Целеполагание – важный фактор эффективности современного урока
учебно-методический материал по теме
От чего же зависит эффективность урока?
На первом этапе, прежде всего, от конкретности поставленной цели и задач. Затем установления средств – которые помогут педагогу в достижении цели. А уже затем определения способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Важно, начиная с первого урока первого класса, учителю начальных классов создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 368.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Целеполагание – важный фактор эффективности современного урока
Перепелица Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
МКОУ «Муромцевский лицей»
Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика. ( слайд 2)
Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. ( слайд 2)
Таким образом, эффективность урока - это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала.
От чего же зависит эффективность урока?
На первом этапе, прежде всего, от конкретности поставленной цели и задач. Затем установления средств – которые помогут педагогу в достижении цели. А уже затем определения способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Важно, начиная с первого урока первого класса, учителю начальных классов создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.
Так первый урок в первом классе начинаю с беседы:
- Зачем дети идут в школу?
- Для чего вы пришли в школу?
- Какова ваша цель? (Специально употребляю это слово).
- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему?
- С чего начнем? А что будем делать потом?
- Почему?
- С какой целью выполняем это задание? (промежуточная рефлексия)
- Что должны узнать на уроке?
- Чему научиться?
- Какова цель сегодняшнего урока?
- А ваша личная цель?
В конце урока обязательна рефлексия!
- Какие цели ставили?
- Достигли ли своей цели? Почему?
- Что получилось?
- Над чем стоит еще поработать?
Чтобы правильно организовать этап целеполагания (а по новым стандартам это совместная деятельность учителя и учащихся, т.е. дети ставят цели урока в сотрудничестве с учителем), педагогу самому нужно уметь грамотно ставить цели урока.
В современной педагогике рассматриваются различные способы постановки цели.
1) в рамках системно-деятельностного подхода
2) компетентностного подхода
3) по таксономии Блума и др. (слайд 3,4)
( рассматриваются способы постановки цели по Кларину, по Лебедеву, по Келли) но это отдельная тема)
Приведу примеры постановки целей со своего открытого урока Окружающий мир, 3 класс. «В царстве грибов». Могу точно сказать, что цели поставлены правильно, т.к. урок проконсультирован Железниковой Ольгой Александровной (заместитель руководителя Центра развития начального образования ОАО "Издательство "Просвещение") и опубликован на этом сайте.
Системно - деятельностный подход. (слайд 5)
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные:
- знать о наличии царства грибов;
- знать строение гриба;
- уметь находить части гриба;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
- уметь различать грибы-двойники;
- знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Метапредметные:
- сравнивать грибы с растениями и находить отличительные признаки;
- классифицировать грибы на съедобные и не съедобные;
- создавать модель гриба;
- понимать значение грибов для леса.
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса;
- осознавать необходимость правильного сбора грибов;
- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
Компетентностный подход (слайд 6)
Цели урока:
Когнитивная: (знание и понимание)
- анализируют строение гриба;
- сравнивают грибы с растениями и находят их отличительные признаки;
- классифицируют грибы на съедобные и не съедобные;
Деятельностная: создание условий для развития компетенций:
· информационной (аспект: поиск, переработка, использование информации о грибах для решения учебных ситуаций и задач);
· коммуникативной (аспект: продуктивная парная коммуникация).
· учебно-познавательной (аспект: целеполагание, планирование, самооценка и взаимооценка деятельности).
Личностная: воспитание бережного отношения к природе.
Постановка цели урока по таксономии Б. Блума (слайд 7)
Греч. (расположение, строй, порядок)
Тема урока | Уровень | Пример постановки цели |
Предмет: окружающий мир Тема: «В царстве грибов» | Знание | Ученики в конце урока могут перечислить части гриба, съедобные и несъедобные грибы, грибы – двойники, грибы, занесенные в Красную книгу |
Понимание | Ученики в конце урока могут объяснить, почему нельзя собирать грибы, вырывая грибницу, почему нельзя уничтожать несъедобные грибы, привести примеры правильного и неправильного поведения человека в лесу при сборе грибов | |
Применение | Ученики в конце урока могут сформулировать правила поведения при сборе грибов, продемонстрировать умение в предполагаемой ситуации | |
Анализ | Ученики в конце урока могут установить взаимосвязь между грибами и лесом, между поведением человека в природе и состоянием окружающей среды | |
Оценка | Ученики в конце урока научатся давать оценку поведению человека в природе, уметь противостоять неправильному поведению людей (родных, одноклассников, знакомых), делать собственные выводы | |
Творчество | Ученики в конце урока составляют собственные правила сбора грибов |
Приемы постановки цели на уроке.
Этап урока | Результат этапа | Цель этапа | Действия педагога Приёмы постановки цели | Действия обучающихся |
Целеполагание | Сформулированная и зафиксированная с помощью схемы учебная задача в ходе совмест ной деятельности | Формирование и развитие ценностного отношения к умению определять и формулиро вать проблему, тему и цель для изуче ния (в сов местной деятельности) | Подводящий диалог: (На доске плакат с изображением облаков, солнца, тропинок и т.д.) - Ребята, совсем недавно мы делали проект «Разнообразие природы родного края». Что вы поместили в свои проекты? - На какие группы можно разделить эти объекты природы? - Какое название дали учёные–биологи этим группам? На доске открывается схема: ЖИВАЯ ПРИРОДА царство царство животных растений Проблемная ситуация: - А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу?» -Чего не хватает в нашей модели природы? - Давайте поместим грибы на наш плакат. - К какому царству вы отнесёте ягоды? - А грибы можно отнести к этому царству? Почему? - Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы? - Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство. (В схему добавляется табличка царство грибов) Формулирование темы в виде вопроса: -Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов. Домысливание: - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим? - Почему грибы определили в отдельное царство? - Значит, что мы ещё узнаем? -Что вы ещё знаете о грибах? -Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться? - А ещё, ребята, мы создадим модель гриба. | Мы поместили деревья, цветы, траву, кустарники, птиц, зверей, насекомых и др….(помещают изображения объектов природы на ватман) - Эти объекты природы можно разделить на растения и животные. - Учёные биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных. -Ягоды, грибы. -Грибов. Дети помещают различные грибы на плакат. -К царству растений. - Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков. - Их можно отнести к царству грибов. - Царство грибов. - Мы узнаем какие бывают грибы. -У них особое строение. - Узнаем строение гриба. -Грибы бывают съедобные и несъедобные. - Мы будем учиться классифицировать грибы. |
Приемы включения учащихся в процесс целеполагания:
Использую приём «Яркого пятна»
Если мы хотим привлечь внимание учеников к какому-то объекту, вовсе не обязательно строго следовать правилам проектирования экранных зон. Достаточно как-то выделить необходимый объект.
Тогда место его нахождения не имеет значения. Как видим, вопреки «законам жанра», слово «глагол» находится в «неудобном» для взгляда месте. Но оно, конечно, привлекает наше внимание.
Проблемные ситуации, возникшие с удивлением:
Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
1. Русский язык, 3 класс.
Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.
Значит, какие будут цели урока?
Проблемные ситуации, возникшие с затруднением:
1. Математика, 2 класс.
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа?
Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)
Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение
Вы смогли выполнить мое задание?
Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:
12 * 6 14 * 3
32 : 16 3 * 16
15 * 4 50 : 10
70 : 7 81 : 27
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.
Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Исключение
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.).
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-187865-1359084015.jpg)
Нестандартные уроки в начальной школе как условие эффективности современного урока
Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-155315-1510611693.jpg)
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Материал использовался на семинаре по теме "Нетрадиционные уроки в современной школе"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-458427-1409155663.jpg)
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В материале отражены особенности организации учебной дискуссии в свете требований ФГОС НОО. Описаны цель, задачи каждой стадии развития дискуссии, приемы работы, ожидаемые результаты....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-134283-1351688361.jpg)
Технология целеполагания как основа конструирования современного урока
Цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их сог...
Технология целеполагания –как основа конструирования современного урока
Технология целеполагания –как основа конструирования современного урока...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/23/picture-466440-1566578072.jpg)
«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....
"Взаимодействие учителя-ученика-семьи, как важный фактор эффективности развития личности ребенка"
"Взаимодействие учителя-ученика-семьи, как важный фактор эффективности развития личности ребенка"...