Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания младших школьников
статья (1 класс) по теме

Васина Елена Геннадьевна

статья содержит метды и приёмы работы с детьми в начальных классах по воспитанию детей в этнокультурных традициях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания             учащихся.

      В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста  этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у детей этнокультурной осведомлённости.

      Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Для приобщения  детей к истокам народной культуры,   можно выделить следующие направления работы:

- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;

- давать детям общее представление о республике Мордовия;

-знакомить с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством;

- приобщать  детей к истокам мордовской праздничной и традиционной культуре.

     Знакомство с национальными мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у младших школьников.

Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.  

      Существуют различные пути формирования духовно-нравственных качеств у учащихся в учебном процессе. На любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно проявляется. Во время работы с детьми целесообразно  использовать произведения мордовского декоративно - прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На уроках изобразительного искусства и технологии дети оформляют  мордовским народным орнаментом свои работы. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ учителя помогают школьникам понять и полюбить народное искусство.        

       Формирование этнокультурных традиций у школьников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют мордовские песни. Наиболее доступными для  них календарно-обрядовые песни. В первую очередь – это заклички, колядки, а также игровые, шуточные и хороводные песни. Используя метод «погружения в мир бытования песни», мы знакомим детей с традициями, обычаями и верованиями мордвы. Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.  

     На уроках русского языка в ходе объяснения теоретического материала учитель приводит для иллюстрации тексты, отрывки, отдельные предложения из произведений устного народного творчества. Например, при изучении темы «Спряжение глаголов» в упражнении  приводятся такие пословицы русского народа о труде:  «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет»; «Землю солнце красит, а человека – труд». После чтения и анализа этих пословиц учитель предлагает учащимся привести примеры пословиц о труде из родного языка, перевести их на русский язык, объяснить значение, проиллюстрировать. В конце делаем вывод о том, что во все времена и у всех народов лень осуждалась, а труд считался нормой жизни.  Изучая правописание безударных гласных в корне слова, звонких и глухих согласных в конце и середине слова, мы читаем следующие загадки и пословицы: «Бьётся, как рыба об лёд», «Дело гладко, так и смотреть сладко», «Весна красна цветами, а осень плодами», «Звал гостей, а накупил костей». Использование таких элементов устного народного творчества как загадки, пословицы и поговорки в учебном процессе способствует развитию речи учащихся, формированию навыков грамотного письма, пополнению словарного запаса учащихся, оказывает влияние на нравственное воспитание школьников.

    Материал, содержащий идеи народной педагогики, можно использовать не только как иллюстративный, но и как основной. Например, учащимся дается задание подобрать подходящую к русской по смыслу пословицу из родного языка: «Из огня, да в полымя», «Язык до Киева доведет», «Тише едешь – дальше будешь», «Старого воробья на мякине не проведешь», «Язык мой – враг мой», «Утро вечера мудренее», «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «При солнышке тепло, а при матери добро». После выполнения этого задания учитель говорит учащимся о том, что знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить для точного выражения своей мысли – большое дело. И предлагает составить рассказ с употреблением пословиц разных народов.        В пословицах и поговорках народам удалось наиболее убедительно выразить свои мысли, продемонстрировать свое остроумие, бесстрашие, находчивость, национальный характер.

       На уроках литературного чтения  учитель может познакомить детей с мордовскими сказками.  После прослушивания анализируется их содержание с точки зрения отражения в них общечеловеческих нравственных ценностей: любви к родной земле, трудолюбия, дружбы и т. д. Делается вывод о том, что сказки всех народов создавались талантливыми людьми, передавались от дедов к внукам, в них отразились нравственные идеалы людей, общечеловеческие ценности. Сравнение различных жанров устного народного творчества и показ отражения в них прогрессивных педагогических идей (например, былины, сказки,  песни) разных народов является одним из важных приемов воспитания детей на этнопедагогических традициях.

     С элементами  мордовской вышивки возможно знакомство на уроках трудового обучения. Дети с удовольствием  знакомятся с цветовой гаммой, видами вышивки, традициями.

      На уроках физической культуры в разделе «Подвижные игры» учитель может знакомить детей с мордовскими подвижными играми, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.

      Урок математики будет необычным для  детей, если,  во время изучения чисел, повторения  устного счёта, использовать термины на мордовском языке.
       
Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

В беседах с детьми целесообразно знакомить их с многонациональностью родного края. Рассказывать, что на территории Мордовии проживают многочисленные народы (русские, мордва, татары). Подробно останавливаться на мордовском этносе. Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места:  краеведческие музеи, библиотеки, по близлежащим улицам, названным в честь местных знаменитостей. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов, уважение к  предкам и их начинаниям.

         На экскурсиях можно предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих нашему региону.

Особое значение в формировании этнокультурных традиций у младших школьников является проведение народных праздников: «Осенние посиделки», «Зимние святки», «Рождественские колядки» и другие.   

 Немаловажную  роль в воспитании детей на традициях народной педагогики играют правильно организованные общешкольные коллективные творческие дела: «Составление родословной», «Выставки работ пап и мам», «Оформление тематических альбомов».

        Изучение мордовской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

         Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели  и задачи:

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

-   воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

-   использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

      Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру уроков и внеклассных мероприятий содержания народной педагогики, правильного выбора методов и средств их организации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

    Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, ж...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...

Статья " Этнокультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей"

Формирование духовно - нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребен...