Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка
методическая разработка по теме

Воробьева Светлана Витальевна

 В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора.Приоритетными направлениями  в деятельности школы стали нравственно-эстетическое, патриотическое воспитание и укрепление здоровья школьников.

Коллектив школы взял ориентацию на развитие личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-rolevaya_teoriya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   « Детство- это каждодневное открытие мира, и  

                                                      нужно сделать так, чтобы это открытие стало,

                                                      прежде всего, познанием природы, человека и

                                                         Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила

                                                  красота настоящего человека, величие и ни с

                                                         чем не сравнимая красота природы и Отечества».

                                                                                            В.А.Сухомлинский.


В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора.

Приоритетными направлениями  в деятельности школы стали нравственно-эстетическое, патриотическое воспитание и укрепление здоровья школьников.

Коллектив школы взял ориентацию на развитие личности ребенка.

Исходя из задач школы, учитывая запросы общества, воспитательная работа в классе строится  по технологии Николая Михайловича Таланчука «Системно-ролевая теория формирования личности ребенка», по которой я работаю третий год.        
Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей.
«Социальные ценности - по его мнению, - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.»

«Личность, - по утверждению Н.М. Таланчука, - это социальное качество конкретного человека, которое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». А, следовательно, воспитание рассматривается как процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

Н.М. Таланчук убежден,что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

Согласно этому подходу ученик, включаясь в различные виды деятельности, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно- творческая, физкультурно– оздоровительная,  коммуникативная, игровая осваивает систему ролей в семье, трудовом коллективе, обществе, приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, семьянином, способным выполнить сыновне- дочерний долг, а затем и отцовско - материнский, супругом; профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу, участвуя в коллективном самоуправлении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой; гражданином страны с его высокой патриотической, нравственной и экологической культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере (я - сфера), обладающей способностью к
регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению своими психическими состояниями. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует своё сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью.

 Целю  моей  воспитательной работы в данном коллективе является  формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой.

И для её реализации определила следующие задачи:

  1.  создать необходимые условия для проявления творческой
    индивидуальности каждого ученика;
  2. способствовать формированию основ культуры общения и построения
    межличностных отношений;
  3. развивать познавательную активность учащихся;
  4. содействовать формированию нравственной позиции школьника;
  5. обеспечить участие родителей в подготовке и проведении
    ключевых воспитательных дел в классе;
  6. воспитывать чувство патриотизма, национально-интернациональную, экологическую культуру.

Работа по данной технологии рассчитана на IV этапа, для которых определены задачи с

учётом возрастных особенностей детей.

I этап:

  1. Познакомить с новым видом учебной деятельности – учёбой.
  2. Создавать  доверительную атмосферу между учителем – учениками –родителями.
  3. Знакомить  детей с окружающим миром.

II этап:

  1. Воспитывать чувство любви к родному краю.
  2. Формировать дружный коллектив.
  3. Прививать нравственные качества.
  4. Воспитывать чувство любви и уважения к родным.

   III этап:

  1. Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  2. Способствовать формированию дружного сплочённого коллектива, основ культуры общения.
  3. Воспитывать чувство любви к родному краю, к своему Отечеству.
  4. Содействовать формированию нравственной позиции школьников, стремления вести здоровый образ       жизни.

IV этап:

  1. Развивать творческие способности.
  2. Воспитывать чувство любви к родному краю.
  3. Прививать интерес к изучению истории Отечества.
  4. Формировать нравственные и культурные нормы поведения.
  5. Формировать умения ставить жизненные цели и достигать их.
  6. Развивать навыки самовоспитания, самоуправления.

В теории Н.М. Таланчука существуют специальные направления работы, учитывая социальные роли ребёнка. Видоизменив некоторые из них с учётом программы развития нашей школы, воспитательная работа в классе строится по следующим  направлениям :

  1. «Я и общество».
  2. «Я и природа».
  3. «Я и моя школа».
  4. «Я и моя семья».
  5. «Я и моё Я.. Здоровый образ жизни».
  6. «Семья и школа»

Для каждого направления определены свои задачи, которые позволят в дальнейшем оценить эффективность воспитательной работы.

« Я и общество».

  1. Воспитание чувства патриотизма.
  2. Воспитание национально-интернациональной культуры.
  3.  Воспитание правовой культуры
  4.  Воспитание нравственности.

«Я и природа».

  1. Формирование экологической культуры.  
  2. Расширение кругозора учащихся.

« Я и моя школа».

  1. Формирование организаторской культуры.
  2.  Формирование коммуникативной культуры.
  3.  Формирование знаний, умений , навыков и трудолюбия.

« Я и моя семья».

  1. Формирование   чувства   долга   и   ответственности   перед родителями и родными.
  2. Воспитание чувства любви и сострадания  к  ближнему своему.

«Я и моё «я». Здоровый образ жизни».

   Воспитание  духовных потребностей.

  1.   Формирование   знаний, умений   и   навыков    психической саморегуляции.
  1. Формирование творческих способностей.
  2.  Формирование знаний, умений, навыков самовоспитания.
  3.  Формирование умений и способностей ставить  жизненные цели и достигать их.
  1.   Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

« Семья и школа».

  1. Оказание помощи родителям в определении методов и приёмов воспитания детей.
  2. Развитие у родителей положительного отношения к школе, учению детей, доверия к учителю.
  3. Привлечение родителей к совместной  учебно-воспитательной работе с детьми.

Чтобы целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности полноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, в плане существует такой раздел воспитательной деятельности.

направления

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

«Я и общество»

«Я и природа»

«Я и моя школа»

«Я и моя семья»

«Я и моё «Я».Здоровый образ жизни»

«Семья и школа»

« Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку». Н.В. Шелгунов.

В план воспитательной работы обязательно включаются мероприятия, позволяющие содействовать формированию нравственной и экологической культуры, воспитанию здоровых материальных и духовных потребностей, формированию умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их. Беседы: «Учусь взаимодействовать», «Как воспитать в себе сдержанность», «Злые чувства - враг здоровья и души» и т.п. Способствовать  подготовке к выполнению  роли ребёнка в обществе мне помогают следующие мероприятия: классные  часы « Лучше нет родного края », « Россия - родина моя », «День памяти и скорби », беседы, викторин: « Традиции и быт народов ханты », « Красная книга Югры », « История моего города », « Государственная символика России », экскурсии в музей, в уголок боевой славы, в библиотеку.

Так как учебный коллектив это разновидность трудового коллектива, то планируя  воспитательную работу, я задумываюсь и над формированием готовности детей к выполнению социальных ролей в профессионально - трудовой сфере жизнедеятельности. Так, например, для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению проводятся встречи с родителями разных профессий. Детьми, совместно со своими родителями, были разработаны проекты «Экологическая профессия». Цель которого: узнать о профессиях, которые можно считать экологическими ( в данном случае — тесно связанными с природой, оберегающими её). Ребятам предлагалось доказать, что предложенная ими профессия может считаться экологической.

С целью воспитания экологической культуры,  пишем коллективные сочинения  - рассуждения на тему «Человек - помоги природе!». Дети, работая в группах,  писали сочинение о губительной деятельности человека на природу, предлагали решение проблемы  охраны природы. Организация такой работы позволяет сплачивать детей, учит уважать мнение других, формирует умение находить решение в жизненной ситуации.

В этом учебном году в нашем классе созданы творческие группы, состав которых определялся по желанию детей. Каждая группа в течение года принимает участие в подготовке и проведении классных

часов. Осуществляет поисковую, творческую деятельность, оформляя альбомы- копилки « Времена года », « Биоценозы  Югры », которые затем представляют всему классному коллективу. При такой работе заметно проявляются организаторские способности, выявляются лидеры группы, появляется чувство ответственности за   проделанную работу.

Применяя в работе здоровьесберегающие технологии, решая задачи правового воспитания, провожу беседы, викторины  и классные часы тему: «Поведение в экстремальных ситуациях », « Школа светофорных наук », « История автомобиля »,   « Мойдодыр в гостях у ребят » и т.п.. Изготавливаем  агитационные листовки для пешеходов, родителей и  водителей с целью безопасного поведения на дорогах.

При подготовке и проведении любого мероприятия всегда прибегаю к помощи родителей. Это и помощь в изготовлении поделок из природного материала, книжек-малышек «Моя азбука», « Пословицы , загадки об осени( зиме, весне) », подготовка костюмов к праздникам и активное участие в них, участие в конкурсах « Папа, мама, я- спортивная семья » и т.п..

      Совместно с родителями уделяю большое внимание дополнительному образованию детей. Что способствовало  достижению хороших результатов. Из 27 детей класса – 20 занимаются в кружках и спортивных секциях учреждений дополнительного образования города.

Название

Девочки

Мальчики

Спортивные секции

6

5

Музыкальное образование

2

2

Студия ИЗО

Вязание,

бисероплетение

3

1

Шахматы

1

Дети являются активными участниками школьных мероприятий, городских и районных соревнований, конкурсов.

И в заключении хочется сказать, что « Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Так будем же стремиться выращивать такие «цветы», которые  радовали бы нас всю жизнь.

         

         

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...

Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.

Дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...

Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколени...

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

               Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседн...

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка....