«Памятки для работы над ошибками в начальных классах»
учебно-методическое пособие на тему

Жулькова Нина Михайловна

На основе опыта других преподавателей и своего собственного опыта я применяю памятки для работы над ошибками. Они есть у каждого ребёнка. В работе с классом я использую эти же памятки, выводя их на экран. Любая работа начинается с общей памятки работы над ошибками. Вначале разбираются ошибки, допущенные большинством учащихся, затем идёт индивидуальная работа. Эти памятки детям помогают  выполнять и работу над ошибками дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkam.docx32.2 КБ
Файл rabota_nad_oshibkam.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Памятки для работы над ошибками в начальных классах»

                                                    Жулькова Нина Михайловна, учитель начальных классов

                                                                                             Статья отнесена к разделу: Обмен опытом.

         Любое языковое явление, изучаемое на уроке, при реализации коммуникативного подхода в обучении русскому языку должно быть рассмотрено с точки зрения его практической необходимости, его выхода на реальную речевую практику.

 Чтобы дети не допускали ошибок при письме, они должны видеть те опасные места, в которых  могут допустить ошибку. В УМК «Гармония» при обучении грамоте вводится понятие «опасные места». На мой взгляд, это другой подход  к освоению понятия «орфограмма» («опасное место») и развитию орфографической зоркости детей. Ненавязчиво даётся  детям понятие правописания безударных гласных, парных согласных и т.д.  Знакомство с правилом вводится постепенно. Если ребёнок научится видеть, слышать, а главное, объяснить, почему здесь нужно писать эту букву, а не ту, которую он слышит при произношении данного слова,  мы сможем добиться грамотного письма. Поэтому неотъемлемой частью работы над грамотным письмом является работа над ошибками. Для детей создано много пособий в помощь для работы над правилами. На основе опыта других преподавателей и своего собственного опыта я применяю памятки для работы над ошибками. Они есть у каждого ребёнка. В работе с классом я использую эти же памятки, выводя их на экран. Любая работа начинается с общей памятки работы над ошибками. Вначале разбираются ошибки, допущенные большинством учащихся, затем идёт индивидуальная работа. Эти памятки детям помогают  выполнять и работу над ошибками дома.

ПАМЯТКА.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

 Последовательность работы над любой допущенной ошибкой.

  1. Прочитай слово, в котором допущена ошибка.
  2. Определи, на какое правило допущена ошибка.
  3. Повтори  данное правило.
  4. Найди в памятке, как работать над этой ошибкой.
  5. Прочитай  внимательно и начинай выполнять работу над данной ошибкой в той последовательности, которая дана в памятке. 

ПРОПУСК И ЗАМЕНА БУКВ.

  1. Выпиши слово, разделив на слоги.  две-ри
  2. Подчерки гласные.          двеи

 ЗАПОМНИ!  сколько в слове гласных букв, столько слогов.

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА.

  1. Выпиши слово. Подчеркни орфограмму, поставь ударение. морко́́́́́́́вь
  2. Напиши это слово три раза.

морковь, морковь, морковь

СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

  1. Выпиши слово, подчерки сочетание.  дача
  2. Напиши с этим сочетанием два, три слова и подчеркни.

задача, чашка

         ЗАПОМНИ!              ЖИИ пиши с буквой  И

                                               ЧАА пиши с буквой  А

                                               ЧУУ пиши с буквой  У

                                                       БОЛЬШАЯ БУКВА.

  1. Выпиши слово, подчеркни заглавную букву. Мария
  2. Напиши свои слова с этой орфограммой и подчеркни.

Миша, Лиза

ЗАПОМНИ!  Клички животных (кот Мурзик), названия городов (город Калуга), населённых пунктов (село Щелканово, рек (река Угра), морей (Чёрное море), океанов ихий океан), имена (девочка Нина, дядя Толя), отчества (Николаевич, Александровна), фамилии (Кораблёв) пишутся с большой буквы.

ПЕРЕНОС СЛОВ.

1.Напиши слово со всеми случаями переноса.

се-ребристый, сереб-ристый, серебрис-тый

ЗАПОМНИ!  При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке и переносить её на другую строку. 

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ.

1.Выпиши слово, подчеркни безударную гласную.

трава

2.Подбери проверочное слово. Запиши. Поставь ударение.

трава-тра́вы

ЗАПОМНИ!  Для проверки надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением. 

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

  1. Выпиши слово, подчеркни парную согласную.

шубка

  1. Подбери проверочное слово. Запиши.

шубка-шубы

ЗАПОМНИ!  Для проверки надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной буквы стояла  гласная.

           

МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.

1.Выпиши слово, подчеркни  мягкий  знак (ь).

письмо

2.Напиши свои два слова с этой орфограммой и подчеркни.

мальчик, пеньки,

МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ СЛОВА.

1. Выпиши слово, подчеркни  мягкий  знак (ь).

конь

2.Напиши свои два слова с этой орфограммой и подчеркни.

тетрадь, пень

ЗАПОМНИ!  Мягкий знак пишется в глаголах, отвечающих  на вопрос что делать?  перед суффиксом ся (смеяться, веселиться) , на конце глаголов 2лица, ед.числа ( говоришь, читаешь) и в неопределённой форме глаголов (плакать, молчать).

 МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) В КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Ж,Ш,Ч, Щ.

        1.Выпиши слово, подчеркни  мягкий  знак (ь). печь

2.Придумай свои два слова с этой орфограммой и подчеркни орфограмму.

мышь, рожь

ЗАПОМНИ!  Только в конце существительных женского рода после шипящих ж, ш,ч, щ пишется мягкий знак (ь).

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь).

          1.Выпиши слово, подчеркни  мягкий  знак (ь).

ружьё

2.Придумай свои два слова с этой орфограммой и подчеркни её.

вьюга, семья

ЗАПОМНИ!  Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными: е, ё, ю, я, и.

                                         РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК (Ь).

          1.Выпиши слово, подчеркни  твёрдый  знак (ъ).

                                       объявление

2.Придумай и запиши  два слова с этой орфограммой и подчеркни её.

съезд, разъяснение

ЗАПОМНИ!  Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется

 после приставок:  об, с, от, раз …..

 перед гласными: е, ё, ю, я, и. 

ПРЕДЛОГИ.

          1.Выпиши слово с предлогом.

по лесу

2.Придумай два слова с этой орфограммой и подчеркни её.

с ветки,  на дороге

СЛОВА С ДВОЙНЫМИ СОГЛАСНЫМИ.

          1.Выпиши слово, подчеркни  удвоенные согласные.

класс

2.Напиши свои два слова с этой орфограммой и подчеркни её.

аллея, группа

ЗАПОМНИ!  Переносить слова с удвоенными согласными надо так:

длин-ный, рус-ский, кол-лектив.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.

          1.Выпиши слово, выдели в нём приставку.                                   

                                            полетели

2.Придумай свои два слова с этой орфограммой и выдели её.

                                    пошёл,   побежали

                       ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

          1.Выпиши предложение и поставь нужный знак в конце предложения.

Кто вышел на улицу?

НЕ С ГЛАГОЛАМИ.

          1.Выпиши слово, подчеркни орфограмму.

не ругал

2.Придумай свои два слова с этой орфограммой и подчеркни её.

Не_ нашёл, не_ поехал

ЗАПОМНИ!  НЕ с глаголами пишется раздельно.

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

          1.Выпиши слово, подчеркни орфограмму.

на поляне

2.Определи род, склонение и падеж имени существительного.

на поляне (ж.р., 1скл., П.п.)

3. Придумай и запиши два слова с этой орфограммой.

на траве, на поле

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАТЕЛЬНЫХ.

          1.Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Выдели окончание.

на огромной поляне

2.Определи окончание имени прилагательного по вопросу.

на поляне (какой?) огромной

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.

          1.Выпиши глагол. Выдели  окончание.

пишет

        2.Поставь глагол в неопределённую форму. Определи спряжение глагола.

пишет (что делать?) писать (1спр.)



Предварительный просмотр:

«Памятки для работы над ошибками в начальных классах»

                                                    Жулькова Нина Михайловна, учитель начальных классов

                                                                                             Статья отнесена к разделу: Обмен опытом.

         Любое языковое явление, изучаемое на уроке, при реализации коммуникативного подхода в обучении русскому языку должно быть рассмотрено с точки зрения его практической необходимости, его выхода на реальную речевую практику.

 Чтобы дети не допускали ошибок при письме, они должны видеть те опасные места, в которых  могут допустить ошибку. В УМК «Гармония» при обучении грамоте вводится понятие «опасные места». На мой взгляд, это другой подход  к освоению понятия «орфограмма» («опасное место») и развитию орфографической зоркости детей. Ненавязчиво даётся  детям понятие правописания безударных гласных, парных согласных и т.д.  Знакомство с правилом вводится постепенно. Если ребёнок научится видеть, слышать, а главное, объяснить, почему здесь нужно писать эту букву, а не ту, которую он слышит при произношении данного слова,  мы сможем добиться грамотного письма. Поэтому неотъемлемой частью работы над грамотным письмом является работа над ошибками. Для детей создано много пособий в помощь для работы над правилами. На основе опыта других преподавателей и своего собственного опыта я применяю памятки для работы над ошибками. Они есть у каждого ребёнка. В работе с классом я использую эти же памятки, выводя их на экран. Любая работа начинается с общей памятки работы над ошибками. Вначале разбираются ошибки, допущенные большинством учащихся, затем идёт индивидуальная работа. Эти памятки детям помогают  выполнять и работу над ошибками дома.

ПАМЯТКА.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

 Последовательность работы над любой допущенной ошибкой.

  1. Прочитай слово, в котором допущена ошибка.
  2. Определи, на какое правило допущена ошибка.
  3. Повтори  данное правило.
  4. Найди в памятке, как работать над этой ошибкой.
  5. Прочитай  внимательно и начинай выполнять работу над данной ошибкой в той последовательности, которая дана в памятке. 

ПРОПУСК И ЗАМЕНА БУКВ.

  1. Выпиши слово, разделив на слоги.  две-ри
  2. Подчерки гласные.          двеи

 ЗАПОМНИ!  сколько в слове гласных букв, столько слогов.

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА.

  1. Выпиши слово. Подчеркни орфограмму, поставь ударение. морко́́́́́́́вь
  2. Напиши это слово три раза.

морковь, морковь, морковь

СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

  1. Выпиши слово, подчерки сочетание.  дача
  2. Напиши с этим сочетанием два, три слова и подчеркни.

задача, чашка

         ЗАПОМНИ!              ЖИИ пиши с буквой  И

                                               ЧАА пиши с буквой  А

                                               ЧУУ пиши с буквой  У

                                                       БОЛЬШАЯ БУКВА.

  1. Выпиши слово, подчеркни заглавную букву. Мария
  2. Напиши свои слова с этой орфограммой и подчеркни.

Миша, Лиза

ЗАПОМНИ!  Клички животных (кот Мурзик), названия городов (город Калуга), населённых пунктов (село Щелканово, рек (река Угра), морей (Чёрное море), океанов ихий океан), имена (девочка Нина, дядя Толя), отчества (Николаевич, Александровна), фамилии (Кораблёв) пишутся с большой буквы.

ПЕРЕНОС СЛОВ.

1.Напиши слово со всеми случаями переноса.

се-ребристый, сереб-ристый, серебрис-тый

ЗАПОМНИ!  При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке и переносить её на другую строку. 

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ.

1.Выпиши слово, подчеркни безударную гласную.

трава

2.Подбери проверочное слово. Запиши. Поставь ударение.

трава-тра́вы

ЗАПОМНИ!  Для проверки надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением. 

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

  1. Выпиши слово, подчеркни парную согласную.

шубка

  1. Подбери проверочное слово. Запиши.

шубка-шубы

ЗАПОМНИ!  Для проверки надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной буквы стояла  гласная.

           

МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.

1.Выпиши слово, подчеркни  мягкий  знак (ь).

письмо

2.Напиши свои два слова с этой орфограммой и подчеркни.

мальчик, пеньки,

МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ СЛОВА.

1. Выпиши слово, подчеркни  мягкий  знак (ь).

конь

2.Напиши свои два слова с этой орфограммой и подчеркни.

тетрадь, пень

ЗАПОМНИ!  Мягкий знак пишется в глаголах, отвечающих  на вопрос что делать?  перед суффиксом ся (смеяться, веселиться) , на конце глаголов 2лица, ед.числа ( говоришь, читаешь) и в неопределённой форме глаголов (плакать, молчать).

 МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) В КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Ж,Ш,Ч, Щ.

        1.Выпиши слово, подчеркни  мягкий  знак (ь). печь

2.Придумай свои два слова с этой орфограммой и подчеркни орфограмму.

мышь, рожь

ЗАПОМНИ!  Только в конце существительных женского рода после шипящих ж, ш,ч, щ пишется мягкий знак (ь).

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь).

          1.Выпиши слово, подчеркни  мягкий  знак (ь).

ружьё

2.Придумай свои два слова с этой орфограммой и подчеркни её.

вьюга, семья

ЗАПОМНИ!  Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными: е, ё, ю, я, и.

                                         РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК (Ь).

          1.Выпиши слово, подчеркни  твёрдый  знак (ъ).

                                       объявление

2.Придумай и запиши  два слова с этой орфограммой и подчеркни её.

съезд, разъяснение

ЗАПОМНИ!  Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется

 после приставок:  об, с, от, раз …..

 перед гласными: е, ё, ю, я, и. 

ПРЕДЛОГИ.

          1.Выпиши слово с предлогом.

по лесу

2.Придумай два слова с этой орфограммой и подчеркни её.

с ветки,  на дороге

СЛОВА С ДВОЙНЫМИ СОГЛАСНЫМИ.

          1.Выпиши слово, подчеркни  удвоенные согласные.

класс

2.Напиши свои два слова с этой орфограммой и подчеркни её.

аллея, группа

ЗАПОМНИ!  Переносить слова с удвоенными согласными надо так:

длин-ный, рус-ский, кол-лектив.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.

          1.Выпиши слово, выдели в нём приставку.                                   

                                            полетели

2.Придумай свои два слова с этой орфограммой и выдели её.

                                    пошёл,   побежали

                       ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

          1.Выпиши предложение и поставь нужный знак в конце предложения.

Кто вышел на улицу?

НЕ С ГЛАГОЛАМИ.

          1.Выпиши слово, подчеркни орфограмму.

не ругал

2.Придумай свои два слова с этой орфограммой и подчеркни её.

Не_ нашёл, не_ поехал

ЗАПОМНИ!  НЕ с глаголами пишется раздельно.

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

          1.Выпиши слово, подчеркни орфограмму.

на поляне

2.Определи род, склонение и падеж имени существительного.

на поляне (ж.р., 1скл., П.п.)

3. Придумай и запиши два слова с этой орфограммой.

на траве, на поле

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАТЕЛЬНЫХ.

          1.Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Выдели окончание.

на огромной поляне

2.Определи окончание имени прилагательного по вопросу.

на поляне (какой?) огромной

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.

          1.Выпиши глагол. Выдели  окончание.

пишет

        2.Поставь глагол в неопределённую форму. Определи спряжение глагола.

пишет (что делать?) писать (1спр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Памятка по работе над ошибками 1-4 классы.

Памятка поможет при коллективной и самостоятельной работе над ошибками....

Памятк для работы над ошибками в начальной школе

Памятки для работы над ошибками по русскому языку и математике...

Памятка для работы над ошибками в начальных классах

Систематическая работа над ошибками - важное условие для формирования орфографической грамотности младших школьников. Учить этому нужно уже с 1 класса....

Памятка для работы над ошибками для начальной школы.

Подробная памятка для работы над ошибками по русскому языку включает всебя все основные орфограммы за курс начальной школы....

Памятка по работе над ошибками в начальной школе

Данный материал будет полезен как преподавателям начальной школы, так и родителям...

Памятка для работы над ошибками в начальной школе

В памятке представлены виды орфограмм, изучаемых в начальной школе...