Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности
статья по теме

Баранова Надежда Васильевна

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_2012.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Баранова Н.В.

Формирование культуры здорового и безопасного  образа жизни у младших школьников (из опыта работы.)

МБОУ СОШ № 70 г.о.Самара

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...

                                                                                                                               Бернард Шоу

«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. На сегодняшний день в этом направлении в моей работе имеется положительный опыт: ежегодно мои учащиеся осуществляют разработку индивидуальных и коллективных проектов; многие дети становятся победителями не только школьных, но и городских научно-практических конференций. Практическая направленность уроков, занятий позволяет создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания  информации,   самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.  

Все применяемые мной инновационные технологии должны иметь одно неоспоримое качество – своеобразный сертификат безопасности для здоровья, поэтому всегда стараюсь учитывать  здоровьесберегающие технологии в организации проектной деятельности, а именно: соблюдаю частую смену видов деятельности, провожу  физкультминутки, помню о доброжелательном настрое и партнёрской атмосфере на уроках, дозирую учебную нагрузку и объём выполняемых домашних заданий. Но самая здоровьесберегающая технология – это такая, когда учитель, уважая себя, обязательно уважает своего ученика. Когда учитель прежде всего требователен к себе, когда он любит то, чем занимается сам и умеет увлечь этим школьников, хорошо понимая при этом, что он никогда не научит знаниям всех детей одинаково. Разные дети, разные способности, и порой кому-то не преодолеть эту планку трудности, определённую учителем для большинства учеников. Здесь должен сработать индивидуальный подход в обучении, позволивший каждому на уровне своих способностей использовать свои возможности для получения знаний и оценки. А проектная деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.

Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определённый тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности.

В ходе работы над проектом здоровьесберегающей тематики ученик обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, познает собственный потенциал здоровья и обучается принципам сохранения здоровья.  Учебных проектов, реализуемых в учебном году в начальной школе,  не может быть много. Я практикую использование 3 видов проектов:

  1. учебные проекты, цель которых решение практических задач;
  2. Социальные (информационные) проекты, цель которых сбор информации о каком-либо объекте или явлении;
  3. исследовательские проекты, цель которых доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Так, учебным проектом во 2 классе стал «Режим дня», проектным продуктом которого стало составление собственного режима дня, а практическая деятельность была в учебно-предметной области окружающего мира.

«Витаминный рай» - следующий учебный проект, проектным продуктом которого стало составление инструкции о приеме витаминов, составление книги витаминных продуктов, приготовление различных овощных и фруктовых салатов и их дегустация на празднике.  Основная цель данного проекта – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Основополагающий вопрос:

Что является залогом здоровья и гармоничного развития младшего школьника?

Вопросы учебной темы (проблемные):

1.      Какие лучше фрукты и овощи кушать?

2.      Как мы должны питаться, чтобы вырасти здоровыми?

3.      Как вы думаете, мы едим, чтобы не быть голодными?

4.      Какие фрукты и овощи полезны?

5.      Каким должен быть режим питания младшего школьника?

В процессе работы над проектом привлекались мои учащиеся, которых я направляла на самостоятельный поиск материала, необходимого для нашего совместного проекта. Например: «Какую информацию вам необходимо получить?»,  «К каким источникам необходимо обратиться?» (Интернет, справочники, энциклопедии, учебники, художественная литература, учебники по окружающему миру).

 Это позволило детям лучше представить практическую ценность изучаемой темы, ее связь с различными аспектами жизни. Такие задания помогают развивать у детей и общие навыки социальной адаптации – ориентироваться в информационных источниках, общаться с различными людьми для того, чтобы получить нужную информацию.

Ведь проектная деятельность учащихся – это совместная, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Социальным проектом стал проект «Мы – за здоровый образ жизни», проектным продуктом которого результаты  анкет, проведенных в классе, обобщение мнений о здоровом образе жизни, проведение праздника «Чистота – залог здоровья».

Проект «Солнечное время» Качайкина Даниила.

Проект «Курение или здоровье? Я выбираю здоровье» Плотниковой Ольги был отмечен Дипломом I степени на конференции «Физическая культура и спорт» в прошлом году

Исследовательские проекты, результатом которых стала деятельность, связанная с опытно-эксперементальной  деятельностью «Чудесные превращения молока» Аношина Дмитрия, получил диплом на XIII Ломоносовских чтениях в этом году, занял I место на IX городской конференции «Физическая культура и спорт», его же работа «Цветотерапия»,  была отмечена Дипломом II степени на конференции «Физическая культура и спорт» в прошлом году, проект «Здоровые зубы» Зинина Даниила был отмечена на V Межшкольной конференции.

Все это и есть положительный опыт разработки индивидуальных, коллективных проектов, где дети становятся победителями не только школьных, но и городских научно-практических конференций  (внеурочная деятельность).

Многообразие типов проектов даёт возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания младших школьников в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять универсальные знания и умения, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. Практическая направленность уроков, позволяющая создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.

К работе над проектом часто привлекаю родителей. Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что им нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях. Помогают им пополнять портфолио, которые мы ведем со 1-го класса. По результатам проведённого анкетирования я сделала  вывод: чаще детям помогают успешно выполнить проект Интернет-ресурсы и библиотека, помощь учителя и родителей; больше всего ученикам нравится выполнять исследовательские и учебные проекты. Ученические проекты по здоровому образу жизни – дидактическое средство активизации здоровьесберегающей деятельности, формирования личностных качеств.

Кроме того на основе собственного опыта работы со здоровьесберегающими технологиями в начальной школе мною была разработана программа динамической паузы в 1 классе.  Цель данной программы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни.  Одним из важных условий организации обучения  является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности ученика 1-го класса на высоком уровне.

  Особое место здесь занимают подвижные игры. В ходе  каждой игры необходимо разъяснять ученикам ее значение для укрепления здоровья и правильно определять место игры на уроке. Игра – это деятельность ребенка. Особенно важны игры с дидактической направленностью, где сознательная инициативная деятельность направлена на реализацию двух целей: условная цель, установленная играющими и вторая цель носит познавательный характер. В процессе реализации данной программы идет  становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, он изучает свой организм, его особенности для того, чтобы формировать свое здоровье. В уроки включены оздоровительные минутки, беседы, комплексы упражнений. Все занятия проводятся в игровой форме.

Основной тезис формирования культуры  ЗОЖ через проектную деятельность учащихся,  который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
              Я считаю, что проектно - исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Данную деятельность следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.

Баранова Н.В.

Формирование культуры здорового и безопасного  образа жизни у младших школьников (из опыта работы.)

МБОУ СОШ № 70 г.о.Самара

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...

                                                                                                                               Бернард Шоу

«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. На сегодняшний день в этом направлении в моей работе имеется положительный опыт: ежегодно мои учащиеся осуществляют разработку индивидуальных и коллективных проектов; многие дети становятся победителями не только школьных, но и городских научно-практических конференций. Практическая направленность уроков, занятий позволяет создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания  информации,   самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.  

Все применяемые мной инновационные технологии должны иметь одно неоспоримое качество – своеобразный сертификат безопасности для здоровья, поэтому всегда стараюсь учитывать  здоровьесберегающие технологии в организации проектной деятельности, а именно: соблюдаю частую смену видов деятельности, провожу  физкультминутки, помню о доброжелательном настрое и партнёрской атмосфере на уроках, дозирую учебную нагрузку и объём выполняемых домашних заданий. Но самая здоровьесберегающая технология – это такая, когда учитель, уважая себя, обязательно уважает своего ученика. Когда учитель прежде всего требователен к себе, когда он любит то, чем занимается сам и умеет увлечь этим школьников, хорошо понимая при этом, что он никогда не научит знаниям всех детей одинаково. Разные дети, разные способности, и порой кому-то не преодолеть эту планку трудности, определённую учителем для большинства учеников. Здесь должен сработать индивидуальный подход в обучении, позволивший каждому на уровне своих способностей использовать свои возможности для получения знаний и оценки. А проектная деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.

Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определённый тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности.

В ходе работы над проектом здоровьесберегающей тематики ученик обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, познает собственный потенциал здоровья и обучается принципам сохранения здоровья.  Учебных проектов, реализуемых в учебном году в начальной школе,  не может быть много. Я практикую использование 3 видов проектов:

  1. учебные проекты, цель которых решение практических задач;
  2. Социальные (информационные) проекты, цель которых сбор информации о каком-либо объекте или явлении;
  3. исследовательские проекты, цель которых доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Так, учебным проектом во 2 классе стал «Режим дня», проектным продуктом которого стало составление собственного режима дня, а практическая деятельность была в учебно-предметной области окружающего мира.

«Витаминный рай» - следующий учебный проект, проектным продуктом которого стало составление инструкции о приеме витаминов, составление книги витаминных продуктов, приготовление различных овощных и фруктовых салатов и их дегустация на празднике.  Основная цель данного проекта – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Основополагающий вопрос:

Что является залогом здоровья и гармоничного развития младшего школьника?

Вопросы учебной темы (проблемные):

1.      Какие лучше фрукты и овощи кушать?

2.      Как мы должны питаться, чтобы вырасти здоровыми?

3.      Как вы думаете, мы едим, чтобы не быть голодными?

4.      Какие фрукты и овощи полезны?

5.      Каким должен быть режим питания младшего школьника?

В процессе работы над проектом привлекались мои учащиеся, которых я направляла на самостоятельный поиск материала, необходимого для нашего совместного проекта. Например: «Какую информацию вам необходимо получить?»,  «К каким источникам необходимо обратиться?» (Интернет, справочники, энциклопедии, учебники, художественная литература, учебники по окружающему миру).

 Это позволило детям лучше представить практическую ценность изучаемой темы, ее связь с различными аспектами жизни. Такие задания помогают развивать у детей и общие навыки социальной адаптации – ориентироваться в информационных источниках, общаться с различными людьми для того, чтобы получить нужную информацию.

Ведь проектная деятельность учащихся – это совместная, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Социальным проектом стал проект «Мы – за здоровый образ жизни», проектным продуктом которого результаты  анкет, проведенных в классе, обобщение мнений о здоровом образе жизни, проведение праздника «Чистота – залог здоровья».

Проект «Солнечное время» Качайкина Даниила.

Проект «Курение или здоровье? Я выбираю здоровье» Плотниковой Ольги был отмечен Дипломом I степени на конференции «Физическая культура и спорт» в прошлом году

Исследовательские проекты, результатом которых стала деятельность, связанная с опытно-эксперементальной  деятельностью «Чудесные превращения молока» Аношина Дмитрия, получил диплом на XIII Ломоносовских чтениях в этом году, занял I место на IX городской конференции «Физическая культура и спорт», его же работа «Цветотерапия»,  была отмечена Дипломом II степени на конференции «Физическая культура и спорт» в прошлом году, проект «Здоровые зубы» Зинина Даниила был отмечена на V Межшкольной конференции.

Все это и есть положительный опыт разработки индивидуальных, коллективных проектов, где дети становятся победителями не только школьных, но и городских научно-практических конференций  (внеурочная деятельность).

Многообразие типов проектов даёт возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания младших школьников в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять универсальные знания и умения, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. Практическая направленность уроков, позволяющая создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.

К работе над проектом часто привлекаю родителей. Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что им нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях. Помогают им пополнять портфолио, которые мы ведем со 1-го класса. По результатам проведённого анкетирования я сделала  вывод: чаще детям помогают успешно выполнить проект Интернет-ресурсы и библиотека, помощь учителя и родителей; больше всего ученикам нравится выполнять исследовательские и учебные проекты. Ученические проекты по здоровому образу жизни – дидактическое средство активизации здоровьесберегающей деятельности, формирования личностных качеств.

Кроме того на основе собственного опыта работы со здоровьесберегающими технологиями в начальной школе мною была разработана программа динамической паузы в 1 классе.  Цель данной программы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни.  Одним из важных условий организации обучения  является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности ученика 1-го класса на высоком уровне.

  Особое место здесь занимают подвижные игры. В ходе  каждой игры необходимо разъяснять ученикам ее значение для укрепления здоровья и правильно определять место игры на уроке. Игра – это деятельность ребенка. Особенно важны игры с дидактической направленностью, где сознательная инициативная деятельность направлена на реализацию двух целей: условная цель, установленная играющими и вторая цель носит познавательный характер. В процессе реализации данной программы идет  становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, он изучает свой организм, его особенности для того, чтобы формировать свое здоровье. В уроки включены оздоровительные минутки, беседы, комплексы упражнений. Все занятия проводятся в игровой форме.

Основной тезис формирования культуры  ЗОЖ через проектную деятельность учащихся,  который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
              Я считаю, что проектно - исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Данную деятельность следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся школы I ступени с ОВЗ, как одно из основополагающих требований ФГОС второго поколения...

Технология формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников

В работе затронуты вопросы улучшения здоровья обучающихся в урочное и в неурочное время. Раскрываются некоторые формы работы по формированию здорового образа жизни....

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни для учащихся 1-4 классов МБОУ «СОШ» пст.Мадмас

Исходя из ООП НОО «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» сформирована программа формирования и безопасного образа жизни для учащихся 1-4 классов МБОУ «СО...

"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...

Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...

Использование проектной деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,...