Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Дмитроченко Антонина Ивановна

Выступление на второй региональной научно-практической конференции "Инновационная образовательная деятельность:региональный аспект" - 11 декабря 2013 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitrochenko_ivanyuchenko_molchanova-statya.rar21 КБ

Предварительный просмотр:

Вторая региональная научно-практическая конференция «Инновационная образовательная деятельность: региональный аспект» - 11 декабря 2013г.

Выступление   «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей  учащихся»

А.И.Дмитроченко, Л.Н.Иванюченко, О.А.Молчанова

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он    всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».                                                                                  Л.Н. Толстой

        Стаж нашей работы в школе более 25 лет. Но с каждым годом проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и моральных ценностей, психологических установок. От наших  сегодняшних учеников зависит  будущее нашей Родины, поэтому  современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от своих учеников.

       Среди  учителей  нашей школы идет активный процесс поиска   инновационных средств, форм и методов  с учетом требований стандартов второго поколения. Одной из приоритетных целей методического объединения  нашей  школы является «Создание условий для развития познавательной активности учащихся и творческих способностей через инновационные технологии». В Программе духовно-нравственного развития и воспитания отмечено, что выпускник  МОУ «Краснооктябрьская СОШ» должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. 

     Учителя МОУ «Краснооктябрьская СОШ» на протяжении многих лет используют инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса. Мы стараемся работать так, чтобы каждый  урок  был результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.

     Уже третий год наши учителя работают по стандартам второго поколения учебно-методического комплекта «Школа России». На первое место мы  ставим  не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство»  в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не  только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

       В настоящее время существует значительное количество разнообразных образовательных технологий. Но каждая из образовательных  технологий включает в себя:

       - Целевую направленность.

       - Научные идеи, на которые опирается.

        -Системы действия учителя и ученика.

        -Критерии оценки результата.

       - Результаты.

        -Ограничения в использовании.

       Начиная обучение  с первого класса, мы все чаще стремимся использовать инновационные технологии, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск. Одной из таких технологий, используемых в начальных классах, является исследовательская деятельность.  Исследовательская деятельность, как раз и способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения, расширяет кругозор, учит находить свои собственные, не встречавшиеся ранее способы действий, дает возможность использовать инновационные технологии,  осваиваются новые знания и механизмы их самостоятельного получения.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

       Включаем  школьников в  такую деятельность  постепенно, начиная с 1 класса. Работа по программе УМК  “Школа России” предполагает исследовательскую деятельность на всех уроках.  Вначале – доступные исследования, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимые во внеурочное время и оформление результатов исследований в виде творческих работ.  В каждом классе проводится  занятия по внеурочной деятельности «Я – исследователь» по программе Савенкова. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.  А уже в 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Учащиеся, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской  работы каждого ученика.

        По выбранной теме дети собирают все интересные сведения. После сбора информации идёт работа над исследованиями. Затем отбираются среди собранных сведений только лишь  пригодные к работе. Другими словами, сбор сведений происходит не только для исследования, но и для реализации интересов детей. В 1 классе в урочное и внеурочное время учим выбирать тему исследования, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаем детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Наша задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Данная инновационная деятельность приучает  ребят слушать других, взвешивать и оценивать аргументы собеседников; способствует  формулированию своих взглядов, позиции в обстановке оживленного обмена мнениями; способствует отрешаться от своих эмоций, личных взаимоотношений с участниками обсуждения, отбрасывать эмоционально заряженные доводы и т.д.

        Учим  детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь нашей школы работает в тесном контакте с учителями школы.  От него тоже зависит эффективность исследовательской работы, так как заранее подбирает нам книги по темам исследования, учит  искать нужную информацию. От класса к классу растет  читательский опыт детей, уровень сформированности читательских умений.

       Учим оформлять исследования  и их защищать, здесь используем индивидуальную работу с учащимися. Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы. Любой исследовательский проект должен быть защищен. Учащиеся выступают  со своими проектами в классах на уроках и классных часах, перед родителями на родительских собраниях, проводят «Ярмарку достижений по внеурочной деятельности». В конце прошлого года в школе была проведена такая ярмарка – собрание для родителей,  будущих первоклассников и для учителей Белгородского района. Были представлены исследовательские работы учащимися 1 и 2 класса.

 Внеурочную деятельность «Я – исследователь» представили Калениченко Мария «Съедобно ли мясо акулы?», Рудычев Дмитрий «Почему кошки мурлыкают?», Бородавка Кирилл «Витамины на подоконнике», Терновская Дарья «Растения-лекари», Маляканов Александр «Птицы нашего края», Карытин Егор «Умеет ли яйцо плавать?»,  Мома Мария «Почему мы красим на Пасху яйца».

       Исследовательская работа с учащимися по предмету является трудным,  но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Работа должна выполняться  учащимися добровольно и должна быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.  Победа ученика – это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растёт и сам учитель. Поэтому вести такую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.

       Вывод:   Внедрение исследовательской работы  в учебный процесс дало положительные результаты. Участвуя в ней, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.

         Итак, используя  инновационные технологии, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также  контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уме...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...

Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...

"Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ"

Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетическ...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"

Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....

Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

            Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показ...