Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младшего школьника.
учебно-методический материал по теме

Забальская Оксана Ивановна

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Использование метода проектов позволяет реализовывать подход, который способствует применению умений, знаний, полученных при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issled._deyatelnost_iz_opyta.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Забальская О.И.

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младшего школьника.   

       Обновление содержания образования, поиск новых эффективных методов обучения и внедрение их в учебно-воспитательный процесс способствуют возрождению метода проектов применительно к различным предметам.[1]

 Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно.

Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов проектной работы:

-        выбрать тему

-        подумать

-        спросить у другого человека

-        получить информацию из книг

-        понаблюдать

-        посмотреть по телевизору

-        провести эксперимент

-        обсудить в группе

-        подведение итогов, оформление результатов-        представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта  (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);

-        презентация проекта

Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

     Для тренировочного проекта был выбран самый простой вид проекта – информационный.

1 группа – «Самые большие жуки».

2 группа – «Самые большие и самые маленькие бабочки в мире».

Для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Надо объяснить, что существует много способов получения необходимых знаний.

Дети постепенно выстроили линию из карточек.

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде.

Мною заранее была подобрана дополнительная литература по темам, которые выбрали дети. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.

Обобщение информации.

      В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.

Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном уголке, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.

Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации.

Сообщение по результатам работы (презентация проекта).

Как только информация была обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или презентацию. После того как презентации были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы.

 Важнейшим результатом  работы над первым проектом стало знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности.

     Новые образовательные стандарты предусматривают проектную деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время. Практика доказала, что умный проект может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребёнка в обучении.

     Пример работы над детским исследовательским проектом выполненным ученицами 2 класса Низамеевой Эльвирой и  Лёвкиной Юлией.

Тема проекта-исследования: «Куклы - героини художественных произведений»

Цель: выяснить, какие писатели сделали героями своих произведений кукол, какой характер у кукол – героинь произведений, почему куклы являются любимыми игрушками.

Гипотеза:  Мы считаем, что практически у каждой девочки есть куклы. В куклы играли наши мамы и бабушки. Куклы часто являются героинями художественных произведений.

План работы:

  1. Найти и изучить литературу по данной теме, описание внешнего вида и характера кукол-героинь произведений.
  2. Провести анкетирование девочек класса, чтобы выяснить с какими куклами они любят играть.
  3. Выяснить, как эта тема отражается в других произведениях искусства (Например, в картинах Сезанна Поля «Девочка с куклой», Пабло Пикассо «Портрет Майи с куклой», В. Тропинина «Девочка с куклой» и др.)
  4. Выяснить, как тема кукол освещена в журналах для девочек.
  5. Обобщить свою работу.

Выход: презентация.

Литература:  

  1. Ю.Олёша «Три толстяка» (с помощью родителей)
  2. Т.Александрова «Катя в игрушечном городе»
  3. Э. Блайтон «Приключение Нодди»
  4. А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
  5. Отрывок из романа В.Гюго «Козетта»
  6. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
  7. В.Г.Короленко «Дети подземелья» (с помощью родителей).

     При работе над проектом девочки:

- самостоятельно и охотно приобрели недостающие знания из разных источников; изучили семь художественных произведений; познакомились с картинами великих художников, узнали историю их создания;

- учились пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач (составили викторину для урока внеклассного чтения по произведению А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»)

 - приобрели  коммуникативные умения;

- развивали у себя исследовательские умения.

Учебный проект  группы учащихся 3 класса.

Тема проекта-исследования: «Откуда берутся бродячие животные?»

Цели и задачи:

- выяснить, почему так много бродячих животных в городе;

- какие писатели писали о бродячих животных;

- почему животные становятся бродячими;

- можно ли сделать так, чтобы бродячих животных было меньше;

- как вести себя с бродячими животными.

Гипотеза: Бродячие животные становятся злыми потому, что их обижают люди и другие бродячие животные.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
  2. Братья Гримм «Бременские музыканты»
  3. К.Паустовский «Кот-ворюга»
  4. А.Барто «Он был совсем один»
  5. М. Булгаков «Собачье сердце» ( выдержки с помощью взрослых)

План работы:

1.Изучить литературу (выяснить, почему животные - герои книг стали бродячими)

  1. Провести опрос-исследование (узнать мнение одноклассников и других людей по данному вопросу, зафиксировать их ответы)
  2. Сделать вывод.

Выход:  презентация; памятка «Правила поведения при встрече с бродячими животными».

     Тема работы возникла после того, как одну девочку в классе покусала бродячая собака. Дети стали размышлять, почему это могло произойти. Выдвигались разные гипотезы. Был составлен план работы для изучения этой проблемы. Решили, что конечным продуктом их деятельности будет презентация и памятка для детей и взрослых.

     Дети изучили литературу, в которой нашли информацию и интересные факты из жизни бродячих животных. Провели опрос среди учеников нескольких классов с целью выяснения их мнения по данному вопросу. Изучили некоторые материалы, размещённые в сети Интернет. Сделали вывод.

     Ребята провели на классном часе презентацию своего проекта, всем ребятам были выданы памятки «Правила поведения при встрече с бездомными животными». Гипотеза,  выдвинутая в начале проекта, полностью подтвердилась.  В связи с этим было создано обращение к людям «Берегите животных!»

     За последнее время с детьми были проведены следующие проекты:

«Наш дружный класс», «Город мечты» (на уроке технологии), «Пушкин и няня» (урок литературного чтения), «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Улицы моего города», «Наши зелёные друзья - комнатные растения» (экологический проект), «Новый год в разных странах» (внеурочная деятельность) и др.


[1] Соколова Т.Е Построение в начальной школе учебного проекта на основе вопросов проблемного характера: Учебно-методическое пособие для дистанционного повышения квалификации учителей начальных классов. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"

Презентация по теме самообразования для выступления  на учительской конференции.  "Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"...

Оригами - средство развития младших школьников

Оригами - прекрасное средство для развития детей. Оно  прдоставляет большие возможности развития учащихся....

Статья Игра как средство развития младшего школьника Автор: Воробьева В.И.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития...

Мастер –класс по теме : « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чисто...

презентация по теме « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»

Презентация к мастер-классу по теме "Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»...

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младших школьников

В основе ФГОС НОО лежит  системно-деятельностный подход, который направлен на:- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, диалога культур;- переход ...

Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...


 

Комментарии

Кузьмик Светлана Владимировна

Какие Вы молодцы со своими детками! Работа над проектом предполагает большой объём самостоятельной работы детей под руководством учителя. Оксана Ивановна, подскажите,возможно ли отыскать указанное Вами пособие Соколовой Т.Е.?

Забальская Оксана Ивановна

Светлана Владимировна! Это пособие издавалось ограниченным тиражом для участников курсов повышения квалификации :(

Архипова Ирина Валерьевна

Проектно-исследовательская деятельность сейчас очень популярна. Хорошо, что Вы, Оксана Ивановна, приучаете детей с начальных классов заниматься этой работой.

Никитина Елена Анатольевна

Очень интересный материал. Спасибо, Оксана Ивановна.