презентация "ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса"
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Сычёва Наталья Николаевна
Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения. Выступление на конференции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения

Слайд 2

Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Слайд 3

Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Слайд 4

Основными методическими принципами современного урока являются : • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса); • метапредметность (формируются универсальные учебные действия); • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке); • импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Слайд 5

Урок должен включать следующие шесть основных этапов: • мобилизация • целеполагание • осознание недостаточности имеющихся знаний • коммуникация • взаимопроверка, взаимоконтроль; • рефлексия



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 7»

городской округ Кашира

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Миронова О.В.

«_____» ____________ 2017год

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ «СОШ с УИОП № 7» _________________Ефремов С.Н..    «_____» _____________ 2017 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Научный клуб «Заря»

 (общеинтеллектуальное  направление)

4 «Б» класс

Составитель: Сычёва Наталья Николаевна,

                                                   учитель начальных  классов

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая  программа  по внеурочной деятельности научного клуба "Заря" разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 № 373 с изменениями и дополнениями, с учётом Основной общеобразовательной программы МБОУ «СОШ с УИОП № 7». На изучение курса отводится 68 часов ( 2 часа  в неделю).

Цели и задачи освоения курса:

Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Заря» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.

 Задачи программы научного клуба младшего школьника «Заря»:    

  • формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
  • развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
  •  решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Общая характеристика учебного предмета

Являясь предметом гуманитарного цикла, групповое занятие научного клуба  «Ключ и Заря»  даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

 Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

 Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

         Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

 Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

п/п

Наименование раздела и количество часов

Содержание раздела

1.

Разнообразие речевых ситуаций (10 ч)

Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

2.

Слушание  и говорение (6ч)

Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

3.

Речь и текст (48 ч)

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

 Речевые жанры.

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами  художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

4.

Газетные информационные жанры (4 ч)

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ КУРСА

Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

        4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

клуба "Заря"

№№  урока

Тема

Форма и вид деятельности

Дата

Корректируемая дата

1

 1 четверть

Разнообразие речевых ситуаций

История одного узора.

Экскурсия в музей. 

04.09

2

История одного узора.

Форма проведения занятия — творческая

работа. Устройство мироздания.

04.09

3-4

Учимся рассуждать.  

Творческая работа. Подготовка презентации для первоклассников (любое природное явление).

11.09

11.09

5-6

Учимся рассуждать.  

Творческая работа. Подготовка презентации для первоклассников (любое природное явление).

18.09

18.09

7

Слушание  и говорение

Заседание клуба «Главный закон общения».

Творческая работа. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Тактичная критика точки зрения оппонента. Доказательное суждение в процессе диалога.

25.09

8-9

Заседание клуба «Главный закон общения».

Творческая работа. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Тактичная критика точки зрения оппонента. Доказательное суждение в процессе диалога.

25.09

02.10

10-11

Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.

Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.

02.10

09.10

12-13

Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.

Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.  Отбор лучших работ для отправки в клуб «Ключ и Заря».

09.10

16.10

14-15

Речь и текст

Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа).

Творческая работа, конкурс. Однородные члены предложения. Глагол. Конкурс на лучший рецепт.

16.10

23.10

16-17

2 четверть

Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа).

Творческая работа, конкурс. Однородные члены предложения. Глагол. Конкурс на лучший рецепт.

23.10

13.11

18-19

Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа).

Творческая работа. Конкурс на лучший рецепт.

13.11

20.11

20-21

Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа).

Работа с портфолио.   Отбор лучших работ для отправки в клуб «Ключ и Заря».

20.11

27.11

22-23

Работа с картиной.  

Экскурсия для знакомства и изучения живописных произведений местных художников.

04.12

04.12

24-25

Работа с картиной.

Творческая работа по результатам  экскурсии для знакомства и изучения живописных произведений местных художников.

11.12

11.12

26-27

Работа с картиной. Конкурс сочинений.

Творческая работа по результатам  экскурсии для знакомства и изучения живописных произведений местных художников.

18.12

18.12

28-29

Работа с картиной. Конкурс сочинений.

Творческая работа. Подведение итогов конкурса.

Отбор лучших работ для отправки в клуб «Ключ и Заря».

25.12.

25.12

30-31

3 четверть

Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения».

Проектная работа. Особенности мировосприятия обычного человека.

15.01

15.01

32-33

Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения».

Проектная работа.  Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных видах искусства.

22.01

22.01

34-35

Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения».

Проектная работа. Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных видах искусства.

05.02

05.02

36

Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения».

Проектная работа. Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных видах искусства.

12.02

37-38

Заседание клуба «Поэты и писатели моего края».

Заседание научного клуба. Подготовка к заседанию клуба.

12.02

39-41

Заседание клуба «Поэты и писатели моего края».

Диалог с писателем, поэтом.

19.02

26.02

42-43

Заседание клуба «Поэты и писатели моего края».

Сочинение «Портрет писателя».

26.02

05.03

44-45

Заседание клуба «Поэты и писатели моего края».

Конкурс сочинений «Портрет писателя».

05.03

12.03

46-47

Сочинение по наблюдениям.

Экскурсия в парк, лес, зоопарк и пр. Наблюдение за природой, животными.

12.03

19.03

48-49

4 четверть

Сочинение по наблюдениям.

Творческая работа. Сочинение по наблюдениям.

02.04

02.04

50-51

Сочинение по наблюдениям.

Творческая работа. Сочинение по наблюдениям. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.  Отбор лучших работ для отправки в клуб «Ключ и Заря».

09.04

09.04

52

Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.

Олимпиада. Выявляются победители конкурса.

16.04

53-54

Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.

Олимпиада. Выявляются победители конкурса.

16.04

55

Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.

Работа с портфолио.  Отбор лучших работ для отправки в клуб «Ключ и Заря».

23.04

56-57

Газетные информационные жанры

Подготовка к конференции.

Индивидуальная работа.

23.04

58

Подготовка к конференции.

Индивидуальная работа.

07.05

59-60

Конференция. Защита портфолио.

Конференция.  Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы.

07.05

61-62

Конференция. Защита портфолио.

Конференция.  Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы.

14.05

63-64

Сочинение «Летние каникулы».

Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.

14.05

65-66

Конференция. Защита портфолио.

Конференция.  Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы.

21.05

67-68

Конференция. Защита портфолио.

Конференция.  Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы.

21.05

5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Чуракова И.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе.-  М.:Академкнига/Учебник, 2014
  2. Чуракова И.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа»- М.: Академкнига/Учебник, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС: изменение в деятельности в участников образовательного процесса

Эта статья поможет учителям ,которые начинают работать по ФГОС....

ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уров...

Изменение в деятельности участников образовательного процесса при внедрении ФГОС

Презентация, содержащая сранение в деятельности участников образовательного процесса до внедрения новых ФГОС и после....

"Изменения в деятельности участников образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС НОО"

Как  будут  учить  по  новым  стандартам? Урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционным.  Изменения в деятельнос...

ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса.

Внедрение механизмов обеспечения высокого качества   образования через введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов  – одна из главных комплексных задач програм...

Проектно-исследовательская деятельность как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»  (М. Монтень)  Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество...