Проектная деятельность как средство формирования метапредметных знаний и умений
материал по теме

Казакова Татьяна Владимировна

Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

(выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов г.  Минеральные Воды)                                              

                                                                                  Подготовила: Казакова Т.В.

                                                                                  Учитель начальных классов

                                                                                  МКОУ СОШ № 8  с. Ульяновка                                                  

                                                                                  Минераловодского района  

                                                                                  Ставропольского края

                                                                                                                  Дата выступления: 26 марта 2013

    Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития.

   - Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века?   

  1. Критическое и системное мышление;
  2. Направленность на саморазвитие;
  3. Умения ставить и решать проблемы;
  4. Коммуникативные умения;
  5. Творчество и любознательность;
  6. Умения работать с информацией;
  7. Социальная ответственность.

     

        Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность, которая гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

        Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат создает предпосылки и условия, прежде всего для достижения определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, регулятивных метапредметных результатов:

  1. определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;
  1. работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;
  1. понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

       В  работе над проектами в начальной школе в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

  1.  предполагать, какая информация нужна,
  2. отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
  3. сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

       Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

  1. организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  2. предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  3. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  4. при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Проектная деятельность – творческая и очень захватывающая деятельность. Много проектов было разработано моими учениками под моим руководством.

На примерах некоторых моих проектов расскажу, как проектная деятельность позволяет формировать метапредметные знания и умения.

        Проект по теме «Рельеф Ставропольского края» был создан в рамках методической недели. Мы с ребятами дали ему творческое название «Живое дыхание гор».  В ходе работы над проектом был изучен  интересный  материал о Пятигорских горах – лакколитах. Защита проекта  была представлена в виде выступлений учащихся, которые рассказывали об одной или нескольких горах. Работая над данным проектом формировались метапредметные  регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные УУД: сбор, систематизация, использование информации о горах – лаккколитах Пятигорья; коммуникативные УУД: умение выступать перед аудиторией;

       В период обучения грамоте мы с ребятами и их родителями разработали проект« Азбука вежливости». В классе прошёл классный час «Да здравствует вежливость и доброта!». Ребята пришли к выводу,  что  необходимо создать «Азбуку вежливости», так как из –за незнания и неумения применять некоторые вежливые слова в классе иногда возникают конфликты. Детям было предложено  на каждую букву русского алфавита придумать вежливое слово. В изготовлении азбук участвовали и родители первоклассников. Итогом  работы стал  праздник «Прощание с Букварём», где на «суд»  были представлены «Азбуки вежливости»  учащихся.  Каждый из которых был награжден памятной  медалькой «Ты молодец», «Ты умница». В ходе работы над этим проектом формировались следующие  метапредметные  регулятивные УУД: определение целей деятельности («Азбуки вежливости» и проведение праздника), планирование деятельности и сотрудничество; познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, родителей,  добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и «добытую» информацию; коммуникативные УУД: умение вести диалог, способность доброжелательно и чутко относиться к людям и использование вежливых слов в ходе общения с другими людьми.

        Огромное поле для проектной деятельности даёт  внеурочная работа. В  рамках предметной недели начальных классов по теме «Активизация творческих способностей учащихся» был создан  проект «Сказочный город». Учащиеся, работая в парах, придумывали и составляли домик для  своего любимого сказочного героя из геометрических фигур. Результатом совместной деятельности стало коллективное панно с изображением сказочного города. Формировались метапредметные  регулятивные УУД:  коллективное целеполагание и планирование, получение результата, действуя по плану и сравнение его с замыслом; познавательные УУД: поиск и  отбор информации о домах разных народов; коммуникативные УУД: защита своего сказочного домика в форме публичного выступления.

        Идея следующего проекта возникла  на классном часе во 2 а классе « Мир профессий». В ходе которого ребята пытались ответить на проблемный вопрос «Какая профессия сама важная?». Мнения разделились. Ответ на проблемный вопрос был найден в ходе работы над проектом «Все профессии нужны, все профессии важны!» Работа в группе над решением общей проблемы формировала личность учащегося , способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, сотрудничество между участниками группы. Эта проектная работа расширила представления  о разнообразии профессий, способствовала развитию  познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве. Работа над этим проектом помогла решить много задач, которые ведут к формированию метапредметных универсальных учебных действий.

        Впервые мои учащиеся участвовали в Международном   фестивале  творческих проектов «Novus Libro – малый энциклопедический словарь школьных терминов» Центра образовательных инициатив  Омского государственного педагогического университета. Участники изучали источники (словари различной направленности), выбирали из 5 различных словарей 5 понятий одного и того же термина, а затем формулировали своё понятие к выбранному термину. Формировались метапредметные регулятивные УУД: планирование своей работы; познавательные УУД:  работа с различными информационными ресурсами, повышение уровня языковой грамотности школьников; коммуникативные УУД: умение вести диалог с учителем и одноклассниками.

        В этом учебном году мы приступили к  освоению сетевого проекта, участвуя в проекте «Большая перемена».  Это учебный телекоммуникационный проект –  совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и  игровая деятельность моих второклассников, меня, как классного руководителя и моих выпускников- шестиклассников.  Проводился проект БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 142»

Цели проекта:

  1.  снижение отрицательного влияния гиподинамии на организм учащихся 6-10 лет;
  2.   гармоничное развитие двигательных умений, навыков и физических качеств детей;
  3. формирование  коммуникативных компетенций.

Остановлюсь на следующей задачи данного проекта: через содержание проекта создать условия для реализации требований ФГОС в части  формирования универсальных учебных действий  участников проекта.

 Метапредметных УУД

- овладевать  способностью принимать цели и задачи  учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- определять общую цель и пути ее достижения;  уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

     Основной специфической особенностью данного проекта является его метапредметность, межпредметность и интегративность.  Его участникам приходится использовать свои знания из области информатики и  физической культуры, а также интересоваться новой для себя педагогикой и психологией.

        Все участники проекта завели свои личные странички, на которых выкладывали свои фотографии, очерки, презентации и ролики.

 Остановлюсь более подробно на этапах выполнения данного проекта.

1 этап «А вот и мы» Регистрация участников.

2 этап  Исследовательский «А как там у них. А как здесь у нас?» Необходимо было  исследовать литературные и Интернет-источники и выяснить, как организуются динамические перемены и динамические паузы для  младших школьников в разных странах мира. Написать небольшой обзорный очерк.

 3 этап Методический «Что? Где? Когда? Как? Сделать презентацию с методическим описанием подвижной  игры по предлагаемому шаблону.

Мы проводили игру «Весёлые старты». 

  4 этап  Практический «Мы – с вами! А вы – с нами?» Предлагалось провести  игру в классе начальной школы по правилам, снять видеосюжет, иллюстрирующий этапы обучения и проведения игры. 

 5 этап Рефлексивный «Нарисованные и100рии».Участники-   учащиеся  начальной школы –рисовали  то, как они играли в проводимую игру, а потом на основе рисунков создавалась  презентация-рассказ, комикс или видео презентация-рассказ о проведении игры в классе. 

 6 этап  Подведение итогов «Ай да мы, ай да молодцы!» Наше участие в проекте было результативным. Мы получили диплом лауреата проекта «Большая перемена»

        Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, но эффект даёт очень весомый. Проектная деятельность способствует  формированию метапредметных умений и навыков, а также  включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

     Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что проектная деятельность отвечает всем  требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.

Использованные интернет – источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/formirovanie-metapredmetnyh-svyazey-na-urokah-russkogo-yazyka-i 

http://www.co1858.ru/12302-proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-metapredmetnyh-umeniy-i-navykov.html 

http://www.omsk.edu.ru/130215_vikvm 

http://www.coitest.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=149%3A-novus-libro&catid=51&Itemid=79 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий анализировать информацию, делать выводы....

Проектная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС

Список литературы:1.      Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М., Просвещение,2010.2....

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Выступление на педагогическом совете на тему : «Проектная деятельность как средство повышения качества знаний»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процес...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...

Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки обучающихся

В данной статье изложены разные взгляды  на необходимость домашнего задания в школе, его положительные и отрицательные стороны....