Курсовая работа
материал (4 класс) по теме

Ткаченко Ольга Александровна

Возможности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_no211_tkachenko_o.a.docx64.74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)

Кафедра   начального    образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Возможности здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе начальной школы.»  

Выполнил: слушатель курсов № 211- 1

                                                                                      Учитель начальных классов

                                                                                            Ткаченко  Ольга Александровна

                                                                                                        Проверил: профессор, д.п.н.

                                                                                                                  Николаева  Марина Владимировна

Волгоград – 2012

                                                Содержание работы:

Введение.                                                                                                                 с.3                            

Глава 1. Теоретические аспекты здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

1.1 Сущностные характеристики понятия здоровьесбережения.                      с.6

1.2Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.                                                    с.11

Глава 2. Описание педагогического опыта реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.                                                                           с.17

Заключение.                                                                                                            с.26

Список литературы.                                                                                               с.27

Приложение 1                                                                                                         с.29

Введение.

       Здоровье человека – тема для разговоров достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д.

         Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства

        «Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.» ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Результатом решения этой задачи  должно стать  создание комфортной развивающей образовательной среды.

      Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое  образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам.                                          

      Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

      Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

      В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи  деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность  должна:                                                                                                      

·        сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

·        дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

·        сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

·        научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

·        сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

·        сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

·        обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

·        сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

·        научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;                                                                                                            

·        сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.  ( Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296)

      Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Почему в начальной школе важно реализовывать здоровьесберегающие технологии?

     Проблема воспитания культуры здорового образа жизни у младших школьников рассматривается в исследованиях Г.Л. Апанасенко, М.В. Антроповой, В.Ф. Базарного, Н.В. Смирнова и других.

       Таким образом, проблема исследования заключается в том, какие педагогические условия будут способствовать реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования: возможности здоровьесберегающин технологии в начальной школе.

Цель работы: обосновать формы и методы работы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Задачи исследования: рассмотреть сущностные характеристики познавательного интереса младшего школьника; описать возможности здоровьесберегающих технологий в начальной школе; описать педагогический опыт по  здоровьесберегающим технологиям в начальной школе.                                

В качестве базы исследования выступит МОУ гимназия №4 г.Волгограда.

Глава 1. Теоретические аспекты здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе  начальной школы.

1.1 Сущностные характеристики понятия здоровьесбережения.

     Творческий характер образовательного процесса, как считает Л.С. Выготский (Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991.), крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.

    Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы, как указывают в своих работах Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина (Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья. / Начальная школа// 2002. - № 6) - это рациональная организация урока.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

      Центральным в категориальном аппарате психологии здоровья является понятие здоровья. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Так, в словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие» (Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.:-1988). Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

     По мнению Т.В. Карасевой, здоровье - это комплексное и, при этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции (Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа// - 2005. -№11). Н.К. Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов» ( Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.-2005).

      Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья (Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2004. - № 17).

     В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья (Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. «Здоровье сберегающие технологии в школе». /Просвещение, Хрипкова А.Г., Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. Перевод М.А. Богусловский.// - М.: Прогресс. - 1980

):

   Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

    Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

     Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

    Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

    Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

 Цель современной школы, считает Т. Григорьева (Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. - М., Знание, -1990), - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.   Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; развитию познавательной деятельности младших школьников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

По мнению Н.К. Смирнова - общедидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Так же Н.К. Смирнов выделяет средства и методы здоровьесберегающих технологий.

. Средства двигательной направленности;

. Оздоровительные силы природы;

. Гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой), своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.

Использую оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно - гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах,; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Таким образом, многообразие концептуальных идей здоровьесберегающих технологий, рассмотренных нами в параграфе, определяет значимость данной проблемы в педагогической науке.

1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нужно применять некоторые образовательные технологии по их здоровье сберегающей направленности.

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе:

1 этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:

- Соблюдение теплового режима;

Поддержание в помещениях школы чистоты;

Соблюдение нормативов освещенности в классах;

Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;

Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;

Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;

2 этап - условия для здоровья на уроках:

Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:

Формирование правильной осанки;

Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;

Физкультминутки ;

Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;

Морально-психологические:

Деловая, деятельная атмосфера;

Уверенность в успехе;

Доброжелательность;

Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).

3 этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:

- Перспективность, оптимистичность;

Жизнерадостность;

Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности;

Защищенность обучающихся;

Дух сотрудничества;

Построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик.

4 этап - изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:

- Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;

Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;

Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста;

Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,

Увеличение доли времени на улучшение осанки.

5 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях.

Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:

Проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма;

Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и первоклассников;

Культивировать в классе массовость, активность в школьных вечерах, танцах, рассматривая танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;

Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);

Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д.

6 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя:

- Творческую активность;

Поддержание благоприятного морально-психологического климата;

Организацию здорового досуга;

Занятия физической культуры и спортом;

Апробирование приемов и средств оздоровления организма.

7 этап - пропаганда здорового образа жизни:

- Формирование физиологии здоровья;

Обучение способам оздоровления организма;

Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.

8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:

- Проведение медосмотров врачами комплектующего центра;

Профилактика инфекционных заболеваний;

Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками;

Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.

9 этап - работа с родителями:

- проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;

вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;

включение родителей в воспитательный процесс;

привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).

Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

Итак, проведя теоретический литературный обзор, касающийся основ реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Воспитание у детей младшего школьного возраста культуры здоровогого образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
  2. В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
  3. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
  4. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
  5. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:

- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения;

- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

- установление межпредметных связей;

- логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;

- эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;

- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Глава 2. Описание педагогического опыта реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

      В данной главе представлен опыт по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

     Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.

    Это достигается использованием:

- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);

- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;

- подвижными играми на переменах;

- наглядности;

- занимательных упражнений;

- фантазирования;

- творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности:

* опрос учащихся;

* письмо;

* чтение;

* слушание;

* рассказ;

* рассматривание наглядных пособий;

* ответы на вопросы;

* решение задач.

Норма 4-7 видов за урок.

Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

*метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия);

* активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

* методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

Проведение физкультурных минуток:

* расслабление кистей рук;

* массаж пальцев перед письмом;

* дыхательная гимнастика;

* предупреждение утомления глаз.

Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Требования:

- они должны быть разнообразны;

- проводятся на начальном этапе утомления;

- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

• «Хороший смех дарит здоровье»;

• Мажорность урока;

• Эмоциональная мотивация в начале урока;

• Создание ситуации успеха.

Экологическое пространство:

а) проветривание помещений;

б) озеленение кабинета;

в) освещение кабинета.

       Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут. В основе гимнастики лежит комплекс упражнений, предложенный доктором С.С. Коноваловым. Комплекс упражнений прослушивается в записи.

     Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Чтобы избежать  таких последствий, каждую неделю пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд. Для гимнастики глаз имеется плакат для ребят, использование которого помогло рассмотреть и выучить движение для расслабления глазных мышц.

Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей  урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука – устаёт ребёнок.

Пример:

«Капуста». Движения, имитации действий.

Мы капусту рубим.

Мы капусту трём.

Мы капусту солим.

Мы капусту жмём.

Задача учителя: научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы.

Пример:

Массаж пальцев перед письмом.

- протирание ладошек;

«Скалка».

- покатать ручку между ладонями;

- покатать ручку между большим и указательным пальцем;

«Игра на клавишах».

По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.

Использование скороговорок с движениями руками в такт.

«Нашли ли лилию?»

Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются (образуя цветок), то смыкаются.

Работа по предупреждению утомления глаз.

Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

Также проводились уроки с применением физкультурных средств – мяч с шипами, массажный еж, шишки, пробки, керамзит, шашки.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.

    Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. В начале учебного года проводится операция «Зеленые друзья». Кроме этого решается воспитательная задача привлечения детей к уходу за растениями, тем самым приучаются бережному отношению к ним, получая основы экологического воспитания.

      Ежемесячно на классных часах затрагивалась тема здоровья. Ребята разучивали роли персонажей литературных произведений, читали произведения и обсуждали их. Активное участие принимали в акциях, проводимых в школе, рисовали плакаты, составляли кроссворды.

Использовать игровую стену «Ладошки» для развития кистей рук. На стене нарисованы детские ладони от пола до стены. Ребенок достает до верхних ладоней, встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Это корректирует осанку и искривление позвоночника, снимает утомление в мышцах кистей и способствует их развитию.

     Развитие речевых способностей ребенка напрямую связанно с развитием его кисти. Для этого применима простая палочка. Держа ее в руках, поочередно передвигая кулачки вверх,  читает предложение, загадку, стихотворение.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового и нравственного воспитания. Учитываю в работе показания медработников школы, которые ведут разъяснительную работу с родителями по сохранению здоровья ребёнка.

                  Фрагмент урока «Русский язык» в 2 классе. Тема: Повторение  согласных парных по звонкости - глухости».

Дети встают, поднимают руки вверх, называют звонкий парный согласный, опуская вниз – парный глухой. Таким образом, повторяют все парные по глухости – звонкости  согласные.

            Фрагмент урока «Математики» во 2 классе. Тема: Площадь фигур.

- Какая это фигура? – учитель показывает фигуру. Дети встают, если фигура имеет углы, делают столько прыжков – сколько углов у фигуры, садятся, если углов нет.

       С целью закрепления знаний по математике использую подвижные игры с дидактической направленностью:

Игра «Не скажу».

Игроки перебрасывают друг другу мяч, называя при этом  числа по порядку, но вместо нечётных чисел говорят «не скажу!»

 Игра «Быстро занять места!»

Учащиеся получают карточки с числами, по просьбе учителя встают по возрастанию, убыванию, слева – чётные, справа – нечётные.

Игра с мячом ( на знание таблицы умножения). Ученики бросают мяч, задавая друг другу примеры на умножение и деление и отвечая на задания. Игра развивает мышление, внимание, координацию движений.

Игра «День – ночь».

Дети опускают головы на руки на парты по команде «Ночь» и слушают задание. По команде «День» дети поднимают головы и, если хотят ответить, руки. Учитель вызывает ученика. Ребёнок подходит к преподавателю и шепчет на ухо ответ. Так отвечают несколько детей, после чего учитель сообщает верный ответ. Дети очень любят эту игру, каждый непременно хочет встать и шепнуть ответ учителю на ухо.

       На уроке окружающий мир, я проводила  пантомимическую гимнастику и дидактические игры с движениями, которые дают учащимся расслабиться,  стимулируют деятельность нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимают утомление. И включила в урок упражнения: “ Подражание животным”, “Зверь-птица-рыба” – при показе иллюстрации дети изображают животных.

Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.

                               Русский язык

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски   текст:

 «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

Или такой текст:

 «Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

Вставка 3. Разбор слова по составу.

Пясть- пястные кости- запястье.

Перст – персты – перстень  -перстенёк.

Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.

Пальцы – пяльцы – пялить глаза.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.

      Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными.  Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».

  Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда.  « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )

  Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.

   Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.

Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

    Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

                                             Математика

Вставка 1. Задачи по анатомии.

  Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.

  Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого  человека  меньше, чем у новорождённого?

  Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90.   350 – 260 = 90.

- Куда деваются эти кости?

- Они срастаются.

  Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.

   Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.

   Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?

   Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.

   Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре,  сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

   Ответ: в 2 раза.

- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С  и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

                                      Окружающий мир

Вставка 1. Лекарственные  растения твоего края.

 - Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

Вставка 2. К теме « Введение». Природа и человек.

 - Нет неживой природы. Земля, вода, камни так же, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

           На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Заключение.

В данной работе решался ряд задач.

Решая первую задачу, выяснили, что понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это:

- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В современной литературе и практике системы образования здоровьесберегающие технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как: охрана и укрепление здоровья учащихся; создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм; формирование в сознании учащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни.

Решая вторую задачу, пришли к выводу, что для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Решая третью задачу – описали собственный опыт.

Список литературы:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.:-1988.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО».

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991.

4. Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. - М., Знание, -1990.

5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа// - 2005. -№11.

6. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс - 2000.

7. Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. «Здоровье сберегающие технологии в школе». /Просвещение, Хрипкова А.Г., Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. Перевод М.А. Богусловский.// - М.: Прогресс. - 1980.

8. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//- 2005. -№ 6.

9. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. /2-е изд., дополн. и перераб.// С.Пб.: Речь - 2004.

10. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья. / Начальная школа// 2002. - № 6.

11. Педагогика и психология здоровья. / под редакцией Н.К. Смирнова.//- М.:-2003

12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.-2005.

13. Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2004. - № 17.

 Приложение.

                                                     Аннотация.

             В соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

            Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

            В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

 1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

 2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

 3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

 4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным.

 5. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

 6. рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка .

7. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

 8. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий.

         Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости (продолжительность урока до 35 минут, учебного дня и учебной недели, организация самого урока, расписание уроков, перемены).

           Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает чередование различных видов деятельности.  Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой отодвигают развитие утомления.

          Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Тема: Птицы и звери – позвоночные животные.

Цели:

1. Обобщить знания учащихся о птицах и млекопитающих как класса позвоночных  животных

2. Познакомить с понятием оседлые и кочующие птицы.

Задачи:

1. Повторить и обобщить знания учащихся о многообразии животного мира. Закрепить умения учащихся  распознавать  животных класса Млекопитающие.

2. Развивать  умение  работать  с  учебником, дополнительной  литературой, видеоматериалами и цифровыми источниками информации.

3.  Развивать  мыслительные  способности  и  речь  учащихся  путем  активизации  их  деятельности  на  уроке. Развивать  коммуникативно-организаторские  способности  учащихся.  

Оборудование урока:

1. Картинки с изображением насекомых, земноводных, пресмыкающихся, рыб.

2. Кроссворд «Птицы».

3. Компьютерная презентация на тему «Жители Антарктиды».

4. Компьютерная презентация на тему «Животные планеты Земля. Панда».

                                                       

                                                      Ход урока.

I.Организационный момент.

Хором:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II.Повторение пройденного и проверка знаний.

Учитель: На прошлом уроке вы получили домашнее задание по группам. Первая группа подбирала картинки с изображением насекомых, вторая – земноводных и пресмыкающихся, третья с изображением рыб. Работу, которую проделали группы, вы видите на доске. А что еще необходимо было сделать?

Ученик: Нужно было узнать как можно больше о своей группе животных не только из учебника, но и из других источников информации.

Учитель: Проверим. Вопросы к первой группе: к какому классу относятся насекомые?

Ученик 1: Насекомые относятся к классу беспозвоночные. Беспозвоночными их называют потому, что эти животные не имеют позвоночника.

Учитель: Что едят насекомые?

Ученик 2: Шмели и бабочки питаются цветочным нектаром и пыльцой.

Ученик 3: Некоторые жуки едят древесину. Тли высасывают соки из листьев растений.

Командир: Все это – растительноядные насекомые.

Ученик 4: Божьи коровки охотятся на тлей. Стрекозы поедают мух и комаров.

Командир: Такие насекомые относятся к хищникам.

Ученик5: Рыжим лесным муравьям в пищу идет все: живые и погибшие насекомые, соки плодов, цветочный нектар, сахаристые выделения тлей.

Командир: А этих насекомых называют всеядными.

Учитель: Что будет, если исчезнут насекомые?

Ученик 6: Если исчезнут насекомые, то начнут исчезать птицы, звери, рыбы, которые ими питаются. Исчезнут комары – погибнут питающиеся ими птицы.

Ученик 2: А если исчезнут шмели, бабочки? Тогда начнут исчезать многие растения потому, что их некому будет опылять.

Учитель: Вопросы ко второй группе. Расскажите, чем удивительны земноводные?

Ученик 1: У всех земноводных голая кожа, которая участвует в дыхании. Температура тела земноводных зависит от температуры окружающей среды.

Ученик 2: Но главное, жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Большинство амфибий начало жизни проводит в воде, а затем перебираются на землю.

Командир: Из-за того, что лягушки и жабы «ходят голышом» (у них нет ни чешуи, ни перьев, ни меха), в старину этих земноводных называли голыми гадами. Но голая кожа у лягушки и у жабы неодинакова. Лягушачья кожа гладкая, скользкая, всегда мокрая и блестящая. У жаб она неровная, бородавчатая, часто сухая.

Ученик 3: А вот хвост у тритона и руль, как у рыбы, и весло, как у рака, и для обмана, как у лисы. Если кто отхватит тритону хвост – не беда. Вырастит новый, не хуже старого. А еще хвост тритону нужен для дыхания! Чем больше у этого земноводного хвост, тем дольше тритон под водой сидит.

Учитель: (Показывает на картинки.) Чем рептилии отличаются от других животных?

Ученик 4: Некоторые рептилии живут в воде, но все они размножаются на суше. При передвижении по земле пресмыкающиеся касаются телом ее поверхности, ненадолго смыкаются с ней. Поэтому и получили такое название.

Ученик 5: Другая особенность рептилий – у всех по две пары конечностей, расположенных по бокам тела. Большинство пресмыкающихся откладывают яйца, из которых появляются детеныши.

Ученик 6: Рептилии – животные холоднокровные. Это значит, что температура их тела не постоянна. В холодное время года рептилии впадают в особое состояние – оцепенение и «оживают» только с наступлением весны.

Учитель: К какому классу относятся земноводные и пресмыкающиеся?

Командир: К классу позвоночных.

Учитель: Вопросы к третьей группе. Почему рыбы могут жить только в воде?

Ученик 1: Дышат рыбы кислородом, растворенным в воде. Помогают им в этом жабры, скрытые за жаберными крышками. Если жабры не омываются водой, рыба дышать не может.

Учитель: Что едят рыбы?

Ученик 2: Толстолобик любит водоросли, поэтому его используют для очистки зарастающих каналов. Язь и форель ловко охотятся за насекомыми: они хватают их не только под водой, но и на лету, выскакивая из воды.

Ученик 3: Лещ и сазан глотают улиток, а осколки ракушек выплевывают. Щука, окунь, сом кормятся живой рыбой, лягушками и другими мелкими животными.

Ученик 4: Карась, линь, плотва любят и личинок комаров, и мелких рачков, и червей, и водоросли.

Учитель: О чем может рассказать чешуя?

Ученик 5: Чешуя – это «паспорт» рыбы. На рыбьей чешуе есть кольца. Зимние  и летние части колец у чешуи не одинаковы по ширине, цвету и блеску. Летом рыба питается лучше и растет быстрее. Посчитав число колец на чешуйке, можно назвать возраст рыбы.

Ученик 6: Кольца эти мелкие. Без помощи лупы не разберешься! Сколько колец – столько лет прожито рыбой. Так, горбуша живет всего 2 года, лещ – 20 лет, сельдь – почти 25 лет, а треска – 30 лет.

Учитель: К какому классу относятся рыбы?

Командир: Рыбы относятся к классу позвоночных.

Учитель: Хорошо командиры подготовили свои группы. Все молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка (проводит физрук класса).

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания – руки вперед.)

Сверху мостик – погляди. (Потягивания – руки вверх.)

Чтобы плыть еще скорее,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем. (Садятся за парты.)

III.Знакомство с новым материалом.

1.Разгадывание кроссворда «Птицы».

Учитель: Перед вами кроссворд. Разгадав кроссворд, вы узнаете тему нашего урока.

По горизонтали:

1)Зимой на ветках яблоки!

   Скорей их собери!

   И вдруг вспорхнули яблоки,

   Ведь это…. (снегири).

2)Озорной мальчишка

   В сером ярмячишке

   По двору шагает

   Крошки собирает. ( Воробей.)

3)Я по дереву стучу,

   Червяка достать хочу,

   Хоть и скрылся под корой,

   Все равно он будет мой. (Дятел.)

По вертикали:

1)На шесте дворец,

   Во дворце певец,

   А зовут его….(скворец).

2)На скале он строит дом.

   Разве жить не страшно в нем?

   Хоть кругом и красота,

   Но такая высота!

   Нет, хозяин не боится

   Со скалы крутой скатиться –

   Два могучих крыла

   У хозяина….(орла).

Учитель: Как называют группу этих животных?

Ученик: Эту группу называют птицами.

Учитель: Чем они отличаются от других животных?

Ученик: У них все тело покрыто перьями. У них есть крылья.

Учитель: Еще один класс позвоночных животных, с которым мы познакомимся, - это птицы.

2.Чтение и анализ текста на с.119.

Учитель: Каких птиц называют оседлыми, кочующими, перелетными?

Ученики: Кочующие – передвигаются с одного места на другое. Оседлые – живущие на одном месте. Перелетные – те птицы, которые на зимнее время перелетают в теплые края.

Учитель: А вы знаете, как птицы узнают о времени перелета? Известно, что они улетают каждый год в одно и то же время, когда происходит смена времен года. Продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывают птице, когда отправляться в теплые края, а инстинкт продолжения рода весной говорит о том. Что пора лететь на север. А все ли птицы умеют летать?

3.Показ презентации «Жители Антарктиды».

4.Упражнения на релаксацию. Расслабление мышц плечевого пояса.

                                            Поднимаем и опускаем плечи.

Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

5.Обсуждение иллюстрации на с 123.

Учитель: Кто изображен на рисунке?

Ученик: На рисунке мы видим крота, ежа, землеройку, бегемота, макаку, лошадь. Это млекопитающие.

Учитель: Почему их называют млекопитающими?

Ученик: Они своих детенышей вскармливают молоком.

Учитель: Чем они отличаются от других позвоночных животных?

Ученик: Их тело покрыто шерстью.

Учитель: Класс млекопитающих объединяет около 4 тысяч видов. Люди лучше знакомы со зверями, чем с насекомыми, потому что человек чаще обращает внимание на тех, кто обладает чертами, свойственными ему самому как представителю класса млекопитающих. Хочу познакомить вас с одним из представителей этого класса.

6.Презентация «Животные планеты Земля. Панда».

Физкультминутка (проводит физрук класса).

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

7. Работа по тетрадям с.46.

IV. Итог урока.

Учитель: Какие особенности имеют класс птиц и млекопитающих?

  1. Рефлексия.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что получилось лучше всего?

      - Какие задания показались наиболее интересными?

-Что вызвало затруднения?

      - Над чем хочется поразмышлять?

2. Домашнее задание: учебник с.124 -126 прочитать.

               

                    Список используемых источников:

1. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999г.

2. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000г.

3. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. 2000 г.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004г. (Педагогика. Психология. Управление.)

5. Коваленко В.И. Школа физкультминуток. М.: «ВАКО», 2010г.

6. http: / / www.natura.spb.ru

7. http: / /  www.kinder.ru/

8. http: / /  www.zoo.ru / moscow /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

Курсовая работа "Роль и значение аттестации персонала в организации кадровой работы"

В системе управления персоналам аттестация сотрудников занимает особое место. Следует помнить, что аттестация - это всего лишь один из методов оценки персонала, т.е. полную оценку персоналу только атт...