Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического и патриотического воспитания дошкольников
статья по теме

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся дети на занятиях, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekorativno.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся дети на занятиях, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по  декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи:

Изучить:

  • все виды резьбы по дереву (геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная, накладная и карнизная);
  • основы плетения из ивового прута, камыша, соломки, бересты;
  • технику прорезной бересты;
  • изготовление предметов быта из бересты;
  • традиционное лоскутное шитье;
  • плетение и ручное ткачество поясов и опоясков;
  • особенности народной вышивки;
  • символику и обереговое значение вышивки.

Освоить:

  • приемы и технику выполнения русских узоров;
  • технику плетения бисером ;
  • технику изготовления игрушек из соломки.

Приобрести :

  • навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки (дымковской, филимоновской, тульской);
  • умения росписи по дереву (городецкая, полков-майданская, гжель);

Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:

  • приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
  • развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;
  • формирование представлений о красоте и гармонии;
  • воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;
  • воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
  • формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;
  • сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;
  • воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.

Можно выделить этапы эстетического познания  учащимися народного искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.

Первый этап.  Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.

Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.

Третий этап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.

Четвертый этап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.

Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.

Первый и второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа. Так  В.М. Василенко пишет: «Общий приподнятый и несколько  торжественный характер крестьянского изобразительного искусства, говорящий о потребности в украшении, о некоторой своеобразной идеализации отдельных событий, предметов, может быть сопоставлен с такой же возвышенной трактовкой многих образов в фольклоре – в сказках, былинах, легендах, где герои их зовутся царями, царевичами, королевичами, со свадебными песнями, где выступают «бояре», «боярышни», «купцы», а жених с невестой величаются «князем» и «княгиней»» [1]1

Эмоциональным восприятием учащимися  произведения народного искусства не должен ограничиваться процесс эстетического познания школьниками художественных свойств предмета. Иногда учителю приходится преодолевать элементы субъективности в оценках. В этом плане серьезную помощь может оказать искусствоведческая литература, посвященная анализу художественного образа в декоративно-прикладном и народном искусстве. Это труды известных искусствоведов А.Б. Салтыкова, В.С. Воронова, А.К. Чеклова, В.М. Василенко, А.И. Некрасова и др. Практика работы с учителями по изучению народного творчества на уроках позволяет вычленять важные моменты для определения художественности произведения народного искусства: 1) связь между формой предмета и его назначением; 2) взаимосвязь между формой и материалом, из которого выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и его крашением.

Третий и четвертый этапы эстетического усвоения народного творчества связаны с процессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Учитель должен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи. Он должен помочь детям представить художественную вещь в среде. Большинство вещей создается для  того, чтобы человек не только мог любоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту. Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живем. Если на уроке учащиеся знакомятся  с художественными вещами XVIII  или XIX веков, то соответственно необходимо показать  ту среду, в которой жили эти вещи. На помощь учителю могут прийти многочисленные таблицы, связанные с курсом истории в средних классах.

Завершается процесс эстетического освоения учащимися народного творчества  непосредственным участием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетического познания учащихся и художественной их практике на материале народного творчества мы видим один из действенных принципов развивающего обучения на уроках изобразительного искусства.


[1]1 Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII – XX вв. – М.:Изд-во МГУ, 1960, с. 93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: "Я-Семья-Род-Народ"

Масте-класс на тему: "Я-Семья-Род-Народ". Работа предназначена для расширения представлений и обогощения педагогического умения педагогов по вопросам нравственного воспитания дошкольников. А также мож...

Консультация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства».

Консультация для родителей на тему:«Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»....

Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников с ТНР средствами краеведо-туристской деятельности

формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, истории; создание ус­ловий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития...

Патриотическое воспитание дошкольника

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина...

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»

Цель:-  заинтересовать родителей данной проблемой;-  дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка  дошкольного возраста....

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

В данном разделе размещены материалы из опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников....

Развитие творческой активности на занятиях декоративно-прикладным творчеством с опорой на экологическое воспитание. Программа внеурочных занятий «Интересный труд».

Дано теоретическое обоснование предлагаемого материала. Рассмотрены различные виды практической деятельности. Материал дается с уклоном на экологическое воспитание. Предложена программа занятий "...