Доклад по самообразованию.
статья по теме

Минниханова Ильсеяр Илусовна

Моя тема самообразования звучит «Развитие мыслительных способностей у учащихся 1-4 классов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_samoobrazovaniyu.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на педсовете

по теме самообразования

Минниханова И.И.

Моя тема самообразования звучит «Развитие мыслительных способностей у учащихся 1-4 классов».

Год назад, когда я начала работать в начальных классах, самое трудное для меня (после привычки работы со старшеклассниками) было то, что дети не умеют думать, рассуждать. У них есть привычка отвечать на то, что знают, а если что-то незнакомо пусть сначала объяснят. Я потихоньку на уроки стала брать задания: ребусы, шарады, задачи на логику. Детям нравилось. Но на уроке каждая минута дорога. И в конце концов делаешь выбор решить одну задачку на развитие или по программе давать знания, умения, навыки – которые нас и интересуют при выполнении контрольных работ, выведении оценок за четверть.

Осуществляя учебные и творческие виды деятельности, дети сталкиваются с разнообразными задачами. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи с тем, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисковые задачи и с иной целью - развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности происходит становление умения учиться, то в рамках творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения.

Если говорить о современном состоянии начальной школы, то следует отметить, что решению поисковых задач уделяется еще мало внимания. На уроках по двум основным учебным дисциплинам - язык и математика - дети почти все время решают учебно-тренировочные, типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла, поскольку образуется навык в решении задач некоторого типа.

В этом случае ребенок не ищет способ решения задачи этого типа, (так как способ уже освоен), а применяет его. Если же дети при решении каждой следующей задачи некоторого типа вновь развертывают поиск способа решения, то это означает, что они плохо усвоили знания, которые легли в основу подхода к решению задач этого типа.

Таким образом дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют решение и, как правило, только одно. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет множество решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому им трудно действовать самостоятельно, чтобы найти какой-то новый способ.

Вместе с тем, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Постепенно дети привыкают оценивать свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Чаще всего это приводит к тому, что высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления собственной сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний.

Успехи в учении оказывают значительное, а порой решающее влияние и на взаимоотношения детей в классе, чему нередко способствуют и оценки учителя. Дети нередко склонны уважать тех, кто успешно учится, а не тех, кто хорошо соображает. Это особенно заметно, когда сообразительные дети учатся неровно и без интереса, так как в школе им скучно.

Однако нельзя сказать, что в современной начальной школе вообще отсутствуют задачи поискового характера. Действительно, в учебниках по математике и по языку есть, так называемые, нестандартные задачи, решение которых требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений. Но, во-первых, решение таких задач доступно далеко не всем детям, а лишь самым сообразительным, и, во-вторых, решение этих задач носит необязательный характер.

Смысл нашего подхода состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети - с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом.

На занятиях развивается также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, поскольку решение задач организовано по форме выбора одного ответа (правильного ) из нескольких, а любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ.

Следовательно, систематический курс занятий на материале поисковых задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Культура мышления предполагает хорошее развитие основных мыслительных способностей: совершать точный анализ содержания задач; выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.

Для развития основных мыслительных способностей у учащихся 1 - 4 классов начальной школы был разработан систематический курс, включающий 4 темы: "Развитие способности комбинировать", "Развитие способности анализировать", "Развитие способности планировать", "Развитие способности рассуждать".эти темы объединяют все занятия в четыре цикла.

Многие учителя отмечают, что в последнее время возрастает число детей, которым учиться трудно. Наиболее распространенными причинами такого явления выступают, с одной стороны, недостаточный уровень умственного развития, в частности плохое развитие логического мышления, с другой стороны, низкий уровень личностного развития, в. частности, волевой регуляции детьми своего поведения.

Необходимо подчеркнуть, что выполнение на развивающих занятиях разнообразных поисково-творческих занимательных заданий, построенных на неучебном материале, полезно для детей с разным уровнем умственного развития.

Слабым детям систематическое выполнение подобных заданий позволит повысить уровень их познавательных процессов и волевой регуляции, а сильные дети смогут полнее раскрыть своей интеллектуальный потенциал.

В результате, как показала практика, улучшается успеваемость всех детей и в целом повышается качество обучения - учитель может дать больше материала, а ученики смогут его лучше понять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад по самообразованию

Работа над темой по самообразованию.«Развитие творческих способностей через занятия ручным трудом у школьников».                     ...

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Доклад по самообразованию на тему "Схематическое моделирование как способ обучения младших школьников решению текстовых задач".

Автор: Пономаренко Л.Н. Описание: данный материал предназначен для учителей начальных классов....

Доклад по самообразованию.

«Формирование классного коллектива»....

Доклад по самообразованию.

«Формирование классного коллектива»....