Как работать над проектом?
статья по теме

Малюкова Виктория Павловна

 В статье описаны виды проектов, особенности работы с младшими школьниками, представлена технологическая карта проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotat_nad_proektom.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Как работать над проектом?

В связи с введением новых ФГОС  возрастают и требования к выпускникам школ. Необходимо развивать их познавательные и творческие способности, научить детей добывать знания самостоятельно, формировать положительную мотивацию учащихся. Современному учителю  требуется творческий подход  в обучении.

Метод  проектов как раз направлен на  развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Если мы говорим о методе проектов как  о педагогической технологии, то эта технология  предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, которые по своей сути являются творческими.

 Проектная деятельность направлена на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат и  представляет собой  проект.

Проект -  это управляемая ( следовательно, целенаправленная, планируемая, мотивированная, диагностируемая, системная, регулируемая), ограниченная по ресурсам и срокам деятельность, направленная на достижение конкретного результата (цели)-создание определенного , уникального продукта;

или

совокупность описаний свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации.

 Таким образом, критериями проектной деятельности являются: управляемость, уникальность результата, ограниченность по срокам.

 При организации проектной деятельности следует учитывать, что для педагога – это реализации педагогических целей, соответствующих требованиям к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования , поэтому необходимо:

-создать условия для освоения обучающимися содержательной стороны учебных дисциплин, расширения кругозора, освоения метапредметных результатов, развития ключевых компетенций;

- создать условия, способствующие овладению обучающимися рациональными приемами и социальными нормами коллективной  творческой деятельности; развитию индивидуальных общественно-значимых личностных качеств, учебных организаторских творческих и др. способностей и интересов; положительной мотивации;

- способствовать адаптации школьников в современном мире, профессиональному самоопределению;

-создать условия для формирования активной жизненной позиции.

 Работу над проектами можно начинать с 1 класса. Конечно же на начальном этапе роль наставника придется выполнять учителю, так как родители порой не понимают необходимости работы в данном направлении или не могут помочь ребенку в силу разных обстоятельств.  

В начальной школе выделяются следующие виды проектов:

- по доминирующей  в проекте деятельности: исследовательские, поисковые, творческие, ролево-игровые, прикладные (практико-ориентированные);

- по предметно-содержательной  области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- по теме: фантастические, экспериментальные, теоретические;

-по характеру контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности ( до 1 мес.), долгосрочные;

- по направлению: исследовательские, инженерные., прикладные, информационные, социальные, экологические, краеведческие, игровые, творческие и т.д..

 Проектные работы могут быть выполнены в различных жанрах:

-мультимедийная экскурсия;

- справочник, путеводитель, атлас  на бумажных и электронных носителях;

-макет;

-видеоматериалы ( видеофильм, презентация);

-описание.

 У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление. Интерес и  любознательность  подталкивают учащихся к выбору темы проекта на основе содержания предмета.

Правила выбора темы проекта

 Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Если тема ребенку навязана, то какой бы важной она ни казалась взрослым, работа не даст должного эффекта, а возможно  сформирует у ребенка непринятие данного вида работы. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

 Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Задача для работы учителя -натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.

 Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

 Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

 Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.  Младший школьник  ограничен в способности долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении.

  Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

 Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

 Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Технологическая карта проекта.

  1. Подготовительный этап:

1. Формулировка темы проекта.

Тема должна быть сформулирована максимально конкретно, отражать существенные стороны проекта и быть уточнена после завершения всей работы.

2.Выбор направления и жанра выполнения проекта.

3. Обоснование актуальности выбранной темы (для чего нужен результат, в чем заключается его уникальность0

4. Формулировка цели проекта.

Цель формулируется как представление о результате деятельности, т.е. что хотим получить в конкретном итоге. Цель: создать…,  разработать…)

5. Формулировка задач проекта.

Задачи - промежуточные цели деятельности по этапам реализации проекта. Требования к задачам: достижимость, непротиворечивость друг другу, ясность формулировки, диагностичность, фиксированность по срокам, иерархичность.

6. Разработка программы и  методики реализации проекта:

- формируются творческие группы, учитывая интересы, потребности и возможности детей;

- подробно разрабатывается порядок деятельности участников для выполнения каждой конкретной задачи; роль в выполнении проекта;

- формулируются задачи каждой творческой группы;

-определяются источники  получения информации на каждом этапе работы:

  • Что нам известно по данной проблеме?
  • Каких знаний нам не достает?
  • Где и каким образом мы можем приобрести недостающие знания? (анализ литературы, анализ информации из Интернета, работа в библиотеке, опрос, проведение микроисследования и т.п.)

                                      -указываются сроки и исполнители реализации каждой задачи.

                                   7. Выбор формы и срока представления конечного результата.

               

  1.  Этап выполнения проекта.
  1. Обучающиеся распределяют роли  по выполнению задачи  внутри каждой  из  творческих групп.
  2. Творческие группы самостоятельно  работают над реализацией поставленных задач (поиск, отбор, систематизация, анализ, оформление информации, моделирование).
  3. Обсуждение полученных материалов и достигнутых результатов в творческих группах.
  1. Этап предварительного контроля.
  1. Предоставление предварительного результата на рассмотрение всех участников проекта.
  2. Коллективное обсуждение результатов.
  3. Определение степени достижения задач и цели.
  4. Доработка ( коррекция) полученных результатов.
  5. Оформление отчета ( паспорта проекта).

Отчет должен содержат следующие разделы:

  • Титульный лист ( с указанием ОУ, темы проекта, авторов и руководителя, года разработки)
  • Актуальность и назначение проекта, его практическая значимость;
  • Цели и задачи проекта;
  • Методика выполнения проекта;
  • Результаты выполнения проекта;
  • Список использованных источников информации.
  • Приложение (иллюстративный, графический, материал, электронная версия работы и т.п.)
  1. Подготовка представления конечного  результата.
  1. Этап представления (презентации) конечного результата проекта.
  2. Этап коллективного обсуждения всей работы.
  3.  Этап применения результатов работы. Организация использования результатов проекта в практике образовательного учреждения.                    

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...