Целеполагание – важный фактор эффективности современного урока
учебно-методический материал по теме

От чего же зависит эффективность урока?

 

          На первом этапе, прежде всего,  от конкретности поставленной цели и задач. Затем установления средств – которые помогут педагогу в достижении цели. А уже затем определения способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Важно, начиная с первого урока первого класса, учителю начальных классов создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie.rar368.17 КБ

Предварительный просмотр:

Целеполагание – важный фактор эффективности современного урока

Перепелица Лариса Викторовна,

учитель начальных классов

МКОУ «Муромцевский лицей»

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика. ( слайд 2)

Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.  ( слайд 2)

Таким образом, эффективность урока - это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала.

От чего же зависит эффективность урока?

          На первом этапе, прежде всего,  от конкретности поставленной цели и задач. Затем установления средств – которые помогут педагогу в достижении цели. А уже затем определения способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Важно, начиная с первого урока первого класса, учителю начальных классов создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.

         Так первый урок в первом классе начинаю с беседы:

- Зачем дети идут в школу?

- Для чего вы пришли в школу?

- Какова ваша цель? (Специально употребляю это слово).

- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему?

- С чего начнем? А что будем делать потом?

- Почему?

- С какой целью выполняем это задание? (промежуточная рефлексия)

- Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель?

В конце урока обязательна рефлексия!

- Какие цели ставили?

- Достигли ли своей цели? Почему?

- Что получилось?

- Над чем стоит еще поработать?

         Чтобы правильно организовать этап целеполагания (а по новым стандартам это совместная деятельность учителя и учащихся, т.е. дети ставят цели урока в сотрудничестве с учителем), педагогу самому нужно уметь грамотно ставить цели урока.

В современной педагогике рассматриваются различные способы постановки цели.  

  1) в рамках системно-деятельностного подхода

  2) компетентностного подхода

  3) по таксономии Блума и др. (слайд 3,4)

( рассматриваются способы постановки цели по Кларину, по Лебедеву, по Келли) но это отдельная тема)

   Приведу примеры постановки целей со своего открытого урока Окружающий мир, 3 класс. «В царстве грибов». Могу точно сказать, что цели поставлены правильно, т.к. урок проконсультирован  Железниковой  Ольгой Александровной  (заместитель руководителя Центра развития начального  образования  ОАО "Издательство "Просвещение") и опубликован на этом сайте.

Системно - деятельностный подход. (слайд 5)

 Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные:

- знать о наличии царства грибов;

- знать строение гриба;

- уметь находить части гриба;

- знать съедобные и несъедобные грибы;

- уметь различать грибы-двойники;

- знать грибы, занесённые в Красную книгу.

Метапредметные:

 - сравнивать грибы с растениями и находить отличительные признаки;

-  классифицировать грибы на  съедобные и не съедобные;  

- создавать модель гриба;

- понимать значение грибов для леса.

Личностные:

- осознавать значение грибов для леса;

- осознавать необходимость правильного сбора грибов;

- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.  

        Компетентностный подход        (слайд 6)

Цели урока:

Когнитивная: (знание и понимание)

- анализируют строение гриба;

- сравнивают грибы с растениями и находят их отличительные признаки;

- классифицируют  грибы на  съедобные и не съедобные;  

Деятельностная: создание условий для развития компетенций:

· информационной (аспект: поиск, переработка, использование информации о грибах для решения учебных ситуаций и задач);

· коммуникативной (аспект: продуктивная парная коммуникация).

· учебно-познавательной (аспект: целеполагание, планирование, самооценка и взаимооценка деятельности).

Личностная: воспитание бережного отношения к природе.

Постановка цели урока по таксономии Б. Блума (слайд 7)

Греч. (расположение, строй, порядок)

Тема урока

Уровень

Пример постановки цели

Предмет: окружающий мир

Тема: «В царстве грибов»

Знание

Ученики в конце урока могут перечислить части гриба, съедобные и несъедобные грибы, грибы – двойники, грибы, занесенные в Красную книгу  

Понимание

Ученики в конце урока могут объяснить, почему нельзя собирать грибы, вырывая грибницу, почему нельзя уничтожать несъедобные грибы, привести примеры правильного и неправильного поведения человека в лесу при сборе грибов

Применение

Ученики в конце урока могут сформулировать правила поведения при сборе грибов, продемонстрировать умение в предполагаемой ситуации

Анализ

Ученики в конце урока могут установить взаимосвязь между грибами и лесом, между поведением человека в природе и состоянием окружающей среды

Оценка

Ученики в конце урока научатся давать оценку поведению человека в природе, уметь противостоять неправильному поведению людей (родных, одноклассников, знакомых), делать собственные выводы

Творчество

Ученики в конце урока   составляют собственные правила сбора грибов  

Приемы постановки цели на уроке.

Этап урока

Результат этапа

Цель этапа

Действия педагога

Приёмы постановки цели

Действия обучающихся

Целеполагание

Сформулированная и зафиксированная с помощью схемы учебная задача  в ходе совмест ной деятельности

Формирование и развитие ценностного отношения к умению определять и формулиро вать проблему, тему и цель для изуче ния (в сов местной деятельности)

Подводящий диалог:

(На доске плакат с изображением облаков, солнца, тропинок и т.д.)

- Ребята, совсем недавно мы делали проект «Разнообразие природы родного края». Что вы поместили в свои проекты?

- На какие группы можно разделить эти объекты природы?

- Какое название дали учёные–биологи этим группам?

На доске открывается схема:

 ЖИВАЯ ПРИРОДА

царство        царство животных   растений  

Проблемная ситуация:

  - А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу?»

-Чего не хватает в нашей модели природы?

- Давайте поместим грибы на наш плакат.

- К какому царству

 вы отнесёте ягоды?

- А грибы можно отнести к этому царству? Почему?

- Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы?

- Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство.

(В схему добавляется табличка

         царство грибов)

Формулирование темы в виде вопроса:

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.

Домысливание:

 - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?

- Почему  грибы определили в отдельное царство?

- Значит, что мы ещё узнаем?

-Что вы ещё знаете о грибах?

-Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?

- А ещё, ребята, мы создадим модель гриба.

Мы поместили деревья, цветы, траву, кустарники, птиц, зверей, насекомых и др….(помещают изображения объектов природы на ватман)

- Эти объекты природы можно разделить на растения и животные.

- Учёные биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных.

-Ягоды, грибы.

-Грибов.

Дети помещают различные грибы на плакат.

-К царству растений.

- Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков.

- Их можно отнести

к царству грибов.

- Царство грибов.

- Мы узнаем какие бывают грибы.

-У них особое строение.

- Узнаем строение гриба.

-Грибы бывают съедобные и несъедобные.

- Мы будем учиться классифицировать грибы.

Приемы включения учащихся в процесс целеполагания:

 

Использую приём «Яркого пятна»

Если мы хотим привлечь внимание учеников к какому-то объекту, вовсе не обязательно строго следовать правилам проектирования экранных зон. Достаточно как-то выделить необходимый объект.

Тогда место его нахождения не имеет значения.  Как видим, вопреки «законам жанра», слово «глагол» находится в «неудобном» для взгляда месте. Но оно, конечно, привлекает наше внимание.

Проблемные ситуации, возникшие с удивлением:

Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

 

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

1. Русский язык, 3 класс.

Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.

Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.

Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?

Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.

Значит, какие будут цели урока?

Проблемные ситуации, возникшие с затруднением:

1. Математика, 2 класс.

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа?

Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение

Вы смогли выполнить мое задание?

Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:

12 * 6         14 * 3
32 : 16         3 * 16
15 * 4         50 : 10
70 : 7           81 : 27

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
     Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.

 Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

            Исключение

Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

        Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

   Повторим
 Изучим
 Узнаем
 Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

 

       

        Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например,  на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.).

          Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

          Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки в начальной школе как условие эффективности современного урока

Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира...

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал использовался на семинаре по теме "Нетрадиционные уроки в современной школе"...

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В материале отражены особенности организации учебной дискуссии  в свете требований ФГОС НОО. Описаны цель, задачи каждой стадии развития дискуссии, приемы работы, ожидаемые результаты....

Технология целеполагания как основа конструирования современного урока

Цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их сог...

Технология целеполагания –как основа конструирования современного урока

Технология целеполагания –как основа конструирования современного урока...

«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)

В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....

"Взаимодействие учителя-ученика-семьи, как важный фактор эффективности развития личности ребенка"

"Взаимодействие учителя-ученика-семьи, как важный фактор эффективности развития личности ребенка"...