Содержание работы социального педагога с семьей. ( из опыта работы Вислобоковой С.И.) ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
опыты и эксперименты на тему

Вислобокова Светлана Ивановна

«Ребенок –зеркало семьи; как в капле

воды отражается солнце, так и в

детях  отражается нравственная

 чистота матери и отца».

  В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы социального педагога с семьей.

( из опыта работы Вислобоковой С.И.)

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

г. Тамбов

«Ребенок –зеркало семьи; как в капле

воды отражается солнце, так и в

детях  отражается нравственная

                                                 чистота матери и отца».

                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью, как один из главных объектов профессиональной деятельности.

Основные направления социального педагога в Центре определены проблемами, возникающими в процессе работы. Цель работы – формирование и создание благоприятного климата в семьях, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. В связи с чем, решались задачи формирования социально-значимой личности, формирование знаний у родителей о социально-полезной деятельности.  Работа социального педагога с семьей проводится в соответствии с планом и осуществляется по следующим направлениям:

1.Социальная диагностика:

-проведение социальной паспортизации,

-изучение и анализ семейно-бытовых отношений в семьях;

-изучение и анализ морально-психологического фона с целью выявления

 его воздействия на личность ребенка и разработка мер по его оптимизации;

-социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем детей, семьи.

        Начальным этапом работы социального педагога с семьей, является составление социального паспорта и учетной карты семьи, в которых содержится следующая информация:

Социальный паспорт

  1. Всего детей;
  2. Многодетные   семьи;
  3. Дети инвалиды;
  4. Малообеспеченные семьи (на усмотрение классного руководителя);
  5. Дети, находящиеся под опекой,
  6. Неполные семьи;
  7. Матери одиночки;
  8. Неблагополучные семьи;
  9. Учащиеся с девиантным поведением;
  10. Образование родителей: высшее, ср. специальное, среднее, неполное среднее; и т.п.

Затем по этим данным составляется социальный паспорт образовательного учреждения.

Учетная карта семьи

  1. Ф. И. О. обратившегося;
  2. Дата рождения;
  3. Адрес , тел.;
  4. Образование;
  5. Состав семьи: Ф.И.О., дата рождения, степень родства, место работы,       должность;
  6. Структура  семьи (полная, не полная, опекунская и т.п.);
  7. Жилищно-бытовые условия семьи;
  8. Причина обращения;
  9. Характеристика запроса ;

"повлияйте" "проинформируйте"

"научите" "посоветуйте"

"объясните" другое (что именно);

Диагностика семьи проводится для того чтобы получить достоверные и полные сведения о семье. В процессе работы проводятся следующие исследования и разработки: взаимоотношения в семье; интересы детей; домашние обязанности; условия воспитания ребенка (как и сколько родители проводят времени с ребенком, если у них общие дела, какая форма общения и т.п.). Очень важно представить, что знают родители о своих детях, а так же что знают дети о родителях. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогают социальному педагогу выявить проблемы и трудности в сфере семьи.

2.Социально-педагогическое консультирование:

 - организация и проведение индивидуальных консультаций для детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

- консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем.

        С родителями выделяется следующие формы работы: индивидуальные беседы и консультации - одна из важнейших форм взаимодействия  на семьи. Консультации способствуют преодолению беспокойства  родителей, созданию хорошего контакта между родителями и детьми. Они проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.

В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для работы сведения.

Большое место в индивидуальных консультациях родителей уделяется проблемам социализации  детей. Поэтому задача социального педагога объяснить родителям, что процесс социализации детей с ОВЗ сложен, а их интеграция в общество проблемная и далеко не всегда успешная. 

С целью оказания помощи родителям, сначала всегда анализируется психоэмоциональное состояние семьи. Это помогает определить готов ли родитель следовать рекомендациям специалиста и действовать в интересах ребенка. Как показывает практика, на консультации приходят мамы и папы, психоэмоциональное состояние которых можно оценить как «состояние выхода из кризиса». Установить «обратную связь» с ними, учесть их пожелания и интересы помогают анкеты с различными типами вопросов:

  1. Готовы ли вы к сотрудничеству.
  2. Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядят следующим образом
  3. Ведутся ли развивающие занятия дома.
  4. Какие у вашего ребенка отношения с детьми, если трудности.
  5. Существует ли в вашей семье система мер поощрения и наказания.

Обработка анкет позволяет получать сведения о том, что ожидают родители от специалиста и обозначить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей.

 Проанализировав полученные данные, можно сказать, что в основном метод консультирования предполагает оказание практической или обучающей помощи семье в трудной жизненной ситуации. Его цель - содействие оптимизации внутрисемейных отношений на основе изучения взаимодействия членов семьи. Для успешного результата консультирования родителей необходимо разработать примерный тематический лекторий по следующим темам: « Поощрение и наказание», «Правила поведения детей в общественном месте», «Как научить ребенка самообслуживанию»,«Защита ребенка в социальных условиях», «Проблемы воспитания детей», «Ответственность родителей за невыполнение своих родительских обязанностей», « Жестокое обращение с детьми»,«Атмосфера жизни семьи, как фактор психического и физического здоровья», и т.д.

Деятельность социального педагога обусловлена в помощи родителям, которые испытывают трудности в общении, обучении и воспитании детей, а для этого можно использовать следующие рекомендации:

  • принимайте ребенка таким, какой он есть;
  • предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
  • расширяйте кругозор ребенка;
  • включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
  • игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих;
  • развивайте в ребенке положительные эмоции;
  • с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
  • чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;
  • не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дает оценку собственному поступку.

3.Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация: 

- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения детей;

- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам несовершеннолетних)

- способствование пропаганде здорового образа жизни;

- повышение уровня правовой грамотности детей и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Работа по данному направлению зависит от анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.

Из существующего множества типологий семьи задачам социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации:

1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например: неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

4. Асоциальные семьи. Семьи, в которых родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства .

Таким образом, статус семьи должен, определятся, так как он влияет на ее адаптацию в обществе и на ее положение в социуме. И по данным характеристикам семью можно отнести к тому или иному типу.

4.Организационно-методическая деятельность: - анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности:

Социальный педагог всегда проводит анализ своей социально- педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства:

- участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике,

достижений науки и практики, результатов проведенных социально-педагогических исследований.

         Социальный педагог, работающий в образовательном учреждении, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией: 

1.Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;

2.Должностная инструкция;

3.Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;

4.Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;

5.График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций;

6.Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;

7.Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов; стоящими на внутришкольном контроле; действий и результатов преодоления нарушений;

8.Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

9.Данные по изучению социального состава семей, социального паспорта, социальных ожиданий родителей и т.д.

10.Учет мер по социальной защите детей из социально - неблагополучных семей;

11.Методические рекомендации для родителей.

Делая вывод о деятельности социального педагога с семьей, можно сказать, что суть его работы с семьей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Совместная деятельность может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия социального педагога с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андрюшева, Е.В. Семья и здоровье подростка / Е.В. Андрюшина // Народонаселение, 1998г.,№2 - 132 с.

2. Балыгин, М.М. Образ жизни и здоровье детей раннего возраста // Здравоохранение, 1998, №3 - 145 с.

3. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе/ Е.Б. Бреева.- М.: Просвещение, 1999 - 467 с.

4. Буянов, М.И.Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра/ М.И. Буянов.- М.: Просвещение,1988 - 368 с.

5. Вавилова, Л.Б. Сотрудничество школы и социально-педагогической службы по работе с семьей и профилактике семейного неблагополучия / Л.В. Вавилова // Социально-педагогическая работа изд. Май 1997 - 75с.

6. Валентас М., Прокофьева, Л. М. Отцы и дети после развода /М. Валентас, Л.М.Прокофьева // Демоскоп, 2001-№9- 109 с.

7. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика : учеб.пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: «Академия», 1999 - 440 с.

8. Гарбузов, В.И. Особенности психотерапии в семье /В.И. Гарбузов // Семейная психотерапия, Л.,1978 - 95 с.

9. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях // Социологические исследования, 2001,№11 - 86 с.

10. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров.- М.: «Академия», 2000 - 568 с.

11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова - М.: Просвещение, 2004 - 453с.

12. Капелевич Т.С., Дедук, О.Ю. Социально- педагогическая и психологическая работа с семьей : учеб.-методич. пособие/ Т.С. Капелевич, О.Ю. Дедук.- Мн.: РИПО, 2003 - 50с.

13. Кодекс о браке и семье СТ. № 63 - Минск: Амалфея, 2005- 54с.

14. Левко М.И. Работа с семьей / М.И. Левко. -Просвещение, 1996- 145 с.

15. Марковская ,И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ И.М. Марковская. - СПб., 2000- 240 с.

16. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.:Просвещение, 2005 - 480 с.

17.  Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. Высш.учеб.заведений / Под общ. Редакцией М.А. Галагузовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество школы и семьи в работе социального педагога

Работа с семьей занимает большое и основное место. Для успешной работы в этом направлении большое внимание было уделено изучению психолого-возрастных особенностей вновь прибывших детей, интересов восп...

Выступление на РМО "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении"

Презентация к докладу  "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год....

«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.

На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...

Алгоритм работы социального педагога с детьми и семьями находящимся в социально опасном положении

Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он прово...

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ И ДЕТЬМИ ОВЗ .

Модель инклюзивной школы предполагает в образовательной организации создание службы специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из основных направлени...