«Развития литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности »
методическая разработка по теме

зачетная работа по курсам повышения квалификации "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского  образования " (инвариантный блок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение Самарский институт повышения квалификации работников образования

Зачетная работа

по курсам повышения квалификации

по ИОЧ  ИБ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

25.02. – 1.03.2013

25.03. – 29.03.2013

Методист Антонова Нина Николаевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему

«Развития   литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности »

Автор проекта:

Атаманова Светлана Юрьевна

учитель начальных классов

Первомайского филиала

ГБОУ СОШ с.Подбельск

Самара 2013 г.

Паспорт проекта

Целевая аудитория: учащиеся  2 и 4 классов. Ученики работают в свободно организованных группах. Группы подвижные, по 2-4 человека

Помощники: учитель литературы «среднего» звена, воспитатель детского сада.

Сроки осуществления проекта:

Проект среднесрочный, будет  внедряться в период сентября 2012 г. по май 2013г. и будет состоять из нескольких этапов:

  • АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
  • ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Место проведения: школа

Вид проекта: практический


I. Вводная часть

АКТУАЛЬНОСТЬ

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

 Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук. Сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

 Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, «умеющих прогнозировать свои действия, а также гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений»[13]

        Ещё одной из актуальных задач является раскрытие творческих  способностей  ребенка. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

        Поэтому многие отечественные ученые и педагоги считают принцип творчества (креативности) одним из центральных принципов современного образования. Между тем представления о том, что стоит за этим понятием, неоднозначны и даже противоречивы.

Но все исследователи пишут о том, что развитие креативности напрямую связано с формированием позитивной Я-концепции, позволяющей человеку реализовывать имеющийся у него творческий потенциал. [13]

Условием формирования положительной Я-концепции является осуществление работы с эмоциональным содержанием, то есть необходимо, чтобы человек признал собственные эмоциональные реакции как ценность и научился их выражать социально приемлемым способом

Анализ ситуации

 Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, стремятся показать себя в разных видах деятельности, не боятся проявлять себя. Однако, в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.

        Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

        В связи с этим возникла необходимость в проведении специального проекта с целью совершенствования процесса обучения.

«Речевая деятельность - это фундаментальная деятельность человека, в ней скрыты богатейшие возможности развития личности, творческих возможностей человека».[ 1]

Особенности речевой деятельности состоят:

  • в восприятии человеческой речи других
  • в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний

        -   в активном воздействии на слушателей, собеседника

Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать самого себя.

Новизна проекта

Проект является субъективно новым. Как учителю филологу, работавшему в старших классах, мне ранее никогда не приходилось преподавать  в начальном звене. С начала этого учебного года мне пришлось изучить специфику работы,  психологические особенности детей данного возраста и т.д.

       

ЦЕЛЬ

     Создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся  во внеурочное время

ЗАДАЧИ:

1. Развивать такие качества как: воображение, мышление,   память,  восприятие, внимание через литературную деятельность.

 

2. Создавать образовательные ситуации для реализации творческого потенциала учащихся, их стремления к самораскрытию

3.  Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение индивидуальных интересов, радость творчества.

4. Развивать фантазию, творческие способности,  умение аргументировать свои высказывания,  строить умозаключения.

II. Основная часть

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

2.1.Теоретическое обоснование проекта

Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний.  Идея развития творческих способностей школьников становится ключевой в концепции школы.

Я, работая по программе Проект «Начальная школа ХХI века» профессора Н.В.Виноградовой, поняла, что учебник литературного чтения, это учебник чтения, а не литературы, и то, что литература должна пониматься как искусство, то есть как способ художественного восприятия мира. «Учитель каждого ребенка должен научить решать две задачи: исследовательско — творческую и эмоционально-эстетическую (способствует организации переживания, учить чувствовать)».[2]

Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы — одна из важных и сложных проблем современной школы.

Главная задача уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому сознательному чтению, состоит в развитии детей средствами художественной литературы, в формировании их художественного вкуса. «Никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир в его динамике, как художественная литература.

Особое значение художественная литература имеет для воспитания чувств. Изображенные в произведении герои, события, явления вызывают у читателя сопереживание, захватывают его. В процессе чтения у читателя может возникнуть ощущение, что он также переживал и чувствовал как герой произведения. Он начинает осознавать себя, свои чувства. Таким образом, художественная литература (чужой опыт) делается на время личным опытом читателя, обогащает его чувства. Все особенности восприятия и понимания произведений художественной литературы присущи и младшим школьникам».[1]

Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями, творцами в этом мире, наблюдали, думали, рассуждали, творили красоту и радость для людей и находили в этом творении счастье.

Начальное звено играет важную роль в становлении и развитии личности ребенка. В этом возрасте складываются и проявляются до 70 % [2]его личностных качеств. Невнимание к развитию личности в младшем школьном возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на следующих ступенях обучения.

Для того, чтобы обучение проявило свой развивающий эффект, необходимо создание ряда универсальных условий: развиваемый ученик должен быть вовлечен в активную деятельность и общение. Эффективность обучения зависит, прежде всего, от активности самого ученика. Когда учащиеся вовлекаются в активную деятельность по выполнению заданий творческого характера, длительность активной работы учеников на уроке возрастает до 90—95 % урока [2].

Поэтому я вышла на поиск путей повышения эффективности литературно-творческого развития учащихся.

2.2.Практическое обоснование проекта.

Этапы и механизмы реализации проекта.

I – АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ (сентябрь 2012)

  • Проведение анкетирования среди детей и родителей
  • Создание программно-методического обеспечения
  • Совместное планирование деятельности по реализации проекта (учитель, воспитатель , дети)
  • Систематизация изученных материалов, обеспечение наглядного сопровождения
  • Создание предметно-развивающей среды

           

        Методы  и  приемы:  проектирование,  планирование,            прогнозирование, анкетирование

Тестовые задания на определение творческих способностей

  1. «Дорисуй» (изображение кругов в предметах)
  2. «Определение понятий» (наборы слов)
  3. «Придумай рассказ» и д.р.

II – ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)

  • Реализация задач проекта строится на основе системы дидактических принципов: - принцип активности и сознательности; - принцип системности и последовательности; - принцип наглядности и доступности
  • Использование творческих заданий во всех уроках (как часть урока) и в индивидуальных занятиях, а также в свободной деятельности. Задания подбирать с учетом уровня развития детей и тематикой занятий.
  • Развитие творческих способностей через развивающие игры в комплексном ключе с формированием у детей системы знаний и умений в разных областях.
  • Организация условий, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно творить, приобретая собственный действенный и чувственный опыт
  • Обеспечение охраны здоровья

       Методы  и  приемы:  организованное обучение, экспериментирование, анализ, сравнение, индивидуальная и подгрупповая деятельность.

        В процессе формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста целесообразно использовать когнитивные и креативные методы, обобщенные в трудах А.В.Хуторского [15].

Важными для формирования творческих способностей детей являются когнитивные методы обучения (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными.

1. Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Человек превращается в другого человека, в животных,. Это богатейший материал для новых сказок. Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Ребятам свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».

2. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Например, детям предлагается послушать произведение. После прослушивания педагог задает вопросы. Что хотел выразить автор, создавая мелодию? Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка? Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.

3. Метод исследования. Выбирается объект исследования (сказка, поговорка или другое). Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект. Цели исследования - план работы - факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы. Подобная алгоритмизация нисколько не умаляет их творчества. Напротив, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ребенок неизбежно получает свой собственный образовательный продукт.

Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.

1. Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.

2. Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы... Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.

3. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить , а что уменьшить».

4.Метод агглютинации. Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег.

5. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (май 2013 г)

  • Проведение мониторинговых исследований
  • Анализ реализации проекта
  • Подведение  итогов, определение перспективы развития проекта, презентация

        Методы  и  приемы:  диагностирование,   анализ,   сравнение,   обобщение, прогнозирование

2.3. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

Наименование мероприятия        

Место проведения мероприятия

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Ответственный за выполнение

АНАЛИТИ -КО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

Анкетирование

школа

сентябрь 2012г

учитель

Совместное планирование деятельности

школа

сентябрь 2012г

учитель, дети

ОСНОВНОЙ

Сочинение сказок, стихов, басен, рассказов и пр., инсценирова-ние сказок, пьесок и показ их для воспитанников д\с

школа, детский сад

сентябрь 2012-май 2013 г

Учащиеся, учитель, воспитатель

Создание базы творческих работ учащихся

Школа

сентябрь 20121-апрель2013 г

Учитель, дети

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Презентация сборника творческих работ

школа

апрель 2013г

дети

Анализ реализации проекта

школа

май 2013 г

все участники

        

II. Итоговая (заключительная) часть

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Развитие воображения
  2. Повышение уровня творческой фантазии
  3. Улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым задачам
  4. Улучшение  пространственного представления  и воображения
  5. Развитие творческих  сторон интеллекта

6.    Создание сборника творческих работ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

.

Проект еще не закончен, но на данный момент

  1. Повысился уровень самостоятельности (дети не стесняются и не боятся высказывать  свое   мнение, стремятся участвовать в различных мероприятиях)
  2. Повысилась оригинальность творческой фантазии, интерес к литературе, способность к литературному творчеству (участвуют в различных  литературных конкурсах)
  3. Появился творческий подход к решаемым задачам
  4. Обогатился словарный запас, увеличился темп чтения.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

     Предполагается дальнейшая более углубленная работа по данной теме, а также работа с другими  учениками (первый класс) для развития творческих способностей детей.

     Данный проект может быть использован в практике работы учителей начальной школы, воспитателей детских садов и других специалистов, работающих с детьми .

        Кроме того, мне не хотелось бы останавливаться только на внеурочных занятиях, я вижу свою задачу в разработке моделей собственно уроков литературного чтения, на которых есть возможность учащимся выразить свое творческое «Я».

Использованная литература

         

1. Борзова В. А, Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. -Самара., 2008.

2. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. // Начальная школа. -2010. - № 5.

3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.Просвещение, 2008

4. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. М.: Просвещение. -2007.

Рекомендованная литература

5. Аникин В.П. Русский фольклор. – М.,

6.Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы.- М.,

8. Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель, автор вступительной статьи Круглов Ю.Г.- М

9. Русские народные сказки./Составитель Афанасьев А.Н.- М., 2009г.

10. Степных В.А. Использование пословиц, поговорок в учебном процессе // Н.Ш.2010 г., №5.

11.Ушинский А.Д. Родное слово // Собрание сочинений – М., Л.,

12.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Составитель Новиков В.И. – М.,.

Интернет-ресурсы:

13. http://www.poznanie21.ru/current/48437.php

14. http://bibnout.ru/?p=6475

15. http://detsad179.ru›palitra5.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. 1. программа развития литературного творчества детей

Этап работы

Методические рекомендации

Название тем занятий

Творческое задание

1. Знакомство с понятием – речь

На первом занятии идёт знакомство со средствами звуковой выразительности (тон высказывания, темп, громкость, паузы), логическими ударениями. Работая над различными произведениями, дети учатся находить главное и выделять в высказывании важные по смыслу слова.

На занятиях дети знакомятся со стилями речи, учатся узнавать эти стили в произведениях,  стараются сами подобрать свои примеры.

Речь – какая она бывает? Для чего человеку речь?

Путешествие в страну устной и письменной речи.

В гостях у логического ударения.

Стили речи.

составление устных рассказов по 1 картине, на тему

2. Знакомство и работа с понятием текст.

Дети узнают, что текст нужен людям для выражения своих мыслей. Признаком любого текста является тема, которая подчинена основной мысли. Обучение детей пониманию текста идёт вместе с созданием школьниками своих речевых произведений, подчинённых основной мысли. Затрагивается вопрос о широких и узких темах текста. Обращается внимание на различные жанры.

1. Мир текста.

2. Где живёт основная мысль?

3. Широкие и узкие темы текста.

4. Что такое жанр? Какие бывают жанры?

составление устных рассказов .

3. Этикет в споре.

На занятиях столкнулась с тем, что дети не умеют вести дискуссию, не слышат друг друга, не могут воспринять чужое мнение. Возникла необходимость ввести понятие этикета в споре. Дети анализируют ситуации в различных произведениях и делают для себя выводы. Используется  подбор картинок для словесного описания, разыгрывание сценок детьми.

1. Не надо ссориться.

2. Учимся быть вежливыми в любом споре.

3. Сколько людей - столько мнений.

составление диалога

4. Знакомство со сказками.

На занятиях используются народные и авторские сказки,  сказки о животных, о людях и т.д.

Работа строится ступенчато:

Чтение большого количества сказок на занятии и дома. На этом этапе после прочтения рекомендуется непринуждённая беседа в связи с прочитанным. Дети сами раскрывают свои мысли и чувства, высказывают своё отношение к героям, к событиям. Главное внимание не столько содержанию, сколько эмоциональной сфере. Необходимо поощрять самостоятельные ответы и коллективное обсуждение. Дети анализируют поступки героев, стремятся понять их смысл.

Наблюдение за законами построения сказки: дети замечают и троекратное повторение, зачин, сказочных героев, героев-помощников. Наблюдая за многими сказками, они без труда делают вывод о том, что автор закладывает определённое нравоучение.

Развитие эмоциональной отзывчивости достигается путём выразительного чтения.

Работа над средствами художественной выразительности. Разбираются незнакомые слова, зачины. При объяснении нового слова не используется подбор синонима, так как это стирает своеобразие значения слова. Приём подстановки синонима приводит к бедности, штампованности высказываний детей, препятствует развитию речи. Объяснение незнакомого слова надо строить на раскрытии своеобразия его значения. Полезно раскрыть не только значение слова, но и сопоставить его со словом, близким по значению. Обращается внимание на речевые обороты, используемые в сказках. .

Инсценирование сказок. Эта работа идёт после разбора чувств, поступков главных героев, мотивов этих поступков. В распределении ролей участвуют сами дети. Инсценирование помогает ребёнку эмоционально раскрыться.

Заключительным этапом идёт попытка детьми создать свою сказку. Если предварительная работа проведена успешно, дети испытывают потребность в написании. Это главный показатель сопричастности ребёнка, ему это интересно. Сочинения пишутся без плана. Специальная подготовка и план ограничивают индивидуальное воплощение содержания в той речевой форме, которая соответствует индивидуальным особенностям ребёнка.

1. Что за чудо эти сказки!

2. Сказки о животных.

3. Бытовые сказки.

4. Волшебные сказки.

5. Фантастические сказки.

6. Законы построения сказок.

7. Сказочные герои - кто они?

8. Конкурс: лучший рассказчик.

9. Играем сказку.

10. Сочиняем сказку.

11. Мир волшебных сказок (прочтение собственных произведений).

Сочинение собственной сказки в традициях русской народной сказки. (присказка, зачин, троекратные повторы, концовка и др)

После написания дети читают свои сказки, это имеет значение прежде всего для того, чтобы разбудить в детях любование искусством слова, желание писать. Главное – предоставить простор индивидуальности ребёнка.

Инсценирование сказок (фрагментов сказок) и показ их воспитанникам детского сада

5. Знакомство с былинами.

Работа над былинами строится аналогично предыдущей:

Выясняется происхождение былин, их значение. Чтение былин, обсуждение прочитанного.

Выразительное чтение.

Работа над структурой былин.

Работа над средствами выразительности: составление словаря старинных слов, употребляющихся в былинах: Ой, ты, гой еси; перст, уста, добрый молодец; смертушка и т.д.

1. История древней Руси, быт людей.

2. Былина, её рождение, герои.

3. Старинные слова.

4. Былина – источник познания жизни наших предков.

обработка исторического текста

6. Учимся писать стихи.

Главная цель работы со стихотворениями: приобщить детей к классическим произведениям. На занятиях разбирается много стихотворений, готовится выразительное чтение, стихи учатся наизусть. Дети знакомятся с размером стиха, с понятием рифма. Для возникновения потребности в написании стихов необходимы новые жизненные впечатления и литературные. Школа, домашние уроки, поглощая большую часть времени, поневоле ограничивают приток новых впечатлений, в повседневной жизни школьника много однообразия. Бедность впечатлениями отрицательно сказывается на детском творчестве. Новые жизненные впечатления, новые открытия дают детям не только конкретный материал для стихов, но и обеспечивают новизну восприятия, необходимую для творчества. Знакомство со стихами известных поэтов побуждает детей к собственному творчеству. Необходимо учиться слышать и понимать поэзию. Чем больше дети будут читать и слушать стихи, читать сосредоточенно, с большим вниманием к слову, тем лучше они будут чувствовать поэзию и писать сами. На занятиях используются различные игры со словами, игры в рифму, игра: я вижу, я слышу.[4] Главное, чтобы ребёнок не просто подбирал и рифмовал слова, а стремился выразить свои эмоции и чувства.

1. Эмоции, чувства в стихах. Прогулка в лес.

2. Как прекрасен мир! - стихи о природе.

Экскурсия в парк.

3. Весёлые стихи.

Конкурс: лучший чтец.

Сценки на стихи.

5. Размер стиха.

6. Что такое рифма?

7. Практические игровые занятия.

8. Сочиняем коллективно.

9. Проба пера.

написание стихотворений собственных, на рифму, акростихов, на заданную тему и др.

7. Работа над рассказом.

Работа начинается со знакомства детей с биографией авторов, этот материал могут находить и сами дети.

Большое внимание уделяется чтению произведений, работе над выразительностью, разбору чувств, которые возникли при прочтении произведения.

Работа над средствами выразительности. Можно использовать в работе составление словарей иностранных слов, антонимов, синонимов, которые встречаются в рассказах.

Инсценирование рассказов (распределение ролей осуществляют сами дети). Это помогает ребёнку вжиться в роль персонажа, понять его чувства. Инсценирование помогает детям раскрепоститься, раскрыть себя. Театр открывает простор для самовыражения человека.

1. Чтение любимых рассказов.

2. Какие бывают рассказы?

3. Рассказы о природе.

4. Рассказы о людях.

5. Весёлые рассказы.

6. Пополняем наш словарик.

7. Играем рассказ.

8. Что такое корректирование?

9. Пишем рассказы.

Сочинение рассказа .

Запись своих рассказов с иллюстрациями.

 

8. Знакомство с речевыми произведениями малых форм.

а) Загадки.

Это важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребёнка. «Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен на знание и сообразительность. Хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений?

Знание загадок не только развивает память, но и воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребёнка к восприятию литературы»[13,14].

В процессе знакомства с народными и авторскими загадками дети сравнивают их, находят общее и различия. Делают вывод, что иногда по части мы можем узнать целое, на этом принципе построены загадки. Иногда в основе лежит сходство и различие предметов.

Дети замечают, что автор в загадке часто использует подсказку - рифму. Срифмовав свою догадку с предыдущей строчкой, ребёнок легко находит ответ. Игра в отгадывание предмета превращается в новую игру - отгадывание рифмы.

Важно, чтобы дети читая загадки были внимательны к любой мелочи, детали, не искали очевидных сходств и различий, а были более наблюдательны.


1. Страна загадок.

2. Конкурс загадок.

3. Наблюдаем, сравниваем.

4. Народные загадки

Авторские загадки.

Загадки с подсказкой.

Придумываем свои загадки.


сочинение загадок.

б) Скороговорки.

Это весёлая и безобидная игра в быстрое, чёткое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

На занятиях наблюдая за разными скороговорками дети пытаются понять принцип их составления.

Выводы детей:

Повторяются одинаковые согласные.

Зеркальное повторение двух почти одинаковых слов (Архип осип, Осип охрип).

Есть скороговорки, где надо быстро произнести слово, которое состоит из нескольких слов или одного корня и нескольких приставок и суффиксов. Каждый звук, звукосочетание и слово подчиняются ритму и создают ритм. Почти любую скороговорку можно записать как двустишие или четверостишие. Принцип скороговорки составляет глубинный закон поэзии.


1. Очень быстро говорим.

2. Из чего «сделана» скороговорка?

3. Наши выдумки.

Самостоятельное составление скороговорок, которые потом используются учителем на уроках чтения.


.

в) Пословицы и поговорки.

Работа с пословицами и поговорками не только расширяет кругозор детей, знакомит с народным творчеством, но также развивает речь детей, активизирует её. Часто, чтобы раскрыть смысл пословицы, ребёнок подбирает такие слова и обороты, которыми редко пользуется в повседневной жизни. Дети учатся понимать скрытый смысл в пословице, объясняя не только её прямое, но и переносное значение. Учатся видеть в простых житейских ситуациях сходства с той или иной пословицей.

Коллективный разбор смысла пословиц и поговорок помогает перейти к самостоятельной работе, которую использовал в работе с детьми Толстой Л.Н []. Это написание сочинения на пословицу. Работа трудно даётся детям, часто они стараются конкретно описать суть пословицы, всё же эта работа выявляет детей одарённых к литературному творчеству.

1. Народная мудрость - пословица.

2. Сборник пословиц.

3. Так ли всё просто?

(смысловой разбор пословиц и поговорок).

4. Рассказы на пословицы.

5. Пишем сочинение по пословице.

написание сочинения на пословицу.

 

г) Считалки.

Дети часто относятся к считалкам как к весёлым стихам. На занятиях учитель знакомит с особенностью считалки: чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Дети знакомятся со считалками разных видов:

-для расчёта играющих

-для расчёта и игры. Ребёнок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, догадливым. Добрым. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка.

-авторские считалки, предназначенные для чтения. Автор старается увлечь ребёнка действием для того, чтобы ему захотелось самому дописывать строчку, предугадывать, что будет дальше.

1. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы считать.

2. Народные считалки.

3. Авторские считалки.

4. Наши считалки.

сочинение считалок, использование их на уроках физкультуры, во время игр

9. Для разнообразия работы на занятиях используются различные шарады, кроссворды, ребусы.

Работа над шарадами, ребусами развивает логическое и абстрактное мышление учащихся. Эта работа расширяет их активный словарный запас, развивает такие качества как упорство, настойчивость. С другой стороны это помогает развитию их фантазии, гибкости восприятия.

Эти задания могут включаться по ходу занятий, а могут выделяться в отдельное, с целью дать детям возможность попробовать себя в составлении ребусов, шарад, кроссвордов.

1. Это непонятное слово - шарада.

2. Немая загадка - ребус.

3. Откуда к нам пришло слово кроссворд?

4. Попробуй свои силы.

составление ребусов, шарад, кроссвордов и др.

10. Итог:

выпуск сборника творческих работ

Детям постоянно требуется ощущать общественную значимость того, что они делают. Созданные детьми рассказы и сказки  инсценируются в классе, на уроках чтения  загадываются загадки классу, используются скороговорки для разработки речевого аппарата детей перед чтением.

Дети с удовольствием берутся за оформление газеты со стихами и рассказами.

Детям часто очень важно мнение педагога об их произведениях. Всё, что пишут дети, они пишут с чувством. На это стоит обращать внимание, чтобы ребёнок осознавал ради чего он писал. Не нужно торопиться исправлять грамматические ошибки, это ведь не диктант. Взрослому необходимо чувствовать переживания ребёнка, его ощущения.

выступление перед аудиторией

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГОГ ХАРАКТЕРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ

  • Сочинить считалку, скороговорку по определенному ритмическому рисунку.
  • Заполнить намеренно пропущенные в стихотворении слова-рифмы.
  • Восстановить смысл пословиц.
  • Зашифровать пословицу с помощью рисунка.
  • Сочинить сказку, рассказ, имитирующие произведения знакомых авторов и знакомых жанров.
  • Завершить произведение знакомого автора, предложенного без концовки.
  • Восстановить ритм в стихотворении, убрав лишние слова.
  • Узнать автора произведения, опираясь на знания авторской индивидуальности.
  • Составить диафильм из рисунков к произведениям.
  • Нарисовать иллюстрацию к тексту.
  • Инсценировать произведение (групповая работа).
  • Сочинить стихотворение по определенной теме или по заданному началу.
  • Создать книжку-малышку с собственными текстами и рисунками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Статья будет интересна учителям начальных классов. Дети младшего школьного возраста – это самый благоприятный период для развития творческих способностей. В статье приведены примеры упражнений, которы...

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих с...

Курсовая работа "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности".

Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности....

Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти,  внимания, прос...