«Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»
проект (1 класс) по теме

Иванова Татьяна Борисовна

Обобщение работы по теме «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я убедилась, что особое

внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учеников, на активное использование в процессе обучения метода проектов. Для организации проектной деятельности учащихся начальных классов обладают все учебные предметы.

  Спецификой моей технологии является планирование проектно-исследовательской работы в классе.

Планирование проектно-исследовательской деятельности

на 2003 – 2007уч.г.

год

класс

форма исследования

темы

2003-2004

1

Экспресс - исследования

Птицы вокруг нас

Как зимует трава

Как ложится снег

Где и почему люди протаптывают тропинки

Где тает снег быстрее

Первые дни в школе

Чем школьник отличается от дошкольника

2004-2005

2

Теоретические экспресс - исследования

Москва - всем городам мать.

Северная столица.

Профессии.

Первопроходцы

Вредные привычки

Антон Павлович Чехов.

Моя семья.

Что такое культура

Деревья и кустарники

2005-2006

3

Долговременные исследования

Мой город – Северодвинск

Великая Отечественная война в моей семье

Животные леса

2006-2007

4

Долговременные исследования

Петр Ильич Чайковский

Горнолыжный спорт

Из истории денег

Вулканы

О чем пишут дети

Многозначные слова

В работе с первоклассниками  я чаще использую экспресс-исследования.

Данная форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной тематике.

В дальнейшем дети делятся своими наблюдениями с одноклассниками и оформляют свою работу в виде рисунка и краткой аннотации к нему. Несколько рисунков по одной тематике мы объединяем в брошюру.

Во 2 классе я знакомлю детей с теоретическими экспресс-исследованиями.  Они технически сложней, однако, в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным предметным дисциплинам.

Задача ребенка - собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего  связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством.

Оперативно собранные материалы исследований обобщаются, и авторы делают краткие сообщения.

В 3–ем и 4-ом классах обучаю детей работать с долговременными исследованиями.

К 4-му классу многие ученики вышли на новый уровень проектно-исследовательской работы.

Жажда новых впечатлений, желание учеников работать нестандартно и самостоятельно подтолкнули меня к решению провести в 4 классе научно-практическую конференцию по интересам.

Работая по УМК «Школа XXI века» на уроке окружающего мира, изучая тему «Как человек открывал новые земли» в разделе «Человек-путешественник» мы с ребятами знакомились с географической картой, изучали её легенду. Разобравшись с методом послойной окраски, ребят заинтересовали горные массивы. В этот период времени (2007г.) на Сицилии происходило извержение вулкана Этна. В новостях передавали, что  в течение полугода вулкан пробуждаелся 6 раз. В классе состоялась живая дискуссия. Появились вопросы, что такое вулкан?  Почему он пробуждается? Много ли существует вулканов? Ребята выдвигали разные версии.

Чтобы поддержать интерес учеников я предложила ребятам самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы, т.к. опыт исследовательской работы уже имелся.

Так незаметно для себя мы погрузились в проект, его 1 этап. На этом этапе образовалась группа детей, объединенная общим интересом.

Тема проекта определена.

 Цель работы: узнать, что такое вулкан и выяснить, что происходит при его извержении.

Задачи:

1)Изучить литературу и найти Интернет-ресурсы по данной теме.

2)Провести эксперимент.

3)Проанализировать полученный результат и сделать выводы.

       

Для помощи в работе я предложила ребятам воспользоваться брошюрой «Юный исследователь».            

2 этапом работы стало планирование деятельности участников группы.

Что известно?

Вулканы находятся на возвышенности, иногда извергаются, приносят вред ближайшим населенным пунктам.                 

Что предстоит сделать?

  1. Узнать, что называют вулканом.
  2. Строение вулкана.
  3. Все ли вулканы одинаковы.
  4. Как часто извергаются, самое мощное извержение.
  5. Что за вещество выливается при извержении.
  6. Правда ли, что вулканы приносят только вред?

Определили:

  • источники информации: энциклопедии, Интернет, видеофильмы
  • способы сбора и анализа информации (библиотека, Интернет-класс, надо скинуть информацию на электронный носитель.)
  • продолжительность работы над проектом (2 недели)
  • способы представления результатов (мультимедийная презентация, макет с  демонстрацией опыта )
  • выработали критерии оценки результатов (аккуратность, краткость, доступность, полнота) не более 10 минут.
  • разделили обязанности в группе (таблица)

Мозголомы:     1.Энтузиаст-руководитель –Сева  макет

 2.специалист – Саша  презентация

 3. специалист – Артем   макет

 4. консультант-Максим  литература

 5. консультант- Миша  литература

На 3 этапе ученики работали самостоятельно

  • Сбор информации, решение промежуточных задач
  • Консультации учеников учителем
  • Создание мультимедийной презентации
  • Изготовление макета
  • Проведение опыта

Ребята занялись сбором информации из разных источников. Этот этап работы был самым объемным и трудоёмким.

Первая трудность возникла, когда был собран информационный материал, в котором содержались незнакомые слова, ребятам пришлось обратиться к толковому и географическому словарю, за разъяснением к родителям. Теперь предстояло выделить самое главное, чтобы создать презентацию. Постепенно сузился круг необходимого рабочего материала, появились рисунки, фотографии.

Опыт работы  с программой пауэр поинт у ребят отсутствовал, но желание выполнить работу победило. Ученики научились создавать слайды, переносить текстовую информацию, рисунки, фотографии. Во время работы над презентацией появлялись новые идеи.

Самое интересное – создание макета. Ребята использовали различные материалы (пластилин, газеты, клей, бутылка, краска). И вот макет готов.

Участникам проекта хотелось, чтобы извержение вулкана произвело впечатление на одноклассников. В энциклопедии нашли состав смеси, необходимой для эксперимента (сода, уксус, вода). Проводя опыт дома, обнаружили, что вытекающая смесь из кратера прозрачная, а ведь очень хотелось всё приблизить к действительности. Начали экспериментировать, добавили красной краски, цвет был ненасыщенным. Гуашь придала вытекающей лаве нужный цвет. Но тут приходит новая идея, лава должна пениться. Один из участников проекта предлагает добавить в смесь жидкое мыло. Результат превзошёл все ожидания.

4этап - презентация работы

  • Демонстрация опыта
  • Защита проекта (ответы на вопросы)
  • Коллективное обсуждение

Защита — венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Мы проводили защиту как праздничное мероприятие. К этому событию подготовился весь класс: авторы проектов объединились в группу «Исследователи», остальные были «Оппоненты». После выступления каждой группе задавались вопросы по теме работы.

Я выступала в роли критика: рецензировала выступления юных исследователей, обращая внимание на актуальность темы, её практическое применение, на доступность и эмоциональность изложения материала докладчиком. Отдельная словесная оценка давалась умению докладчиков аргументировано отвечать на вопросы оппонентов. Лучшие работы мы представили на школьной неделе проектов, где проект «Вулканы» занял I место.

Научно-практическая конференция по интересам поддержала у учащихся желание экспериментировать, искать, творить, добывать новые знания и делиться ими со сверстниками.

5 этап – рефлексия. (контрольный)

  •  Самооценка своей деятельности по анкете:

1.Что в проекте удалось лучше всего?

2.Удачно ли ты распределил время, выполняя проект?

3.Что для тебя было самым трудным в работе над проектом?

4.Доволен ли ты презентацией своего проекта?

5.Считаешь ли ты необходимым доработать (улучшить) проект?

6.Согласен ли ты с оценкой одноклассников проекта и его защиты?

7.Какие эмоции, чувства ты испытал работая над проектом?

8. За что бы ты сам себя похвалил после завершения проекта его презентации?

9. Какую пользу ты извлёк для себя, работая над проектом?

10. Хотел бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторён через какое-то время?

  • Анализ результатов
  • Оценка качества

Результаты самооценки:

Лучше всего в проекте удался опыт.

Много времени было потрачено на работу с литературой.

Трудности возникли:

  • при отборе информации,
  • в создании презентации, долго не могли вставить нужные фотографии,
  •  когда дома проводили опыт, несколько раз приходилось заниматься ремонтом макета.  

Все остались довольны презентацией, т.к. каждый имел слово.

Можно улучшить проект – углубить информацию, добавить кроссворд.

С оценкой одноклассников все согласны.

Работая над проектом я испытывал разные чувства, вначале работы казалось, что всё легко. Был момент, что хотелось всё бросить, что ничего не получится, но, когда стали появляться первые результаты, я очень обрадовался, появилось желание сделать ещё что-нибудь, но у нас уже не было времени. Радовались, что хватило знаний, чтобы ответить на вопросы оппонентов.

Я понял, что могу сам найти ответы на интересующие меня вопросы.

Я научился работать с новой программой.

Хочется ещё поэкспериментировать.

Я научился работать с поисковыми сайтами в Интернете.

Знаю, что можно обратиться за помощью к одноклассникам.

Хочется создать, что – нибудь новое, а нашим проектом пусть пользуются другие ученики.

Проект «Вулканы»

по предметному содержанию – монопроект ( в рамках одной области знаний);

по доминирующей деятельности учащихся – информационно-исследовательский;

по продолжительности – долговременный.

Вывод: работа над проектом поддержала у учащихся желание экспериментировать, искать, творить, добывать новые знания и делиться ими со сверстниками. Учебные исследования, ориентированные изначально на развитие творческой активности и повышения мотивации обучения детей, способствовали расширению кругозора учащихся, углублению и закреплению имеющихся у них знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся.

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась, что особое внимание в процессе обучения  надо направлять на активное исполь...

Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.

Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...

Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся.

Преобразования в обществе и изменения в Российском образовании за последние годы требуют и от педагога нового подхода к процессу обучения. Вместо усвоения учащимися готовых знаний, умений ...

Новые образовательные технологии, как одно из условий повышения мотивации и качества образования

Из опыта работы "Новые образовательные технологии, как одно из условий повышения мотивации и качества образования"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализа...