсь соблюдать общие правила, которые дают, на мой взгляд, хороший эффект        
  2. Стараюсь походить ко всему творчески.
  3. Стремлюсь открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные  наклонности и способности.
  4. Ориентируюсь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
  5. Учусь способности добывать информацию, а не получать её в готовом виде.
  6. Стараюсь меньше заниматься наставлениями, помогаю детям действовать независимо.
  7. Не тороплюсь с вынесением оценочных суждений и учу детей поступать также.
  8. Стараюсь не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно.
  9. Учу детей действовать независимо, приучаю их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
  10. Помогаю учащимся научиться управлять процессом собственного исследования.

  1. Метод проектного обучения.

     В своей работе применяю и метод проектного обучения, так как данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.

      При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В этом помогают те исследовательские  навыки, которые были приобретены ранее.

      Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися. Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Ответ на этот вопрос я нашла работая с учащимися над проектами, т.к. младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею.  

        Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей.

А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

  1. Примерная тематика тем для проектной и исследовательской деятельности.

       При прохождении курса «Окружающий мир» в начальной школе предполагается проектная и исследовательская деятельность по следующим темам:

проекты: «История моей улицы»; «Улица моего детства»; «Мое генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я могу сделать с мусором?».

исследовательские работы: «Вода и ее значение для жизни человека»; «Разнообразие водоемов родного края»; «Экологические проблемы водоемов»; «Воздух. Проблемы воздуха в родном крае (городе, селе)»; «Кто работает на родной земле?»; «Мир растений родного края»; «Мир животных родного края»; «Современные экологические проблемы сообществ»; «По страницам Красной книги»; «История моего города (села, деревни)»; «Мое здоровье»; «Береги свое здоровье смолоду»; «Вредные привычки – враг здоровья» и др.

     Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.

Заключение.

       « В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.  Если тронуть их    

                               умелой рукой, они красиво зазвучат».  В.А. Сухомлинский.

     Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

     Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов.

     Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

     Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. «В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества».

     

Список литературы.

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
  4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  7. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе.
  8. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе.
  9. Господникова М.К. Совместные воспитательные проекты.
  10. Интернет-ресурсы
  11. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная  

         школа, 2005, № 9

  1. Фестиваль педагогических идей.
  2. Орлова Л. И. Участие младших школьников в проектно-  

       исследовательской работе.  Журнал «Начальная школа», №3, 2007г.

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф.

       Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //

      Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.

  1. Харитонов Н. П. "Основы проведения школьниками исследовательских

    работ". Сб. "Развитие исследовательской деятельности учащихся". М,

     Народное образование. 2001 г.

  1. С.Френе,  Избранные педагогические чтения, Москва, Прогресс, 1990г.,  

с.258).

  1. Н.Н. Войткевич  «Рабочая тетрадь юного исследователя» – Курган, 2006г.
  2. А.И.Савенков. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.
  3. А. Леонтович. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. 10,1999
  4. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001

Приложение

Участие обучающихся в научно-практической деятельности:

Год

Название мероприятия

Участник

Муниципальный уровень

Региональный уровень

2011

Научные проекты школьников в рамках краевой НПК «Эврика. Юниор»  Малой академии наук учащихся Кубани

1

призер

(диплом

III степени)

2012

Краевой конкурс «Семейные экологические проекты -2012»

1

1

победитель

призер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников

Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рам...

Формирование исследовательских умений младших школьников

Выступление на семинаре "Взаимодействие участников учебного процесса при формировании экологических компетенций"...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.

         Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общ...

Обобщение опыта по теме: "Проблемно-поисковый метод, как средство развития исследовательских умений младших школьников"

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент введен отдельны...


 

Комментарии

Материал очень интересный. Можно использовать в работе не только учителю начальных классов , но и учителям -предметникам. Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.

Донская Валерия Викторовна

Материал очень интересный. Многие учителя могут что-то для себя почерпнуть, т.к. проектной деятельности учащихся сейчас уделяется особое внимание.