Описание опыта работы
материал по теме

Лукашова Екатерина Александровна

Описание опыта работы над проектами в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx261.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа № 24»

Развитие познавательной активности младших школьников через использование проектной деятельности

                                                  Выполнила учитель

                                                 начальных классов

                                                              первой квалификационной

   категории МБОУ «СОШ №24»

                                                     Лукашова Екатерина

                                            Александровна

                                                      образование: высшее

                                                  стаж работы: 8 лет

Рязань

2013

Содержание

1.Сущность проектного метода и его роль в развитии познавательной   активности учащихся.

2. Новизна опыта.

3. Соотнесение традиционных и инновационных форм работы.

4. Концепция работы над проектами в начальной школе.

5. Факторы успешности предоставляемого опыта.

6.Условия обеспечения успешной деятельности учащихся.

7. Приложения.

7.1 Анализ структуры деятельности учителя и ученика при организации проектной деятельности.

7.2 Деятельность учителя и учащихся на разных этапах проектной деятельности

7.3.Информационный  буклет «Как работать над проектом «Моя семья»?»

7.4Работы учащихся по проекту «Моя семья»

7.5. Работы учащихся. Проект «Моя Рязань»

7.6.Буклет для родителей по работе над проектом «Моя малая родина- Рязань»

7.7. Памятки для учащихся «Рассказ о слове», «Семья слов»

7.8 Работы учащихся по проекту «Рассказ о слове».

7.9 Презентация ученицы 1 А класса Гасановой Жале «Некоторые сведения о моей школе и семье»

                                                                   

                                                                       

                                                                         Если хочешь научить меня чему-то,

                                                 Позволь мне идти медленно …

                                     Дай мне приглядеться…

                                                  Потрогать и подержать в руках,

                                      Послушать, понюхать и,

                                                         Может быть, попробовать на вкус…

                        О, сколько всего

                                                    Я смогу найти самостоятельно!!!

1.Сущность проектного метода и его роль в развитии познавательной активности учащихся.

Известно, что человеком запоминается 10% того, что он знает, 20% из того, что он слышит, 50%-из того, что слышит и видит, 90% из того, что он делает сам.

  Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Среди различных педагогических технологий ведущую роль должны играть творческие методы обучения и воспитания: проектный и исследовательский. Именно данная деятельность формирует развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление учащихся, умение видеть, формулировать и решать творческие проблемы.

Проблема формирования познавательных интересов школьников давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. Многие ученые обращались к выявлению психологических закономерностей познавательных интересов (М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон и др.), к связи интересов и потребностей, склонностей ребенка (А.Г.Ковалев, Е.В.Кочановская, А.Я.Савченко).

    Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий  учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника (Приложение7. 1) , которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. На различных этапах проектной деятельности различны действия учителя и ученика. (Приложение 7.2)

В начальной школе можно выделить следующие виды  учебных исследований:

- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико - ориентированные, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходящие за рамки школьного общения);

- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Этапы работы над проектом.(По Андриянову П.Н.)

ЭТАПЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи.

Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей.

Практическая реализация идеи.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы

Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

Виды презентационных проектов:

  • Деловая игра;
  • Демонстрация видеофильма-продукта, выполненного на основе ИКТ;
  • Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события;
  • Научная конференция;
  • Отчет исследовательской экспедиции;
  • Пресс-конференция;
  • Путешествие;
  • Ролевая игра;
  • Соревнования;
  • Телепередача;
  • Экскурсия.

Суть проектной деятельности состоит в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем, (а часто и вместе с родителями) выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в активную деятельность, учащиеся овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Дети, начиная с первого класса, работая над различными проектами, учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания, так как все это необходимо для достижения оптимального результата. И все это происходит не просто так: разрабатывая свои проекты, дети получают навыки письма, счета, познают окружающую их природу через собственный поиск.

Цель проектной деятельности в начальной школе – развитие интеллектуально-творческой личности, повышение познавательной активности детей путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

2. Новизна опыта.

Проектные приемы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.

3. Соотнесение традиционных и инновационных форм.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-ые годы американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей.

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продумано и последовательно, и в 1931 году постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя было запрещено.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоение учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проекта снова востребован и популярен.

4. Концепция работы над проектами в начальной школе.

Свою работу по проектной деятельности в начальной школе начала в 2011-2012 учебном году. Данный учебный год-начало работы по новым федеральным государственным образовательным стандартам в начальной школе. Мы,  педагоги, набравшие в этом учебном году первоклассников-своеобразные первооткрыватели. Вместе с ними мы учились работать по – новому, создавали свои рабочие программы, основные образовательные программы для начальной школы, программы по внеурочной воспитательной работе, которые должны были соответствовать всем новым требованиям, еще и еще раз изучали текст стандарта. Так, например, в нем было сказано, что внеурочная деятельность должна включать в себя пять основных направлений:

  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общекультурное;
  • общеинтеллектуальное;
  • спортивно-оздоровительное.

Согласно этим направлениям нами были разработаны следующие программы внеурочной деятельности: «Моя Рязань», «Почемучка», театр «Солнышко», «Школа общения», «Светофорики».  Так как  внеурочная деятельность не должна перегружать учащихся, 50% занятий по данным курсам - это игры, экскурсии, практические работы, и, конечно, проекты. Они включены в содержание тематического планирования по данным курсам и тесно перекликаются с проектной деятельностью, осуществляемой на уроках.

Так, например, в курсе по внеурочной воспитательной работе «школа общения» и программе «Моя Рязань» есть темы, посвященные семье, семейным ценностям и взаимоотношениям, а в программе 1 класса по учебнику А.А. Плешакова есть задание: выполни проект «Моя семья».

Старт проекту был дан на уроке окружающего мира. Дети получили задание: выполнить проект по одной из тем: «Семейные праздники» или «Традиции моей семьи».

Учащиеся первых и вторых классов еще только усваивают особенности работы над проектами, овладевают элементарными знаниями. Свою работу над проектами  в данное время я строила на выполнении вместе с учащимися разноуровневых заданий, подбирала упражнения для совместной деятельности с ними.

Так, при работе над проектом «Моя семья» на внеурочных занятиях мы рисовали рисунки о семьях, читали рассказы, составляли свои небольшие сообщения на данную тему. Учащиеся узнали о том, что каждая семья имеет свою родословную, свои традиции и обычаи, а может даже иметь свой герб!

Огромную помощь в работе над первыми проектами детям оказывали родители. При их непосредственной поддержке на этапе защиты проекта учащиеся представили альбомы, книги, презентации, фотографии. Для помощи родителям мною был составлен и разработан информационный  буклет «Как работать над проектом «Моя семья»?» (Приложение 7.3)

Дети описали традиции своих семей, любимые семейные праздники, занятия. Некоторые дети смогли составить свою родословную, больше узнали о своих предках, и даже представили в своих работах семейные гербы.  (Приложение 7.4.)

Другой интересный проект, связанный и с урочной, и с внеурочной деятельностью в первом классе учащиеся подготовили по теме: «Моя Рязань»

На подготовительном этапе работы над проектом участникам было дано время на подготовку работ, в ходе которого они могли поработать с учебной и дополнительной литературой, обратиться за помощью к учителю и родителям, сделать фотографии, нарисовать рисунки, посетить внеурочные занятия по одноименному курсу, побывать на экскурсиях, оформить свои работы.

На этапе реализации проекта проводилось промежуточное обсуждение по собранному материалу, обработка и систематизация данных. На заключительном этапе работы я провела в своем классе занятие-защиту проекта, в ходе которого учащиеся представили перед одноклассниками свои работы. Наиболее интересные из них представлены в приложении. (Приложение 7.5).

Работая над проектами вместе с учащимися, я стараюсь вовлечь и заинтересовать данной деятельностью не только их, но и родителей. Без их поддержки  детям очень сложно обойтись. На одном из собраний я рассказала о проектном методе обучения и попросила оказать детям содействие и посильную помощь в их работе. Также как и при работе над проектом моя семья родители получили информационный буклет  по особенностям работы над данной темой. (Приложение 7.6) В нем родители получили сведения об основной теме, целях, задачах проекта, группах, на которые разбиты участники проекта. Название данных групп стало микротемой проектов.

Большинство родителей откликнулись на данную просьбу, проявили выдумку, фантазию, творчество. Именно поэтому наши первые проекты были очень интересными и разнообразными.

Проект «Моя семья» - это индивидуальный проект для каждого учащегося, а вот проект о Рязани дети выполняли в парах и группах.  

В рамках урочных занятий в 1-2 классах использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценку, рефлексию.

В 1 и 2 классах, кроме данных проектов, дети выполнили проекты на темы: «Мой класс и моя школа», «Мое домашнее животное», «Иллюстрируем сказки А.С. Пушкина», «Красная книга» (индивидуальные краткосрочные и среднесрочные проекты). Групповые и коллективные проекты: «Кулинарная книга рецептов второклассников», книга «Профессии моих родителей».

После поездки в село Константиново мы составили книгу «На родине Есенина». В нее вошли сочинения учащихся, отзывы о поездке, рисунки, стихи С. Есенина, фотографии.

 Достаточно часто я использую в своей работе практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты в рамках одного предмета (монопроекты), чтобы по времени укладывались в один урок (минипроекты) или в несколько уроков (краткосрочные проекты). На этом этапе чаще появляется парная и групповая форма работы, в ходе которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Так была проведена проектная работа по сказкам. На уроках литературного чтения в 3-м классе познакомившись с особенности докучных  сказок, ребята попробовали сочинить свои сказки, дома они проиллюстрировали и оформили их. На уроке русского языка мы провели краткосрочные проект «Происхождение одного слова», « Семья слов». Дети должны были договориться между собой и выбрать свое слово таким образом, чтобы история его происхождения для них была интересной, а сами слова в классе не повторялись. Для правильной работы над проектом памятку получили уже сами дети. Родителям было необходимо только проконтролировать ход выполнения заданий. (Приложение №7.7, 7.8) 

В конце второго года обучения мы с учителями второго и четвертого классов  в канун 9 мая провели конференцию «Я помню! Я горжусь!». Ей предшествовала большая исследовательская работа: совместно с взрослыми дети собирали материалы о своих родственниках, участвовавших в ВОВ. Собранные  материалы они оформили в виде фото, докладов, сочинений, рисунков и рассказали обо всем этом на конференции в присутствии родителей, учащихся начальной школы, своих одноклассников.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности детей. Для этого еще на старте я организую погружение в проект, заинтересовываю проблемой, перспективой практической пользы. Как правило, погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое его выполнение – дома при участии родителей. Дети, в чьих домах имеются компьютеры, с помощью родителей создают проекты при помощи программы PowerPoint. (Приложение 7.9).Такое сотрудничество: учитель-ученик-родитель - дает очень хорошие результаты.

Необходимо отметить, что данная технология не должна вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение использую как дополнение к другим видам обучения.

5. Факторы успешности предоставляемого опыта.

Психологом нашей школы были проведены срезы познавательной активности по основным предметам начальной школы. Так в 1 классе, при поступлении  в школу, 8 % учащихся класса не имели интереса к обучению в школе, у половины учащихся был сформирован ситуативный уровень познавательной активности, у 32%-исполнительский, и только 10 % учащихся в моем классе испытывали интерес к учению.

Работая по данной технологии почти три года, мне стало интересным сравнить результаты. Изменилось ли что – то?

Повторный срез показал, что интерес к русскому языку, литературному чтению, окружающему миру вырос в среднем на 5-7% по каждому предмету.

В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

а) мыследеятельностные:  умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников;

б) поисковые: умеют находить информацию 70% учеников;

 в) коммуникативные: умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся;

 г) презентационные: построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников.

Кроме того, учащиеся моего класса являются активными участниками школьных конференций, различных конкурсов, олимпиад:

  • 2012 год- 7 учащихся 1 А класса приняли участие во всероссийской олимпиаде «Эрудит». Призерами стали: Колчина Варвара(2 место в олимпиаде по математике), Морозова Елизавета(2 место в олимпиаде по русскому языку, 4 место в олимпиаде по математике), Жарова Александра(3 место в олимпиаде по математике);
  • 2013 год. Колчина Варвара – победитель школьного этапа конкурса «Всезнайка», участница городского конкурса.
  • 2012-2013уч. гг.Учащиеся 2 А класса активные участники предметных олимпиад по русскому языку, окружающему миру, математике, организованными центром ЗИТ, олимпиады «Классики», «Эрудит», «Кенгуру».
  • 2012-2013 уч.гг. Учащиеся 2 А класса награждены грамотой за активное участие в школьной конференции: «Проектная деятельность, первые итоги».

Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. 

Мои третьеклассники - почти взрослые. Теперь они самостоятельны во многих вопросах. Если на первом и втором годах обучения мы использовали только краткосрочные и среднесрочные проекты, то в данном учебном году мы начали выполнять долгосрочный учебный проект по технологии «Город». Он рассчитан на весь учебный год. Конечно, помощь родителей нам по-прежнему необходима, но мы растем, и наши работы растут вместе с нами.

Планирую применять данный метод и в дальнейшей работе с классом, расширить и дополнить его учебными проектами по математике, проектами, связанными с внеурочной деятельностью, интересами и склонностями учащихся, составить планирование проектной деятельности по учебным предметам на период обучения в начальной школе.

Проектная деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднее звено подготовленными к более серьезной работе-над большими долгосрочными проектами.

6. Условия обеспечения успешной деятельности учащихся.

Маленькие дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно добытые” учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный проект, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников формируются путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний.

        Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного для учащихся  материала, вводящего их в мир знаний.

       Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в сформированности следующих умений:

  • коммуникативных (умение спрашивать, слушать, делать запрос, выражать точку зрения, договариваться).
  • интеллектуальных (развитие аналитико-синтетических действий, сравнение, вычленение, перенос общего способа действия, гибкость, вариативность и самостоятельность мышления.)
  • оценочно - самооценочных (умение адекватно оценивать свою работу и своих одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать результат и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, умение, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания).

     Выпускник начальной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в обществе и адаптации в нем. Проектная деятельность- это один из самых удачных видов деятельности для формирования познавательной активности учащихся.

         

Литература

  1. Балакшина Л. Г. Исследовательская деятельность младших школьников.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
  2. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: науч.-метод. сб.:/ рук. проекта А. В. Леонтович, науч. консультант В. И. Слободчиков. - М.: НИИ шк. технологий, 2006.  
  3. Вдовина Е. А. Проект «Первые шаги в науку».- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
  4. Гинзбург М.Р. Изучение учебной мотивации. М., 2003 г.
  5. Зубова О. А Исследовательская работа в начальной школе.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
  6. Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Нач. школа плюс До и После.-2007.-№9
  7. Коновалова М.Д., Шипова Л.П.  Изучение личности младшего школьника  –  Саратов, 2001
  8. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников. //Начальная школа.- 2002г.-№ 12.-с. 35—39.
  9. Кузнецова С.В., Формирование мотивационно – ценностного компонента исследовательской культуры. ГОУ ВПО «Брянский государственный университет имени акад. И.Г. Петровского» 2011.
  10. Леонтьев А.Н.  Деятельность. Сознание.  Личность.  – М., 1997 
  11. И.С.Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся Москва Издательство «АРКТИ» - 2004 год.
  12. . Сухомлинский В.А. «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» М. 1998
  13. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2.-с. 96—101.

      14.Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии.     Персонал. – М., 2004.

Нормативно – правовые документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приложение  7.1

Специфика действий  учителя и учащегося при реализации проекта

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности        

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности        

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует        

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения         

Содействует прогнозированию результатов

Активен        

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности        

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность        

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Приложение 7.2

Деятельность учителя и учащихся на разных этапах проектной деятельности

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационный

1.Формирует проблему (цель).

Определяется продукт проекта.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в ситуацию.

2.Вводит в ситуацию.

3. Принятие задачи.

3.Формирует задачу.

4. Дополнение задач проекта.

Планирующий

4. Помогает в решении задачи.

5. Объединение в рабочие группы.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Распределение ролей.

6. Организует деятельность.

Информационно- операционный

7. Практическая помощь.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

8. Готовый продукт деятельности и презентация.

Рефлексивно-оценочный

9. Подготовка к презентации. Презентация.

Приложение 7.3. .

Информационный  буклет «Как работать над проектом «Моя семья»?»

        

Приложение 7.6.

Буклет для родителей по работе над проектом  «Моя малая родина- Рязань».

МБОУ «Школа  № 24»

Учебный проект в рамках программы «Моя Рязань» и предмета окружающий мир

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном. 

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....